Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отношение к любви и браку каждого человека отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственноэстетических принципов, сложившихся в данном обществе. Однако в
3
современных условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор полоролевых и семейных стереотипов поведения. Составляющие характера выражают особенности состояний, психологических процессов, темперамента и поведения индивида. От них зависит его взаимодействие с социумом и с окружающей средой. Сегодня существует множество различных классификаций отдельных черт, а также основанных на них типологий людей. Актуальность исследования социальных представлений о семье и браке обусловлена тем, что в условиях изменений современного общества возник ряд сложных социальных проблем (распад браков, рост количества неблагополучных семей, конфликтность между поколениями, снижение рождаемости), отражающихся на конструировании представлений о семье и браке людей разных возрастных групп. В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство. Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами. Глава 1.Теретические основы изучения понятия семьи, любви, брака и личностных характеристик 1.1.Семья, любовь и брак: понятие, функции, виды
4
В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе. В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость. Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.
5
Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья. В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности. Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции. Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.
1.2.Подходы к пониманию личностных характеристик человека
В этом параграфе затронем вопрос диагностики личностных характеристик и актуального состояния человека в психологическом консультировании. Диагностирование с помощью тестов применяется довольно широко, начиная от патопсихологии и заканчивая сферой
6
образования и бизнеса. В психологическом консультировании диагностика проводится, как правило, с помощью интервью, а иногда этот этап вообще не рассматривается как отдельная стадия процесса. В практике можно использовать для диагностики не только интервью, но и психологические тестирование с помощью опросников, причем, один метод дополняет другой. Разумеется, диагностика состояния человека с помощью тестирования, определение его характерологических особенностей имеет смысл только, если она применяется с целью дальнейшего использования результатов в выработке стратегии психологической помощи. Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Психологические типы»: «…Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества». Выявление таких «особенностей человека в ситуации, когда полноценное психологическое интервью невозможно (дистанционное, онлайн-консультирование), может сильно облегчить психологу разработку стратегии психологической помощи. Р. Мэй в «Чтении характера» писал: «Чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее будет наша консультация». Главная цель построения подобного портрета состояла и состоит прежде всего в надежной адекватной оценке качеств индивидуальности научно-обоснованными методами.
2.2.Исследование отношения к семье и любви у людей с разным типом личностных характеристик
7
В рамках исследования нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов, которые были нацелены на определение места семьи в системе ценностей людей разного темперамента, выявление установок на создание семьи, а также установление составляющих стабильности семьи и брака. Анкета представлена в Приложении 2. Моральное сознание личности характеризуется наличием иерархии моральных ценностей, нравственных представлений, взглядов, убеждений, а также моментами рационального и эмоционального. Семья, по результатам исследования, занимает важное место в системе ценностей всех типов личности. Среди всех типов личности её выбирают самой важной все. Любовь представляет наибольшую ценности у сангвиников (её выбрали 38% респондентов), брак наибольшую ценность имеет у сангвиников (31%). Данные представлены в таблице 1. Все три позиции, очевидно, играют большую роль в системе ценностей все видов темпераментов.
2.3.Исследование представления о браке и семье
Программа исследования Проблема исследования. Анализ литературы показал, что социальные представления обязаны своим происхождением социальным группам, СМИ и играют определяющую роль в создании и распространении мнений, идей, ценностей и убеждений. Многие представления, возникающие у людей не столько индивидуальны, сколько социальны. Именно из своего социального окружения люди воспринимают определенные социальные представления, которые становятся личностными представлениями. В условиях интенсивных социальных трансформаций в обществе, особую остроту приобретает проблема взаимоотношений между поколениями. В настоящее время брак
8
претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, что отражается на внутрисемейных связях и отношениях между представителей различных поколений. Заключение
Нами был описан в работе личностный опросник Айзенка EРi, а также разработана методика проведения с его применением диагностического исследования, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами. В целом полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: В представлениях о браке людей разных личностных характеристик присутствует множество различий. Хотя для всех без исключения брак, любовь и семья находятся на самой высокой ступени общих человеческих ценностей. С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни:исследования геронтопсихологии / Г.С. Абрамова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 224 с. 2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: РГИУ, 1998. – 188 с.
9
3. Айзенка личностный опросник. // Материал Энциклопедии психодиагностики. - http://psylab.info. 4. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни : дис. ... канд. псх. наук : 19.00.05 / Алешина Ю.Е. – М, 1985. – 263 с. 5. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Автореф. дисс. канд. психол. наук : 19.00.05 / Белорукова Н.О. – Кострома, 2005. – 166–171 с. 6. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100летию со дня рождения В.И. Мясищева) / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 86–91 7. Бодалев, А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / А.А. Бодалев ; под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Когито-Центр, 2011 г. 8. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. – М. 1982. – 2 т 9. Голофаст, В.Б. Социология семьи: статьи разных лет / В.Б. Голофаст ; под ред. О.Б. Божкова. – СПб. – 2006. – 236 с. 10. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С. 70-73. 11. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С.73-81. 12. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 3. – С. 41–55. 13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2010. – 512 с. 14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
10
15. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. – 301с. 16. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова— Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 2. — С. 19 - 43. 17. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. — Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 4.Опрос — С. 61—120. 18. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н.С. Минаевой. – М: Академический проект, 2007. - 351 с. // Метод интервью. – С. 116-139. 19. Московичи, С. Социальная психология. Учебник / С. Московичи – 7- е изд. – СПб. :Питер, 2007. – 592 с. 20. Мотивационный профиль (Ш. Мартин, П. Ричи). 21. Обозов Н.Н. Диагностика супружеских затруднений // Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Психологический журнал. – Т. 3. – № 2 ,1982. С. 98– 101. 22. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с. 23. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с. 24. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.1. Метод наблюдения – С. 66-71. 25. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.2. Беседа – С. 71-74. 26. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы. Руководство.– М.: Когито-Центр, 2012. - 144 с. 27. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. – 208 с. (или более раннее издание).
11
28. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 400 с. — (Серия «Зарубежный учебник»). 29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-наДону: Феникс, 2007. – 704 с. 30. Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000. 31. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 768 с. // Методика «Таблицы Равена» С.114-176; 409-414. 32. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с. // 4.1. Прямое наблюдение. – С. 170-185.