Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На мир ребенка, его поведение и развитие влияют много составляющих. Прежде всего – это семья, окружающая среда, окружение. Чрезвычайно большое значение имеют и средства массовой информации, особенно телевидение. По статистике, ежедневно в среднем дети смотрят телевизор три часа в день. Именно поэтому детские СМИ сегодня – это самостоятельный компонент общей системы, и спрос на их продукцию растет с каждым годом.
Средства массовой информации – это одна из категорий общества, которая изменилась больше всего со времен независимости нашей страны и меняется в дальнейшем.
Усовершенствования претерпело телевидение, радиовещание, печатная информация стала разнообразнее. Но, детская аудитория остается без качественного национального продукта, на замену ему приходит зарубежный. Почему наши дети должны подражать героям, поведению и принципам других наций? И это не главная проблема современных СМИ. Проблемы выражаются и в недостаточном содержательном, информационном, тематическом наполнении информации для детей; государственном невмешательстве и не заинтересованностью жизнью подрастающего поколения.
Бессистемный характер работы телевидения для детей вызывает негативные последствия: дети сталкиваются с дефицитом тематики телепередач, которые не вызывают никаких эмоций, исчезновение передач для самых маленьких, очень мизерное количество передач учебного и культурно-образовательного направления.
Изучения требует жанровая структура телепередач, специфические особенности для каждой возрастной категории, а также функционирование всего спектра телепространства.
Без этого изучения невозможно полноценное функционирование и продвижение такого мощного и массового вида СМИ, как телевидение.
Материалы журналистики, адресованные юному поколению зрителей - дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, призваны прививать этические нормы, всесторонне воспитывать.
Степень разработанности проблемы исследования. Данную тему исследовали такие авторы как О.А.Баранов, М.А.Блинова, С.Н.Еланская, Г.Ильичев, А.Г. Когатько, З.Кракауэр, Ю.А.Левада, К.К.Парамонова, Г.А.Поличо, Ф.И.Раззаков, И.А. Руденко, А.В. Федоров, Г.Ю. Франко, И.В. Челышева, Т. Шанин и другие.
Объект исследования: журналистика как социальный институт.
Предмет исследования: детская журналистика.
Цель исследования: изучить особенности адаптации журналистских материалов для современной детской аудитории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать специфику детской журналистики;
- выявить проблемы и перспективы развития детской журналистики;
- рассмотреть особенности фильма для детей, его специфику и воспитательные функции;
- определить социально - психологические особенности детского восприятия кино.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания: диалектический; частно-научные методы познания: анализ, синтез, аналогия.
Цель и задачи исследования, его концептуальная основа и содержание обусловили такую структуру курсовой работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Полный объем работы составляет 31 страницу.
Список использованной литературы содержит 25 наименований.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения журналистики для детей
1.1 Специфика детской журналистики
Ребенок живет в опосредованном пространстве, которое является его новой средой, реальностью современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни общества. Средства массовой информации стали главным средством производства современной культуры, а не просто передаточным механизмом . К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания сегодня, относятся не только семья как основная ячейка общества, образовательные учреждения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительские учреждения, но и средства массовой информации.
Современный человек с раннего детства подвергается колоссальному информационному потоку. Еще не умея фильтровать информацию, отделяя факты от мнений, а сугубо информационные материалы от пропагандистских, ребенок особенно восприимчив к влиянию средств массовой информации. Отсюда вытекает исключительная значимость для общества тех специализированных средств массовой информации, которые предназначены для детской аудитории, их первостепенная задача - быть социально ответственными, осуществляя первичную социализацию личности.
Детская журналистика является самостоятельной частью общей системы средств массовой информации. Она знакомит подрастающее поколение с интеллектуальным и духовным потенциалом общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством общения, позволяющим детям общаться друг с другом. С его помощью юная аудитория познает мир.
Специфика детской журналистики определяется ярко выраженной возрастной ориентацией аудитории. В связи с этим она использует особые, специфические способы отображения действительности, свои собственные выражения - визуальные средства, формы и методы контакта с аудиторией .
Главной типообразующей особенностью всех детских изданий и телепередач является характер аудитории, для которой они предназначены.
Психологи делят эту аудиторию на группы: дошкольники (3-6 лет), младшие школьники (7-10 лет) и подростки (11-15 лет). Дистанция между этими группами существенна: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили появление нескольких видов изданий и программ: для дошкольников, для младших школьников, для подростков.
Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности молодой аудитории. В зависимости от возраста издания/телепрограммы редакция определяет ее содержание, структуру, форму и объем. Также учитываются социально-психологические особенности аудитории.
Детская журналистика в России имеет глубокие исторические корни. Первый русский журнал для детей - «Детское чтение для сердца и ума» Н.И. Новикова - вышел в свет в 1785-1789 годах. В дореволюционной русской литературе и публицистике мы находим замечательные примеры того, как дворянская и буржуазная среда с малых лет стала прививать детям те качества, которые затем стали устойчивыми личностными чертами типичных представителей этих классов.
Советская литература и советская пресса отразили благородные черты советских детей, подростков и юношей, проявивших себя в годы Гражданской войны и в годы Великой Отечественной войны, а также их безропотную готовность к трудовым подвигам на заводах и фабриках - бескорыстным, совершенным только во благо укрепления мощи государства. Формирование личности и развитие характера будущего строителя коммунистического общества стало ответственной и почетной задачей.
