Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль внутрифирменного обучения в развитии человеческого капитала предприятия, несомненно, велика. Связано это с тем, что образование и знания оказывают существенное влияние на экономическое развитие, в т.ч. в рамках отдельно взятой фирмы.
В связи с этим для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо организовывать обучение персонала.
Для минимизации производственных потерь оптимальным вариантом является внутрифирменное обучение.
Знания сегодня очень важны в управлении организацией, поскольку обеспечивают эффективность управления.
Данную тему исследовали следующие авторы: Бибалаева У.Н., Шаймарданов Р.Х. , Гаибназарова З.Т. , Данилова Н.Е., Парахина Л.В. , Кадочникова Ю.В., Санкова Л.В. , Колзина А.Г., Шихова О.Ф. , Лебедева Т.Е. , Макеева М.А., Чубаркова Е.В. , Марголина Ж.Б., Иванова В.Ю. , Трефилова Л.А., Таран А.С. , Шестакова Н.В. .
Цель: определить роль внутрифирменного обучения в развитии человеческого капитала предприятия (на примере ООО «СамВент»).
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ организации внутрифирменного обучения;
исследовать организацию обучения персонала;
описать методы и формы внутрифирменного обучения;
провести анализ внутрифирменного обучения на примере ООО «СамВент»;
провести анализ обучения персонала в организации сферы услуг;
выработать предложения по совершенствованию внутрифирменного обучения персонала на примере ООО «СамВент».
Объект ООО «СамВент». Предмет внутрифирменное обучение в развитии человеческого капитала предприятия.
1 Теоретические основы организации внутрифирменного обучения
1.1 Организация обучения персонала
Выявим особенности организации обучения персонала. Сегодня предоставление персоналу возможности обучаться – это часть мотивационной политики предприятия.
Таким образом персонал получает возможность наработать квалификацию, что повысит конкурентоспособность работника на рынке труда.
Здесь существует опасность увольнения сотрудников с целью поиска более перспективной работы после того, как предприятие уже инвестировало в обучение работника.
Организация облучения сотрудника представляет собой процесс овладения сотрудником компетенциями, направлением которого является повышение эффективности работы сотрудника и предприятия.
Обучение работника и его компетентность должны быть взаимосвязаны:
Рисунок 1 Связь компетенций и обучения работника
Рассмотрим виды обучения персонала. Существует 3 вида обучения (рис. 2):
• Обучение-планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения
• Повышение квалификации-обучение персонала с целью улучшения знаний, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением
• Переподготовка-подготовка кадров в целях освоения новых знаний, умений и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам работы
В России не так распространено инновационное обучение персонала, как в странах Запада. При этом целями обучения персонала в России являются следующие. Цель при обучении (рис. 2):
• повышение квалификации - получение дополнительных знаний и навыков
• обеспечение кадрового резерва - подготовка будущих руководителей, менеджеров
• формирование навыков в процессе обучения использованию принципов, мотивирующих организацию труда
• расширение инновационного потенциала работников для обеспечения взаимозаменяемости работников на различных рабочих местах
• Обеспечить большую идентификацию сотрудников вашей организации
Чтобы организовать процесс обучения, можно использовать так называемую модель обучения (рис. 2).
Рисунок 2 Модель систематического обучения
Согласно данной модели, сотрудник не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи, поэтому ему необходимо обучение.
Организация учебного процесса показана на рисунке 3.
Рисунок 3 - Процесс профессиональной подготовки.
Для полноценного и эффективного процесса обучения персонала необходимо создать систему управления и развития персонала.
Стратегия, направленная на предоставление знаний в нужное время тем членам сообщества, которым эти знания необходимы, для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества» .
Данное направление актуально, поскольку сегодня принято стремиться организовать «инновационную экономику», «экономику знаний», основой которой является постоянное производство информации, знаний, умений, навыков, технологий, интеллектуального и человеческого капитала .
За рубежом принято выкладывать больше средств в нематериальные активы, чем в основной капитал .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андриянова М.В. Внутрифирменное обучение персонала в России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 27-30.
2. Бибалаева У.Н., Шаймарданов Р.Х. Персональная технологическая карта отслеживания процесса совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение (экспериментальный материал) // Депонированная рукопись У. Н. Бибалаева, Р. Х. Шаймарданов № 020-009522 27.02.2020.
3. Быстров С.А. Современные подходы к организации процесса обучения персонала коллективных средств размещения // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 445-449.
4. Гаибназарова З.Т. Современное состояние и тенденции повышения качества человеческого капитала в компаниях зарубежных стран и в Узбекистане // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 12. № 1 (37). С. 130-142.
5. Данилов А.П., Усольцева И.В. Актуальные аспекты эффективности использования трудовых ресурсов коммерческой организации // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 109-112.
6. Данилова Н.Е., Парахина Л.В. Исследование актуальных проблем развития системы управления персоналом // В сборнике: Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги - 2020 сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Анапа, 2020. С. 11-16.
7. Загребельная Н.С., Бостоганашвили Е.Р. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 374-384.
8. Захаров В.В., Захарова Л.Н. Совершенствование системы управления персоналом в организациях сферы услуг (на примере агропромышленного комплекса Краснодарского края) // Экономика устойчивого развития. 2017. № 2 (30). С. 354-358.
