Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Новые угрозы и вызовы создают реальную опасность стабильности международных отношений. К числу современных угроз и вызовов человечеству относятся: терроризм, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, киберпреступность, незаконная миграция. Серьезной угрозой для общества является и транснациональная организованная преступность в ее различных проявлениях.
Современное международное право - это правовой фундамент, позволяющий человечеству достойно ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Решение проблем, обусловленных современными угрозами и вызовами, возможно на прочной основе современного международного права при консолидирующей роли ООН, недавно отметившей свое 70-летие. Сотрудничество государств должно базироваться на общих принципах, конкретных стратегиях и механизмах, выработанных ООН за период своего существования.
Современное международное право является той основой, которая позволяет человечеству достойно ответить на все сложности сегодняшнего дня и создает правовую основу его дальнейшего развития.
Целью данной работы является изучение состояния и тенденций современного международного права.
Задачами работы ставится:
• дать общую характеристику современного международного права;
• рассмотреть формирование новых элементов международного права;
• исследовать влияние глобализации на международное право;
• проанализировать гармонизацию и унификацию международного права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Состояние современного международного права
1.1. Общая характеристика современного международного права
При оценке права, в том числе и международного, учитываются два аспекта:
1) какие существуют нормы и каков характер права;
2) как нормы соблюдаются на практике.
Современное международное право формировалось на гребне подъема демократических сил, сложившихся в годы Второй мировой войны в борьбе против фашизма. Его фундамент был заложен в Уставе ООН. За прошедшие десятилетия в праве произошли коренные изменения, и ныне оно значительно отличается от того права, которое существовало во времена Лиги Наций. Появились новые отрасли: космическое, атомное, информационное право; право окружающей среды; целый пласт международно-правовых норм в целях уменьшения военного противостояния государств: о разоружении, мерах доверия, запрещении производства и применения химического и бактериологического оружия, нераспространении ядерного оружия. Сформировались новые принципы: обязательство разрешать международные споры только мирными средствами, о защите прав человека (теперь эта проблема является международной, а не только внутренней). В соответствии с гуманитарным правом защита жертв войны ныне должна применяться во время не только межгосударственных, но и внутренних вооруженных конфликтов. Приведены в соответствие с современностью нормы таких отраслей, как посольское, консульское и морское право, право международных договоров. Создано множество новых норм, касающихся, например, борьбы с терроризмом, режима континентального шельфа и исключительной экономической зоны и др. Возрастает влияние международного права на регулирование правоотношений внутри государств. В ряде стран, в том числе и в России, международно-правовые нормы стали составной частью их правовой системы, а нормы их международных договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего права в случае коллизии.
Наиболее значительным достижением в международном праве явилось запрещение применения вооруженной силы как средства осуществления внешней политики и разрешения международных противоречий и споров. Война всегда была законным средством решения этих проблем. С помощью вооруженной силы происходили раздел и передел мира, борьба за рынки, упрочение влияния в различных регионах мира. Таким образом, история человечества - это история войн, кровавая история, что особенно наглядно проявилось во время Первой и Второй мировых войн. В соответствии с современным международным правом использование вооруженной силы в международных отношениях правомерно лишь по решению Совета Безопасности ООН (гл. VII Устава ООН) или для самообороны в случае вооруженного или террористического нападения на государство (ст. 51 Устава ООН). И это - величайшее достижение человечества, к которому оно пришло лишь в середине XX в.
Без преувеличения можно сказать, что за прошедшие шестьдесят с лишним лет для развития международного права было сделано гораздо больше, чем за полтора предыдущих века. В этой связи уместно отметить, что наша страна, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, играла важную роль в послевоенном устройстве мира, в создании и развитии современного международного права. Она была одним из основных создателей Устава ООН, инициатором разработки таких важных документов, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Определение агрессии 1974 г., активно поддерживала разработку Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. (Декларация о принципах международного права), и целого ряда других международных документов, формировавших космическое и другие отрасли международного права.
Если развитию норм международного права можно дать высокую оценку, то положение с их соблюдением оставляет желать лучшего, хотя и здесь происходили позитивные процессы: совершенствовались способы разрешения международных споров, возросла роль превентивной дипломатии, расширилась практика оказания посреднических услуг, в том числе Генеральным секретарем ООН. Повысилась роль самой ООН, ее специализированных учреждений и региональных организаций в борьбе за соблюдение норм международного права. Был создан ряд международных судебных учреждений: Международный суд ООН, Международный трибунал ООН по морскому праву, Международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде, Специальный суд по Сьерра-Леоне, Международный уголовный суд, а также судебные органы для защиты прав человека. ООН стала заниматься урегулированием не только межгосударственных, но и внутренних вооруженных конфликтов, что способствовало их прекращению, спасению миллионов мирных жителей. Тем не менее соблюдение международно-правовых норм все еще остается на недостаточно высоком уровне, особенно в самой важной сфере - обеспечении мира и безопасности.
