Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами. Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.
Законодательство РФ предусматривает целый ряд льгот для ликвидаторов Чернобыльской аварии.
По данным субъектов РФ, по состоянию на 1 января 2020 года меры социальной поддержки охватывают более 1,5 млн граждан, подвергшихся радиации.
Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.
3
Актуальность темы исследования заключается в том, что существует достаточно много слабозащищенных категорий граждан, которым необходима социальная поддержка, особенно лицам, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Глава 1. Особенности правового регулирования социального обеспечения лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф
1.1. Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
В Российской Федерации и ряде иных государств проживают люди, пострадавшие в результате радиационных и техногенных аварий. Количество таких людей, которые потеряли здоровье в результате воздействия на них неблагоприятных факторов, достаточно большое. По состоянию на 01.01.2016 г. лишь только в Российской Федерации количество граждан, которые получают социальную поддержку со стороны государства, составляет более 118 тысяч человек. Современный мир отличается массовыми изменениями в развитии глобальной цивилизации, высочайшим уровнем научно-технического прогресса, который усиливает воздействие техногенных факторов на окружающую среду и человеческое общество, увеличивает риск появления радиационных катастроф.
Прежде всего, приступая к изучению информации о социальной защите лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, необходимо выбрать более объективное понятие «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф». В первую очень, анализируя информацию, необходимо руководствоваться такими признаками, как, точность, однозначность, достоверность, объективность и понятность содержания. В законе и подзаконном акте [1] определен порядок проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в качестве эффективных мер государственного контроля.
Одновременно законодатели допускают возможность проведения экспертиз общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных организаций, определяемым законодательством государства.
Чернобыльская авария повлекла тяжелые радиологические, медицинские, демографические, социально-психологические, социально-экономические последствия для людей и катастрофические последствия для природы. Это потребовало принятие решительных мер от государства как по непосредственной ликвидации последствий катастрофы, так и по вопросам определения правовых режимов пострадавших территорий и мер социальной
защиты пострадавшего населения и ликвидаторов.
В Российской Федерации проведена детальная дифференциация льготных категорий граждан, что, безусловно, способствует адекватному предоставлению льгот и компенсаций пострадавшим от радиационной катастрофы. Если рассматривать такую специфическую социальную группу лиц, как пострадавшие в результате радиационной (техногенной) катастрофы, то они имеют свои права, свободы, обязанности и систему гарантий. Естественно, что их правовое положение в целом совпадает с общим правовым статусом, которое существовало у пострадавших до катаклизма[7].
Так, граждане Российской Федерации – жертвы техногенных катастроф, если они остаются на территории собственного государства, не нуждаются в существенном изменении своего статуса, поскольку как его граждане обладают теми же правами, что и все остальные. Однако в условиях
4
чрезвычайных техногенных ситуаций человек, его здоровье подвергаются негативному воздействию со стороны окружающей среды, и проблема его социальной защищенности приобретает особую значимость. Он нуждается в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц, прав. Существует две классификации правового статуса личности.
1.2. Социальное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф
Нормативно-правовая база Актами, которые регулируют вопрос предоставления льгот данной категории лиц на федеральном уровне, являются: Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1.[1]
Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению многих территорий. Изменение радиационной обстановки и изменение ее границ пересматривается каждые 5 лет. Федеральный закон № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» регулирует порядок предоставления социальной государственной поддержки.
В настоящее время чернобылец может пользоваться следующими льготами: 50-ти процентной скидкой на оплачиваемое жилое пространство; улучшением жилищного пространства; скидкой не менее 50 % на коммунальные услуги или приобретаемое топливо; получением вне очереди: медицинского лечения, обслуживания в аптеках, нового места работы, места в доме престарелых и т.д.
Например, Симферополь предоставил своим жителям единоразовое пособие в размере 1900 рублей. О повышении социальных выплат данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете: Социальная государственная помощь Российское законодательство предоставляет льготы следующим гражданам, пострадавшим от радиационной катастрофы: Лицо, получившее лучевую болезнь или другое заболевание, причиной возникновения которого является радиационное поражение, возникшее в связи с наступлением аварии или при проведении ликвидационных работ в отношении ее последствий.
Гражданин, переболевший лучевой болезнью или другим заболеванием, причина которого схожа с предыдущим вариантом. Человек, ставший инвалидом в виду полученных облучений, в том числе: командированные или направленные на определенное время на опасную территорию для работ ликвидационного характера в отношении последствий аварии; военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в ликвидации; работники ОВД и пожарники, местом работы которых служила зона отчуждения; население, которое пришлось эвакуировать с территорий, попавших под отчуждение; лица, ставшие донорами костного мозга, чтобы спасти пострадавших.
Глава 2. Общие положения пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в результате пострадавших аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф
2.1. Пенсионное обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф
Вопросы пенсионного обеспечения чернобыльцев регулируются следующими правовыми актами:
5
законом № 1244-1 от 15.05.1991 – о мерах социальной защиты граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварии на ЧАЭС;
законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 – о назначении государственных пенсий;
законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 - «О страховых пенсиях» (если гражданин, достигнув пенсионного возраста, захочет получать не государственную, а страховую пенсию).
