Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с базовыми принципами трансакционного анализа, понятие трансакционных из-держек (ТИ) определяет сущность фирм, структуру управления, организацию производства, фи-нансовые потоки и т.д. Отношения между звеньями, уровнями управления, как внутри фирмы, так и с другими субъектами рынка может быть оценено на основе методов трансакционного анализа, как части институциональной теории. Стержнем данного анализа является исследова-ние сущности, размеров, особенностей трансакционных издержек.
Альянс представляет договор между двумя, иногда тремя экономическими субъектами, без об-разования других организационно-правовых форм. В рамках соглашения происходит взаимовы-годный обмен различными ресурсами на основе реляционного контракта [1].
В настоящее время подобные исследования сводились в основном к общеметодологическому анализу трансакционных издержек. В представленной работе осуществлена попытка расширить, как позитивный, так и нормативный аспекты данного анализа, применительно к предприятию альянса, что определяет актуальность и научно-практическую значимость исследования.
Методологической основой исследования являются теории трансакционных издержек, страте-гических альянсов, модели предприятия Т. Парсонса, авторские разработки, связанные с ядерно-буферными представлениями фирмы. Целью работы является выявление методов учета тран-сакционных издержек, определяющих эффективность предприятия альянса.
Глава 1. Сущностная характеристика трансакционных издержек (ТИ) альянса
1.1 Определение трансакционных издержек предприятия
Одним из основных понятий экономики является понятие трансакционных издержек, являю-щихся одним из инструментов исследования экономических институтов, в том числе, управле-ния экономикой. Как известно, трансакционные издержки образуются в следствие осуществле-нии всех типов трансакций. Они воздействуют на эффективность функционирования экономики. [3].
Рассмотрим, в чём же состоит причина возникновения трансакционных издержек. Во-первых, в том, что не совпадают экономические интересы агентов, которые взаимодействуют друг с дру-гом. Во-вторых, в том, что существует ограниченная рациональность, т. е. это связано с нехват-кой информации, а также с неопределенностью. Кроме того, причинами образования трансак-ционных издержек могут быть низкий уровень культуры, а также недобросовестное поведение участников трансакций [4].
В связи с тем, что структура трансакционных издержек определяет формы организации хозяй-ственной деятельности, следовательно, не только технология, но и институты можно выделить в качестве источника или преграды для экономического роста.
Трансакционными издержками можно назвать затраты взаимодействия субъектов экономики. В состав данного вида издержек включаются издержки, которые не прямо влияют на воспроизвод-ство экономических благ, однако направлены на успешную реализацию этого процесса [9].
Проблема трансакционных издержек рассматривалась многими учёными- экономистами. Осно-вы теории трансакционных издержек заложил Рональд Коуз в своей работе «Природа фирмы». Трансакционные издержки являются ключевым направлением изучения институциональной экономики. Научная работа «Проблема социальных издержек» так же, как и предыдущая работа Коуза, отрицала тенденции обнаруживать в рыночной экономике только недостатки, и требо-вать государственное вмешательство в экономику страны, обращая особое внимание на эколо-гический ущерб, наносимый хозяйственным развитием, которое не контролировалось. Учёный доказал экономическую неэффективность прямого воздействия на данную проблему. Он утвер-ждал, что в госконтроле рыночной экономики есть как плюсы, так и негативные стороны. [1].
Так, к примеру, борьба с негативным экологическим состоянием окружающей среды грозит обернуться ухудшением экономического состояния для общества, превосходящим стоимость экологических нарушений. В связи с этим Коуз призывал искать пути уменьшения этого ущерба. Данную функцию он предлагал возлагать на собственников и управляющих предприятиями, в интересах которых будет уничтожение негативного воздействия на окружающую среду, и кото-рые сделают это наиболее эффективными и дешевыми средствами. Собственники найдут опти-мальные пути решения этой проблемы за счет введения новшеств в технологические процессы производства, или за счет выкупа окрестной земли. Кроме того, Коуз считал, что даже когда из-держки, которые истекают от обладания правами собственности, чрезмерно велики, потери, которые будут наноситься обществу рыночными отношениями, не окажутся выше ущерба от государственного участия в экономике [2].
