Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание личности начинается в детстве. Процесс этот достаточно сложен и непрерывно связан с развитием коллектива. Коллектив является и целью, и средством педагогической деятельности. Воспитательные усилия учителя должны осуществляться не только путем непосредственного воздействия, но и опосредованно, через общественное мнение коллектива. Таким образом, коллектив выступает для каждого педагога как цель, необходимая для успешного формирования личности ребенка. Одновременно коллектив становится средством, инструментом, при помощи которого наши идеалы, традиции, опыт передаются подрастающему поколению. Этот процесс возможен потому, что творческий коллектив является органической составной частью нашего общества.
Коллектив помогает формированию убеждений творческого человека, что именно в нем подрастающий человек имеет возможность не только воспринять нравственные и мировоззренческие идеи, но и активно включиться в деятельность, направленную на осуществление общественных целей и идеалов. Это особенно важно в силу того, что, формирование личности осуществляется не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной, общественно необходимой коллективной деятельности. [4, c. 4]
Духовный рост человека, формирование его идеалов, убеждений, и, наконец, самоопределение возможны лишь в том случае, если он постоянно сопоставляет свои действия, взгляды и убеждения с действиями и взглядами других. Человек всегда ищет одобрения в обществе, в первую очередь среди окружающих его людей, т. е. в своем коллективе. Таким образом, коллектив становится средством оценки действий ребенка и ареной его самоутверждения [6, с. 10].
Преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере, обеспечившие свободу творчества, возможности творческой самореализации участников творческих коллективов и наряду с этим экономические трудности, новые культурно-экономические условия требуют руководителей-профессионалов, способных реализовывать художественные цели, согласуя их с имеющимися экономическими возможностями. [6, с. 10]
Непрерывно меняющаяся реальная действительность обусловливает потребность в руководителях-педагогах, не только хорошо знающих свое дело, но ориентированных на творчество, предприимчивость, обладающих развитым профессиональным самосознанием и креативностью как важнейшей чертой профессионала-мастера, определяющей в сложных и противоречивых условиях жизнеспособность личности и результативность ее деятельности. [4, c. 4]
Организаторская деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт. В современных условиях организаторская деятельность требует предприимчивости и инициативы. Значит, тема данной курсовой работы актуальна в настоящее время. [4, c. 5]
Цель исследования: рассмотреть процесс организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть творческий характер педагогической деятельности руководителя творческого коллектива.
2. Изучить понятие профессиональной культуры педагога.
3. Рассмотреть особенности управления творческим коллективом.
4. Выявить стили общения в творческом коллективе.
5. Изучить практические рекомендации по руководству творческим коллективом «Сувенир».
Объект исследования: руководитель творческого коллектива.
Предмет исследования: педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы общения и руководства творческим коллективом
1.1.Профессиональная культура педагога
Профессиональная культура – это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.
Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность. Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком – то, что характеризует всё существование человека. Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.
Педагогическая этика – это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности педагога. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен. Есть такое понятие – профессиональный этикет. Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет – это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.
Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:
Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
Соответствующий дресс-коду внешний вид.
Поддержание порядка на своём рабочем месте. Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
Достойное владение техниками межличностного общения.
Каждый педагог – это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование. Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он – пример для подражания.
Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:
Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления – способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память. Уровень организации деятельности.
Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться. Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
Высокоразвитые социальные навыки.
Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
Культура речи и внешнего вида.
Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов.
Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором. Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу.
Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны. Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога – это его характер.
Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.
И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура – не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.
Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего – психология).
Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования. Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балановская, Л. А. Креалогия. Теория творческой деятельности / Л.А. Балановская. - М.: ПБОЮЛ Николаев, 2005. - 194 c.
2. Вайнцвайг, Поль Десять заповедей творческой личности / Поль Вайнцвайг. - М.: Прогресс, 1990. - 192 c.
3. Ванслов, В. В. Искусствознание и критика. Методологические основы и творческие проблемы / В.В. Ванслов. - М.: Художник РСФСР, 1988. - 128 c.
4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя; М.: Просвещение - Москва, 1990. - 144 c.
5. Данилов, С. 30 лет в театре. В. В. Шимановский. Опыт творческой характеристики / С. Данилов. - М.: Новгородское областное издательство, 1985. - 908 c
6. Зилов Вдохновенье и расчет: Организация творческой работы в драматическом театре / Зилов, Михаил. - М.: Всероссийское театральное общество, 1976. - 192 c.
7. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения; Речь - Москва, 2007. - 296 c.
8. Основы педагогического мастерства; Просвещение - Москва, 1989. - 304 c.
9. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения; Академия - Москва, 2006. - 336 c.
10. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения; Академия - Москва, 2008. - 336 c.
11. Прохорова Л. Н. «Мастер- класс по созданию творческого коллектива в ДОУ»- М.: «5 за знания», 2006
12. С Б. С, Волков, Волкова Н. В., Орлова Е. А. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров; Юрайт - Москва, 2014. - 336 c.
13. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства; Инфра-М, Форум - Москва, 2012. - 208 c.
14. Федорова С. Н. «Мастер- класс как одна из форм совершенствования методической работы в детском саду» -г. Йошкар- Ола, 2011
15. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения; Владос - Москва, 2007. - 432 c.
16. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения; Книга по Требованию - Москва, 2007. - 296 c.
17. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования; Логос - Москва, 2012. - 200 c.
18. Гоноболин Ф.Н. Психология. Москва. Просвещение, 1973.
19. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. Москва. МГУКИ, 2000.
20. Беляев С.Е. Музыкальная дидактика: учебное пособие. Екатеринбург, 2008.
21. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: учебное пособие. Москва. МГИК, 1994.