Согласно закону № 1244-1, особым статусом обладают:
ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы, пораженные лучевой болезнью или иными заболеваниями в результате этих действий;
иные лица, здоровью которых аварией был нанесен ущерб, в том числе, эвакуированные из зоны отчуждения;
лица, вследствие аварии ставшие инвалидами;
граждане, работавшие в зоне отчуждения, и т.д.[16]
Полный список чернобыльцев, имеющих право на льготы и особое пенсионное обеспечение, приведен в 13-й статье данного закона.
Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом № 166-ФЗ (4-я статья). Они вправе получать страховую пенсию по старости, когда возникнет право на нее (будет выработан минимально необходимый стаж, достигнут пенсионный возраст, и т.д.). То есть, имея право на две пенсии, чернобыльцы могут выбрать, какая из них им выгоднее. Для назначения государственной пенсии по старости пострадавшим гражданам достаточно иметь пятилетний стаж.
В определенных случаях разрешается получать не одну, а две пенсии – по инвалидности и по старости. Такое право дано военнослужащим (военнообязанным), которые стали инвалидами, исполняя служебные обязанности на территории ЧАЭС. При подобных обстоятельствах заболевания, полученные в Чернобыле, приравниваются к военной травме (п. 2 ст. 29 закона № 1244-1). При этом необходимо иметь достаточный страховой стаж и число пенсионных коэффициентов не менее 30.
По общему правилу ст. 28.1 закона № 1244-1, пострадавшие от радиационной катастрофы женщины не могут выйти на пенсию по старости ранее 45 лет, а мужчины – ранее 50 лет. Этот минимальный возраст не был повышен в ходе пенсионной реформы, начавшейся в 2019 году. Самая низкая возрастная планка для выхода на пенсию по старости установлена для узкой категории чернобыльцев – ликвидаторов последствий радиационной катастрофы, работавших в опасных условиях в первые два года после аварии, в 1986-1987 гг., а также эвакуированных граждан (ст.30, 32 закона № 1244-1). Для них возраст выхода на пенсию снижен на 10 лет. Для остальных чернобыльцев, в том числе, для лиц с инвалидностью, пенсионный возраст снижен не так значительно – в основном, на 3-7 лет.
2.2Условия назначений пенсий гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС
В соответствии с ФЗ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и законом N 1244-1 получить пенсию по государственному пенсионному обеспечению могут:
6
лица, которые получили или перенесли лучевую болезнь или прочие заболевания в результате катастрофы на ЧАЭС;
инвалиды вследствие вышеуказанной катастрофы;
ликвидировавшие последствия чернобыльской трагедии в период с 1986 по 1990 годы;
работающие в зоне отчуждения;
лица, которые были эвакуированы и переселены, в том числе дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития;
граждане, которые живут или работают в зоне проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом;
добровольно покинувшие зону проживания с правом на отселение;
нетрудоспособные родственники погибшего кормильца (родители, дети, супруг(а), бабушка и дедушка);
пострадавшие в результате иных радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные члены семей умерших пострадавших.
Однако стоит учесть, что если радиационный ущерб причинен преднамеренно, то размер выплат может быть уменьшен или вовсе может последовать отказ.
В Российской Федерации существует пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая включает в себя ряд выплат:
за выслугу лет;
по старости;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
социальную.
Заключение
Социальное государство предполагает обеспечение своего населения материальными и духовными ценностями, которые будут удовлетворять их потребности. Для этого необходимо создавать условия для эффективного экономического развития общества. В настоящее время, социальная защита населения является одним из приоритетных направлением социальной политики государства. Социальная защита представляет собой такую деятельность государственных и негосударственных структур, которая организует совокупность мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения социальных прав населения.
Система социальной защиты представляет собой достаточно сложную систему мер и механизмов поддержки населения. Основные направления социальной защиты заключаются в социальном страховании, социальном обслуживании и социальной помощи. Поддержка направлена на возмещение расходов граждан, на помощь до вести доходы людей до прожиточного минимума.
7
Для увеличения доходной части населения используют способ индексации, а для возмещения расходов – компенсации.
Социальная защита осуществляется на всех уровнях власти, у каждого уровня свои предметы ведения. Томская область является достаточно развитым регионом, за счет областного бюджета, осуществляет поддержку гражданам, реализовывая социальные программы, оказывает различных видов социальную помощь этим самым, обеспечивая защитой почти каждого третьего жителя региона. Поддержка направлена на широкий круг граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.12.2019) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699.
2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.). Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.05.2003 г. № 216. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 11.12.1992 г. № 958 (ред. от 01.07.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 03.02.1993 г. № 101 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 136 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8
8. О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 08.06.2001 г. № 455 (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 869 (ред. от 01.07.2017г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : постановление Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1418 // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 232.
14. Буянова, М. О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. - М.: КноРус, 2015. - 480 c.
15. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Academia, 2019. - 448 c.
16. Горшков, А. В. Право социального обеспечения / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2019. - 160 c.
17. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2015. - 416 c.
18. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2014. - 656 c.
19. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2018. - 576 c.
20. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2019. - 64 c.
9
21. Оганян, К. М. Занятость населения и ее регулирование / К.М. Оганян, Н.М. Стрельцов. - М.: Бизнес-Пресс, 2014. - 376 c.
22. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2015. - 576 c.
23. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 464 c.