9. Кадочникова Ю.В., Санкова Л.В. Проблемы оценки эффективности функционирования системы внутрифирменного обучения в нефтегазовых компаниях // В сборнике: Человеческий, производственный и сервисный потенциал экономики: глобальные тренды и локальные практики Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 203-210.
10. Карпенко В.А. Инновационный подход к подготовке кадров нового поколения в сфере кредитно-финансовых услуг // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2019. № 1 (17). С. 216-223.
11. Колзина А.Г., Шихова О.Ф. Бережливый подход в организации внутрифирменного обучения: внутренние преподаватели как ценность // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование сборник научных статей. Москва, 2020. С. 53-58.
12. Конфликтологическая компетентность в профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом / Калмыкова О.Ю., Живицкая Е.Н., Соловова Н.В. // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9. № 3. С. 66-71.
13. Кузнецов В.В. Staff training for tourism in the conditions of russian corporate education // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 2. С. 47-57.
14. Лавренова В.О., Шилина О.А. Подходы к подготовке кадров в гостиничной индустрии (на примере Германии) // В сборнике: Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства Материалы 5-й Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л.А. Ружинская. 2018. С. 153-155.
15. Лебедева Т.Е. Повышение эффективности использования кадрового потенциала предприятия // В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции . Мининский университет. 2020. С. 98-101.
16. Лустина Т.Н. Формирование и использование компетентностного подхода к управлению персоналом гостиничных предприятий // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 2 (72). С. 73-86.
17. Лустина Т.Н., Панова А.Г. Использование современных персонал-технологий в индустрии гостеприимства (на примере гостиничных предприятий города Москвы) // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 1. С. 32-42.
18. Лымарева О.А., Манжулий Я.В. Организация обучения контактного персонала как фактор повышения эффективности деятельности предприятия сферы услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10-2. С. 76-79.
19. Макеева М.А., Чубаркова Е.В. Внутрифирменное обучение персонала // В сборнике: Непрерывное образование: теория и практика реализации материалы III Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2020. С. 299-302.
20. Марголина Ж.Б., Иванова В.Ю. Методы выявления потребностей в наставничестве в условиях внутрифирменного обучения взрослых // В сборнике: Педагогическая наука и современное образование сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. 2020. С. 333-337.
21. Морозов М.А., Морозова Н.С. Развитие цифровой сервисной экономики и ее влияние на рынок труда // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 1. С. 94-101.
22. Овакимова К.О., Коваленко М.Г. Повышение эффективности системы управления персоналом в фитнес клубах города Краснодара // В сборнике: инновации в науке и практике Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 3 частях. Ответственный редактор Халиков А.Р.. 2018. С. 96-100.
23. Островский А.Н., Попов П.П. Применение медиативного подхода в жилищно-коммунальном хозяйстве / В книге: Психодиагностика, консультирование и посредничество в профессиональных и непрофессиональных отношениях Анисимова О.А., Антипенко О.Е., Арсанукаева М.С., Аршинова В.В., Ахметзянова Т.Л., Бабалян И.Г., Бадалов А.А., Богомолова Е.А., Брайцева С.В., Бровкина С.Н., Гребенникова М.Н., Горелова И.В., Дишкова М.С., Дувалина О.Н., Залавина Т.Ю., Заруцкая Ж.Н., Зеркина Н.Н., Иванов О.Б., Иванова Е.С., Ислами А. и др. Коллективная монография. Сер. "Актуальные проблемы практической психологии" Торонто, 2018. С. 343-349.
24. Пустынникова Е.В. Разработка направлений стратегического партнерства в системе высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 3. С. 117-126.
25. Развитие системы обучения и кадрового резерва / Виниченко М.В., Караксони П., Ли Н.П. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2018. Т. 7. № 5. С. 30-35.
26. Система управления персоналом на малых предприятиях сферы услуг: цели и функции / Горохова Е.В., Лымарева О.А., Лымарев М.А. // Экономика устойчивого развития. 2018. № 4 (36). С. 323-326.
27. Слепцова Е.В., Сафронова Е.В. Зарубежный опыт построения эффективной системы управления персоналом: возможности применения в российских организациях сферы услуг // Экономика устойчивого развития. 2018. № 1 (33). С. 203-207.
28. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.
29. Старцева Н.Н., Брюхова О.Ю. Современное состояние профессионального развития работников на предприятии: мнение экспертов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 61-65.
30. Трефилова Л.А., Таран А.С. К вопросу о развитии персонала в организациях // В сборнике: European Scientific Conference сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. С. 76-78.
31. Управление персоналом / Руденко А.М., Котлярова В.В., Самыгин С.И., Попов А.В., Дорошенко А.Ю., Латышева А.Т. / Ростов-на-Дону, 2020. Сер. Среднее профессиональное образование.
32. Управление персоналом и инновациями на основе использования образовательных технологий / Причина О.С., Орехов В.Д., Щенникова Е.С. // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 2. С. 77-81.
33. Шестакова Н.В. Особенности развития инновационного потенциала педагога дополнительного образования в мбудо города новосибирска "центр дополнительного образования "Алые паруса" // В сборнике: Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции . 2020. С. 5-7.
34. Assessment of HR competencies in housing and communal utility services taking into account consumer perception / Dobrosavljević A., Urošević S., Astratova G.V. // Управленец. 2019. Т. 10. № 1. С. 72-77.
35. Yatsenko V.A. Ways of improving the efficiency of the management by the sphere of recreation and tourismin the dessa region // Публічне урядування. 2017. № 2 (7). С. 225-235.