Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Проблема формирования мышления у детей в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние проблемы изучения мышления у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 21
Выводы по первой главе 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение свойств мышления детей с задержкой психического развития представляет большой
теоретический и практический интерес. Длительные наблюдения психологов и педагогов
показали, что если ребенок не осваивает приемы мыслительной деятельности на начальном этапе
школьного обучения, то, как правило, он переходит в ряд неуспевающих учеников.
Исследованием особенностей детей с задержкой психического развития занимались Б. Г.
Ананьев, Ю. Г. Демьянов, И. Ф. Марковская,
2
Г. Е. Сухарева и др.[2, 18, 39] Клинические данные детей с ЗПР и общие рекомендации учителям
по организации коррекционно-воспитательной работы с ними были представлены работами Т. А.
Власовой и М. С. Певзнер [5, 23]. Особенности развития мышления у детей с задержкой
психического развития изучали: Л. Н. Блинова, Т. В. Егорова, Е. В. Имамиева, В. И. Лубовский, К.
Новакова, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. К. Сиволапов и др. [3, 8, 11, 17, 21, 30, 31, 33]
Специфичностью детей с ЗПР является в несформированность умений, навыков, нехватка знаний
для успешной адаптации в школьном коллективе и получение положительных результатов при
прохождении школьной программы. Сложности в обучении связаны с неподготовленностью,
усугубляются ослабленной функциональностью центральной нервной системы. Эти дети
нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и приёмов
овладения ими, выстраивающими знания в логическую систему.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного
обучения на первый план выходит мышление и становится центром среди других высших
психических функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит
к тому, что усваиваемые младшим школьником знания оказываются неполными, а иногда и
просто ошибочными. Это достаточно серьезно осложняет процесс обучения, снижает
эффективность его, особенно у школьников с ЗПР, характеризующихся отставанием в основных
формах мышления – наглядно-образной и словесно-логической.
В условиях современной системы образования проблема формирования основных форм
мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое и наглядно-образное
мышление как личностные качества обучаемых наиболее сильно проявляются в обнаружении и
преодолении противоречий, возникающих затруднений, и заключаются в оперировании
суждениями, понятиями, умозаключениями. Безусловно, от уровня сформированности мышления
зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего
образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Чтобы максимально эффективно обеспечить воспитание и обучение детей с задержкой
психического развития (ЗПР) в общеобразовательной организации, необходимо изучить свойства
мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР, выделить особенности свойств мышления,
свойственные этим детям, охарактеризовать их и сделать выводы, выявить наиболее
эффективные пути получения знаний и приемов овладения ими, которые бы выстроили знания в
логическую систему. Это определяет актуальность и выбор темы исследования: «Особенности
формирования мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития».
Объект исследования – мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.
Предмет исследования: особенности формирования мышления детей младшего школьного
возраста
Цель исследования: выявить особенности формирования мышления у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Для достижения цели были поставлены следующие задача
3
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить особенности мышления детей в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать состояние проблемы изучения мышления у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
В работе использовались следующие методы исследования: методы исследования: анализ
педагогической, философской, психологической литературы, по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Проблема формирования мышления у детей в психолого-педагогической
литературеПсихолого-педагогическая проблема формирования мышления всегда являлась
актуальной, так как с человек помощью мышления познает окружающий мир во всем своем
многообразии, отношениях и свойствах.
Мышление является высшей динамической формой психической деятельности, которая
характеризуется опосредованным, отвлечённым и обобщённым познанием окружающего мира,
его связей и отношений. Как одна из форм психической деятельности, мышление – психический
процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений
объективного мира.
С. Л. Рубинштейн считает, что мышление является опосредованным, основанным на раскрытии
связей, а также обобщенным познание объективной реальности [31].
А. В. Петровский, как и С. Л. Рубинштейн подчеркивают опосредованность и обобщенность
процесса мышления, отмечая, что мышление является социально обусловленным, неразрывно
связанным с речью психическим процессом опосредствованного и обобщенного отражения
действительности в ходе анализа и синтеза. А. В. Петровский добавляет, что мышление возникает
на основе практической деятельности чувственного познания [22].
А.М. Прохоров определяет мышление как высшую степень человеческого познания, как процесс,
отражающий объективную действительность. С помощью мышления получают знания о таких
объектах реального мира, их свойствах и отношениях, которые непосредственно не
воспринимаются на чувственной ступени познания [35].
Н. С. Костючек рассматривает мышление как наивысший познавательный процесс, который
характерен только человеку и предоставляет вероятность осознавать закономерности
находящегося вокруг, материального мира [12].
Р.С. Немов считает, что мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность,
которая предполагает включение в нее системы действий и операций познавательного,
ориентировочно-исследовательского и преобразовательного характера [20].
4
По мнению Н.Н. Поддъякова, мышление является социально обусловленным, неразрывно
связанным с речью познавательным процессом, характеризующимся опосредствованным и
обобщенным отражением отношений и связей между объектами в окружающей
действительности [25].
Мышление отличается от других психических процессов тем, что оно практически всегда связано с
некоторой проблемной ситуацией, задачей, которую необходимо решить, и с активным
изменением условий, в которых данная задача задана.
Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к
мышлению. Т.А. Ткаченко считает, что мышление – высшая ступень познания и идеального
освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия,
мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных
связей мира, в сферу его законов [41].
Е. Агаева при этом указывает, что мышление, отражая предметы и явления действительности,
является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным
источником ощущения, оно расширяет границы непосредственного отражения, что дает
возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть
непосредственно восприняты органами чувств [1].
А. А. Люблинская считает, что мышление – опосредованное и обобщенное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный
возраст) [Текст] / Е. Агаева// Дошкольное воспитание.–1982.–№1.– С. 18-20
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избранные
психологические труды. – М. : Наука, 1980. – 230 с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития [Текст]: уч. пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
4. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Венгер, Л.А., Мухина, В.В.
Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7. – С. 30-37
5. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]:пособие для
учителей/ под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – 5-е изд, испр. — М.: Лабиринт,
1999.– 352
5
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию[Текст]: Учебное пособие для вузов /П.Я.
Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
8. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в
развитии [Текст] / Т.В. Егорова // Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – Москва :
Педагогика, 1973. - 150 с.
9. Замбацявичене, Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня
умственного развития нормальных и аномальных детей [Текст] / Э. Ф. Замбацявичене//
Дефектология. – 1984. –№ 1. –С. 28-34.
10. Занков, Л.В. Развитие обучающихся в процессе обучения (1 – 2) классы [Текст] / Л. В.
Занков /под ред. Л.В.Занкова. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 232 с.
11. Имамиева, Е. В. Изучение взаимосвязи учебной мотивации и уровня сформированности
наглядно-образного мышления у младших школьников с задержкой психического развития
[Текст] / Е. В. Имамиева // Специальное образование. – 2010. – № 1. – С. 119-122.
12. Костючек, Н. С. Представления, речь и мышление у учащихся 1-3 классов школы слепых
[Текст] / Н. С. Костючек. – М. : Известия АПН РСФСР, 2006 г. − 336 с.
13. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] : учеб.пособие для студ. сред. уч.
зав. / Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
14. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека
[Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н.
Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. –464с.
15. Левитес В.В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника
[Текст] / В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы
межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. – Мурманск: МГПУ, 2004. –
С. 54-58.
16. Люблинская, А. А.Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /
А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
17. Лубовский, В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая
систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф.
Шалимов // Дефектология. –2011. – № 5. – С. 17-26.
18. Марковская, И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристики задержки психического
развития [Текст] / И. Ф. Марковская // Дефектология.– 1977. – № 6. – С. 3-10.
19. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Электронный ресурс] .– Режим доступа:
http://readbookonline.ru/read/364 (дата обращения 21.04.2020).
20. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов.– М. : Просвещение, Владос, 1995.
6
21. Новакова, К. Особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как
диагностический показатель умственного развития школьников [Текст] : дис. … канд. псих. наук. /
К. Новакова. – М., 1983.– 179 с.
22. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. −
2-е изд., доп. и перераб. − М. : Общая психология, 1976. − 479 с.
23. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития [Текст] / М. С.
Певзнер // Дефектология. – 1972. – №3. – С. 3-9.
24. . Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня
умственного развития младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие /Л. И.
Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. – Абакан : АГПИ, 1990. –168 c.
25. Поддъяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников //Возрастная и
педагогическая психология [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М., 1982. -С. 128-132.
26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под
ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
27. Психология младшего школьника[Текст] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед.
ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : УрГПУ, 2018.– 109 с.
28. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.:
Питер, 2002 — 432 с.: ил
29. Ревина, Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной
школе [Текст] / Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И.
Вавилова. – Вып. 3, № 6. – Саратов, 2006. – С. 104-106.
30. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова.– М.:
Педагогика 1978.– 232 с
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. − СПб :
Издательство «Питер», 2000. − 712 с.
32. Савенков, А. И. Развитие логического мышления 6-7 лет [Текст] / А. И. Савенков. – М. :
Издательство: «Академия развития», 2004. – 75 с.
33. Сиволапов, С. К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического
развития [Текст] / С. К. Сиволапов // Дефектология. – 1984. – № 2. – С. 3-10.
34. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте [Текст] /
А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. – Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. –
2016. – № 11 (115). – С. 1783-1785.
35. Советский энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров.– М.: Сов.
Энциклопедия, 1985
7
36. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология)
[Текст] /Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с.
37. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.
И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. − 2-е изд., испр. − М.
: Издательский центр «Академия», 2005. − 464 с.
38. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] : кн.
для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. − М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. − 180 с.
39. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст] / Г.
Е. Сухарева. – М. : Медицина, 1965. – 337 с.
40. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. – М. :
Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
41. Ткаченко, Т.А Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у
дошкольника 5 - 7 лет [Текст]: Рабочая тетрадь / Т.А. Ткаченко. – М.: Ювента, 2006.– 56 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] //
Федеральные государственные образовательные стандарты. – Ht;bv ljcnegf: http://fgosovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).
43. Фотекова, Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте [Текст] / Т. А.
Фотекова. – Абакан, 2001. – 161с.
44. Эльконин, Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание
обучения [Текст] / Д. Б. Эльконин //Возрастные