Социальная трансформация, произошедшая в 90-е годы XX века, поставила перед детской журналистикой новые задачи. Информационный бум, ставший реальностью российского общества за последние десять лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одной из важнейших составляющих современной цивилизации, а с другой - стал одним из главных факторов формирования новых ценностных ориентаций детей, среди которых значительную роль играют культурные, эстетические и этические представления. Детская журналистика и детские СМИ стали воспитывать человека новой эпохи, принадлежащего к обществу предпринимателей и потребителей.
Значительная роль в формировании мировоззренческих и духовных позиций ребенка отводится чтению. Именно в процессе осмысления прочитанного, выработки собственных суждений относительно описанных событий и отношения к литературным героям, формируется система ценностных приоритетов ребенка, которые находят свое место в его поведении.
Пресса для детей, с одной стороны, самая богатая на жанры, виды, структурные подразделения, а с другой имеет и свои недостатки . Одним из недостатков являются элементы рекламы на страницах журналов для дошкольников и младших школьников, чего в советские времена не было совсем. Еще одним минусом является отсутствующая государственная политика, конкуренция малоэффективна и увеличение интереса общества к телевидению и интернету. Очень малое количество тематических журналов для детей, отдельно для девочек и мальчиков. Содержание этих журналов должно развивать детские интересы, помогать в учебе. Одним из минусов современных изданий есть одно направление работы, то есть только учебной или только о народных традициях и творчествн, хотя направление журнала разноплановое. Это говорит о недостаточной работе над информацией редакций .
Своему функциональному назначению отвечают лишь познавательные типы детской прессы, в которых познавательная информация составляет 36% объема материала. В развлекательных периодических изданиях доминируют, занимая большую часть площади всего материала, темы агрессии и эротики, а непосредственно развлекательной тематике посвящено лишь 0,8% материала. В учебных периодических изданиях тема обучения, уступая место игровому материалу, составляет лишь 32,2% объема материала.
Доминирование игр над основной информацией прослеживаем и в культурологических периодических изданиях: тема культуры занимает здесь 19,9%, а тема игры – 22% объема материала.
В научно-популярных периодических изданиях наибольшее количество общепознавательной информации - 22,5% материала, в то время как собственно тема науки не является ведущей, хоть и должна была бы доминировать. По результатам исследования во всех типах прессы для детей доминирующими являются темы: игра, познавательная информация и агрессия .
Именно эти элементы и создают основной тематический фон всей прессы для детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О.А.Баранов, С.Н.Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. – 103 с.
2. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) / Л.М. Баженова. – М.: Изд-во инта худ. образования Российской Академии образования, 2004. – 55 с.
3. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. – 188 с.
4. Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. – 2009. – № 10. – С.1
5. Блинова М.А. «Душа обязана трудиться день и ночь…» // Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Третьего Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – С. 49-53.
6. Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. – 2002. – № 6. – С. 54.
7. Гайманова Е.В. Журналы для детей и юношества в контексте отечественной художественной культуры первой четверти XIX в. // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 269 – 272.
8. Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации молодежной аудиторией (на материале реалити-шоу) // Медиаобразование. – 2019. – № 3. – С.28-34.
9. Грудинская В.В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2010. – № 8. – С.1
10. Гунтарова И.В. О последствиях восприятия телевизионной информации школьниками // Воспитание школьников. – 2005. – № 9. – С.3
11. Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 204 с.
12. Еланская С.Н. «Ключ без права передачи»: Культпоход в кино, или Сентиментальное путешествие в заэкранную реальность // Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В. В. Солдатов, предисл. О. А. Баранова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – С. 36-47.
13. Ильичёв Г. «Кинообразование в моей жизни» // Медиаобразование. – 2006. – № 1. – С. 13-18.
14. Когатько А. Г. Отечественное телевидение для детской аудитории. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. – М: МГУ. 2007. – 139 с.
15. Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности / Сокр. пер. с англ. Д.Ф. Соколовой. – М.: Искусство, 1974. – 339 с.
16. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. – М.: НЛО, 2005. – 92 с.
17. Оранж Т. Медиадиета для детей / Т. Оранж, Л. Флинн. – СПб., 2007. – 270 с.
18. Парамонова К.К. Фильм для детей, его специфика и воспитательные функции. Учебное пособие Парамонова К.К. Фильм для детей, его специфика и воспитательные функции. Учебное пособие / К.К.Парамонова. – М.: Изд-во ВГИК, 1975. – 50 с.
19. Поличко Г.А. Киноязык, объяснённый студенту: художественно-педагогические диалоги / Г.А.Поличко. – Москва-Рязань: Русское слово, 2006. – 193 с.
20. Раззаков Ф.И. Наше любимое кино. Тайны становятся явным / Ф.И. Раззаков. – М., 2004. – 228 с.
21. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2003. – № 2. – С.3
22. Фёдоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика / А.В.Федоров. – Ростов н/Д: ООО ЦВВР, 2001. – 139 с.
23. Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005. – С. 166-181.
24. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Южного фед. ун-та, 2008. – 184 с.
25. Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. – М.: НЛО, 2005. – 433 с.