Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обосновывается тем, что в современных условиях коммерческие компании в области телекоммуникаций функционируют в активной конкурентной среде, что вызывает необходимость повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых продуктов и услуг на основе разработки и реализации эффективной маркетинговой политики, эффективных форм хозяйствования, оптимизации бизнес-процессов, ориентации на новые потребности клиентов, реализации программ стимулирования спроса.
Для реализации всех вышеперечисленных задач необходима организация специализированного вида деятельности – маркетинга. Обширный спектр возлагаемых функций предполагает формирование структуры маркетинговой службы, которая будет ориентирована на достижение стратегических и оперативных целей предприятия.
Организация структуры службы определяет эффективность ее работы, так как от обозначения круга полномочий, функциональной специализации, взаимосвязей между сотрудниками зависит оперативность и качество выполняемых задач, а также возможность отдела интегрировано обеспечивать проведение маркетинговых исследований и адаптировать организацию к изменяющимся условиям рынка.
Каждое направление деятельности маркетологов связано с цепочками действий и управленческих решений. Детальный анализ данный действий и представляет собой анализ бизнес-процессов, и позволяет выявить их недостатки и потенциал развития.
Однако, не каждое предприятие в полной мере оценивает адекватность текущего функционала отдела маркетинга стратегическим задачам и приоритетам компании. Чаще всего происходит ограничение и усечение функций маркетинга в компании, что приводит к неэффективности и не комплексности в решении задач развития предприятия и повышении его конкурентоспособности.
Становится очевидной необходимость новых методологических и научных разработок по данному вопросу. Именно поэтому тема данного исследования представляется интересной и актуальной.
Целью исследования является анализ функциональной организационной структуры управления маркетингом на предприятии.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цели и задачи маркетинговой деятельности предприятия,
- определить виды организационных структур управления маркетингом,
- изучить особенности организационной структуры управления маркетингом,
- осуществить анализ деятельности ПАО «Ростелеком»
- провести анализ управления маркетингом ПАО «Ростелеком»,
- выявить направления совершенствования организационной структуры управления маркетингом на предприятии.
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Предметом исследования является организация маркетинговой деятельности ПАО «Ростелеком».
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению. Теоретическую основу исследования составляют научные труды зарубежных и российских авторов, как Котлер Ф., Басовский Л.Е, Алексунин А.К., Барышева А.В., Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г., Якушева А.Н., и других.
Методология исследования включает методы анализа и синтеза, документационного исследования, сравнительного анализа, анализа организационной структуры и бизнес процессов.
Структура работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Цели и задачи маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговая деятельность современного предприятия - является основой обеспечения его конкурентоспособности.
Система маркетинга предприятия представляет собой совокупность информационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком. Формирование структурного подразделения (департамента, службы, отдела) — это в современных условиях российской экономики важнейшее звено в управлении предприятием. Совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности оно создает единый интегрированный процесс. Этот процесс направлен на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли [5, С.67].
Целью управления маркетингом является обеспечение конкурентоспособности предприятия и достижения его рыночных целей через удовлетворение потребностей потребителей продуктами и услугами.
Задачи маркетинговой деятельности:
- выявление потребности в продуктах и услугах предприятия, а также определение емкости спроса посредством проведения маркетинговых исследований,
- исследование и анализ конкурентной среды предприятия для определения более эффективного позиционирования и продвижения продуктов и услуг,
- разработка рекомендаций по изменению и совершенствованию продукта для повышения его конкурентоспособности предприятия,
- разработка и реализация маркетинговой стратегии предприятия,
- разработка концепции продвижения товаров и услуг предприятия,
- разработка рекомендаций по изменению ценовой, ассортиментной и сбытовой политике предприятия,
- оценка эффективности маркетинговой деятельности,
- осуществление рекламной деятельности [9, С.12].
Организационная структура управления маркетингом зависит в первую очередь от выбранной определяющей концепции маркетинга [4, С.57].
Если выбрана концепция интенсификации усилий по продвижению на рынок, «проталкиваний», то больше людских и материальных ресурсов будет выделиться таким службам, как:
- отдел маркетинговых исследований;
- отдел поиска заказов;
- отдел по работе с каналами продвижения;
- отдел маркетинговых коммуникаций, включая сектора рекламы, PR и трейд-маркетинга;
- отдел по поиску и обучению торговых агентов;
- отдел по работе с регионами и организации дилерской сети;
- отдел логистики.
Для торговых предприятий наиболее приемлем последний тип организации службы маркетинга[21, С.14]. Во главе службы маркетинга предприятия, как правило, стоит второе после руководителя лицо - директор по маркетингу. В состав маркетинговой службы входят работники, занимающиеся изучением рынка, созданием товарного ассортимента, политикой цен, каналами распределения, торговлей, стимулированием сбыта и рекламой [21, С.51].
Таким образом, организация маркетинга на предприятии - это:
- осознание новой функции по взаимодействию предприятия с рынком;
- разработка управляющей системы маркетинговой деятельности;
- создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга на предприятии совместно с другими подразделениями.
Организация маркетинговой деятельности на предприятии исходит из двух положений. «Во-первых, вся работа должна быть разделена на отдельные участки (специализированные задания). Во-вторых, между этими участками следует обеспечить координацию деятельности. При этом, чем глубже специализация, тем больше требуется координации»[13, С.44] .
Первой и постоянной задачей маркетинговой службы является отслеживание предпринимательского климата в динамике его развития, т.е. благоприятствуют ли тенденции и характер развития окружающей среды ведению бизнеса или представляют угрозу для деятельности предприятия. Анализ предпринимательского климата ведется с учетом основных взаимосвязанных факторов:
- социальных - структура населения, морально-эстетические ценности общества, отношения членов общества между собой, конкуренция и т.д.;
- экономических - ВНП, располагаемый продукт, дискреционный доход;
- научно - технических - уровень научно-технического прогресса и чувствительность к нему рынка;
- нормативно - правовых - законодательство, нормативные акты [5, С,52].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 г. «О рекламе» № 38-ФЗ. – СПС ГАРАНТ, 2018.
2. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд./И.С. Березин. - М.: Вершина, 2015.
3. Багиев Г.Л., Мефферт Х. (научная редакция). Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.
4. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для вузов. – СПб.: Астерион, 2015.
5. Брагин Л.А. Технология розничной торговли / Л.А. Брагин Л.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2014.
7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2016. – 671 с.
8. Гончаренко С. Управление проектами // Управление качеством. - 2011. - N 8. - С. 44-46.
9. Давтян А. Особенности привлечения внимания потребителя к рекламе. //Реклама. Теория и практика. – 2015. - № 2. – С. 14.
10. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности: Учебник. – М., 2016.
11. Кухтинова Л.Г. Маркетинг в сфере социальных услуг и формирование информационной экономики // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №4. С.183-190.
12. Карпеко О. И. Промышленный маркетинг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2015. – 414 с.
13. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с анг. – 4-е европейское издание. ‒М.: «Вильямс», 2016 ‒ 1200 с.
14. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие] / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 381 с.
15. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник. – М., 2015.
16. Сердобольская И.О. Практикум по курсу «Маркетинг-менеджмент услуг». Для магистрантов II курса направления «Менеджмент» программы «Маркетинг» / И.О. Сердобольская. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013.
17. Умаров М.Ю. Новая реклама. // Маркетинг услуг. – 2015. - № 1. – С. 19.
18. Уорд Т. Проблемы маркетинга отношений при обслуживании потребителей // Маркетинг услуг. – 2014. - №1. – С.17-21
19. Официальный сайт ПАО «Ростелеком» // https://www.company.rt.ru/about/info/