Итак, современное международное право, несмотря на все его недостатки, является демократическим, прогрессивным. Оно создает благоприятную правовую базу для развития нормальных отношений между всеми государствами. Ограничивая использование вооруженной силы, провозглашая силу права, а не право силы, оно служит интересам поддержания мира, стабильности на международной арене.
Но было бы наивно идеализировать международное право. На международной арене происходят сотрудничество и борьба между государствами, поскольку их национальные интересы часто не совпадают, а порой находятся в противоречии. Международное право запрещает прибегать к вооруженной силе для разрешения разногласий и споров, обязывая государства использовать для их урегулирования только мирные средства. Но отношения между государствами всегда определялись соотношением военно-экономического потенциала, балансом сил. Вот и сейчас, хотя государства имеют право использовать вооруженную силу только для самообороны, баланс сил имеет по-прежнему важное значение. Но в современных условиях неправомерное использование вооруженной силы мощными державами вызывает осуждение, противодействие со стороны других стран, мировой общественности, опирающейся на международное право. Так, вооруженное нападение США на Ливию в 1986 г. и Панаму в 1989 г. было осуждено Генеральной Ассамблеей ООН, Движением неприсоединения и Организацией африканского единства (ныне - Африканский союз) как грубейшее нарушение международного права.
Международное право отвечает интересам мирового сообщества, особенно малых государств, которые не обладают мощным военно-экономическим потенциалом и для защиты своих прав и интересов опираются на право.
Современное международное право отвечает также интересам России, создает благоприятные условия для проведения в ней реформ, осуществления ее связей со странами дальнего зарубежья, странами - участницами Содружества Независимых Государств (СНГ), для развития международных связей субъектов Российской Федерации, защиты ее прав и интересов на международной арене.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8.
2. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята 14.12.1960 Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на пятнадцатой сессии. Т. 1. 20 сентября - 20 декабря 1960 года.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии. Принята 14.12.1974 на 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 3 - 5.
4. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года» (SAR). Заключена в г. Гамбурге 27.04.1979 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 225 - 238.
5. Конвенция о международной гражданской авиации Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Заключено в г. Нууке 12.05.2011 // Бюллетень международных договоров. 2013. N 9. С. 21 - 32.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
8. Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
9. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. N 256.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 63, 2/946.
11. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. N 235-V ЗРК // Казахстанская правда. 2014. 12 июля. N 135.
12. Абдулин А.И. Проблемы фрагментации и развития системы международного права // Международное публичное и частное право. 2015. N 5.
13. Алиев Х.М. Фрагментация международного права и ее последствия для консульско-дипломатического института // Евразийский юридический журнал. 2013. N 11(66).
14. Алимова Я.О. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА: нормативная природа и роль в регулировании трансграничных коммерческих отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
15. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник для магистров. 4-е изд. М., 2013.
16. Давлетгильдеев Р.Ш. К вопросу о подходах и фрагментации международного права // Российский юридический журнал. 2013. N 3.
17. Демин А.А. Возникает ли международное административное право в нормативно-правовой системе России? // VI Международная научно-практическая конференция «Российское право и правовая система». Харбин, 2015.
18. Зеленцов А.Б. Юридическая глобализация и сближение административных систем // Глобализация и публичное право: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Москва, 26 ноября 2012 г. М.: РУДН, 2013.
19. Кислицына Н.Ф. Развитие системы международного права на современном этапе. М.: ЛЕНАНД, 2014.
20. Лисаускайте В.В. Международное право чрезвычайных ситуаций (бедствий): Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.
21. Магомедов С.К. Унификация терминологии нормативно-правовых актов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
22. Мажорина М.В. Современные тенденции развития права международной торговли // Журнал российского права. 2014. N 4.
23. Побежимова Н.И. Дальнейшее развитие административного права в условиях глобализации и интеграции // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2013: Материалы XV Международной научно-практической конференции с элементами научной школы. Часть III. Актуальные проблемы административного права и процесса. Челябинск: Цицеро, 2013.
24. Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в системе российского права // Сборник научных статей по материалам конференции «Теория и практика административного права и процесса». Краснодар, 2012.
25. Пшеничнов М.А. Гармонизация российского законодательства (теория, практика, техника): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.
26. Ткачев И.В. Глобализация в сфере частного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
27. Унификация международного частного права в современном мире: Сб. ст. / Отв. ред. И.О. Хлестова. М., 2014.
28. Флек Д. Международное право между фрагментацией и интеграцией: вызовы для теории и практики // Российский юридический журнал. 2011. N 6.
29. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М.: Проспект, 2015.
30. Шмелева С.В. Проблемы правового регулирования информационно-коммуникационной деятельности в контексте глобализационных процессов // Мир экономики и права. 2012. N 5.
31. Ястребов О.А., Батяева А.Р., Шмелева С.В. Вопросы регулирования информационной сферы в эпоху глобализации // Глобализация и публичное право: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2015.