Ученый рассматривал трансакционные издержки как затраты, которые возникают в результате подписания контрактов, то есть затраты, связанные со сбором, обработкой информации, прове-дением переговоров и принятием решений. Он показал, что при каждой сделке нужно прово-дить переговоры, осуществлять контроль, устанавливать различные взаимосвязи, устранять раз-ногласия [1].
Другими учеными, которые рассматривали проблему трансакционных издержек являлись С. Чен, Ф. Хайек, И. Барцель, П. Милгром. Наиболее радикальное определение трансакционных издержек принадлежит С. Чену. Он считал, что к данным издержкам можно отнести все затраты, которые возникают помимо издержек производства. Ф. Хайек утверждал, что выигрывает не общество, которое производит больше продукции с меньшими затратами сырья и материалов, а то, которое производит продукцию с наименьшими трансакционными издержками. П. Милгром ключевыми считал издержки по ведению переговоров. Он утверждал, что этот вид издержек является основанием для отказа от рынка в пользу компании [5].
Также, учеными, которые уделяли особое внимание данной проблеме, являются Д. Норт и Э. Уоллис. Они изучали трансакционные издержки, связанные с изменениями институциональной системы и определили эти издержки для покупателей как все затраты, не входящие в цену, уплачиваемую продавцу, а для продавца - как издержки, которых не существовало бы, если бы товар он продавал самому себе. Это определение особо важно тем, что использовалось для ко-личественного анализа трансакционных издержек экономики страны.
Таким образом, можно отметить, что относительно природы трансакционных издержек суще-ствует множество взглядов и, следовательно, определений. Однако, существуют большое раз-нообразие трансакционных издержек. В связи с тем, что единой общепризнанной классифика-ции трансакционных издержек пока еще нет, то из анализа исследований ученых - экономистов можно выделить следующий список трансакционных издержек: издержки оппортунистического поведения, ведения переговоров, измерения, выявления альтернатив, поиска информации, ры-ночные трансакционные издержки, издержки влияния, контроля и юридической защиты выпол-нения контракта, управленческие трансакционные издержки и т.д. [8].
Снижение трансакционных издержек - одна из главных задач управленцев. Регулировать увели-чивающийся объем накладных расходов возможно только через регулирование трансакций. Со-кратить издержки можно следующими способами: определить и устранить чрезмерные тран-сакции, наладить работу предприятия, автоматизировать некоторые процессы. К примеру, из-держки поиска информации можно уменьшить за счет разнообразных реклам. Издержки оппор-тунистического поведения в компании сократить за счет повышения квалификации сотрудников. В целом, для снижения трансакционных издержек необходимо классифицировать трансакции. Это, к примеру, может выглядеть следующим образом: логистика; снабжение; контроль каче-ства; модернизация информационной системы компании [9].
Избавление от лишних трансакций - один из ключевых способов, помогающих оптимизировать затраты фирмы. В этом случае можно обратить особое внимание на опыт японских компаний, где с большим успехом реализуется концепция совершения трансакций по принципу нулевых производственных запасов (just-in-time). Данная концепция предполагает, что поставка всех нужных товаров должна осуществляться точно в срок и только высокого качества, что дает воз-можность отказаться от многих трансакций, которые связаны с периодическим пополнением запасов, охраной и т.д. Этот результат возможно достичь за счёт определенных усилий и затрат по поиску контрагента и установке с ним долгосрочных отношений. В конечном итоге, несмотря на то, что эти издержки могут быть большими, в результате они окупятся за счет уменьшения себестоимости продукции [8].
Коме того, сократить число трансакций возм