Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Энергетика для России имеет особое значение. Поскольку, учитывая географию страны, большая часть производимой энергии тратится на поддержание тепла на объектах, обогрев помещений. А труднодоступность в некоторых регионах, зачастую высокая стоимость ее доставки в отдельные районы, специфика хранения некоторых видов топлива и ряд других различных факторов - сказываются на ее цене как для конечного потребителя, так и для производителя.
Россия, являясь одной из крупнейших стран Земли, обладает большим количеством природных ресурсов, среди которых особое место занимает нефть. Грамотная добыча и использование нефти является конкурентным преимуществом страны и может приносить пользу стране, как в результате пользования, так и в результате переработки и продажи другим государствам. В этом смысле, нефтяная отрасль - ключевой фактор энергетического снабжения государства и одна из наиболее важных хозяйственных отраслей. В данном исследовании рассматриваются и анализируются текущее состояние нефтяной отрасли, текущие тенденции и основные проблемы в России.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами, стоящими перед российским топливно-энергетическим комплексом, следует выделить работы В.Андрианова, В. Б. Бетелина, А. Н. Дмитриевского, Ж. А. Ермаковой, В. Н. Кириллова, М. Г. Лапаевой, А. С. Некрасова, Н, И. Рыжкова, Н. С. Симонова, Е. А. Токмакова, Н. Ф. Чеботарева, Ю. К. Шафраник. В них рассматриваются современные тенденции в развитии мировой энергетики и основные характеристики топливно-энергетического комплекса России, анализируются особенности развития газовой промышленности, нефтяной промышленности, электроэнергетики, ядерного энергетического комплекса.
Цель работы – на основе анализа состояния нефтяной отрасли России на современном этапе разработать стратегию развития отрасли.
Задачи исследования:
– исследование государственного регулирования нефтяной отрасли;
– проанализировать состояние нефтяной отрасли России на современном этапе;
– дать сравнительный анализ стратегий нефтяных компаний в России;
– разработать стратегию развития нефтяной отрасли страны.
Объект исследования – экономическая безопасность государства.
Предмет исследования – стратегии развития нефтяного комплекса.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод диалектики научного познания действительности, а также основанные на нем частно-научные методы, такие как социологический, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный, формально-юридический. При этом применялись анализ, синтез, индукция и дедукция для системного изучения объекта исследования в его внутренних и внешних взаимосвязях.
Теоретическую основу исследования составили статьи ведущих экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 Основные аспекты регулирования и развития нефтяной отрасли
1.1 Государственное регулирование нефтяной отрасли
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.
Для Российской Федерации состояние топливно-энергетического комплекса имеет особое значение. Топливная отрасль является основой развития российской экономики и инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всеми отраслями промышленности страны. Более 20% средств расходуется на развитие топливно-энергетического комплекса, на его долю приходится 30% основных фондов и 30% себестоимости промышленной продукции Российской Федерации.
В этой связи обеспечение сохранности и безопасности объектов, в том числе объектов критической инфраструктуры и жизнеобеспечения, является одним из направлений государственной политики безопасности. Объекты топливно-энергетического комплекса, как правило, являются опасными объектами, и вопросы их безопасности строго регламентируются действующим законодательством о промышленной безопасности и охране труда, экологической и пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Это регулирует Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», который определяет принципы и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, требования к персоналу, обеспечивающих безопасность, права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности, определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ТЭК .
Для обеспечения безопасности нефтяной отрасли в РФ действует Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992, который регулирует отношения по добыче нефти, проведения работ по геологическому изучению, регулирует деятельность по строительству нефтехранилищ и их эксплуатацию .
В то же время на энергетическом рынке наблюдается постоянный рост цен. Проблема роста цен на бензин и топливные ресурсы, конечно, сложна. При решении этой проблемы возникает вопрос: Должны ли внутренние цены следовать мировым ценам и постепенно приближаться к ним, или же внутренние цены должны следовать своей внутренней логике, принимая во внимание страну, являющуюся чистым экспортером этих ресурсов? Не следует думать, что рост цен на нефтепродукты происходит исключительно из-за монопольного сговора на внутреннем рынке. Нефтяные компании не могут не следить за конъюнктурой мирового рынка и учитывать снижение рентабельности своей работы на внутреннем рынке.
В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты и даже ужесточение антимонопольного законодательства, могут иметь лишь ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем рынке. Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к мировым рыночным ценам и определяют динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при минимизации регулирующего воздействия экспортных пошлин на внешний контур. Однако нынешняя система была установлена в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках.
Сегодня, когда ценовой коридор на нефтяном рынке нарушен, возможно, Минфину РФ стоит вернуться к этому вопросу еще раз. В этих условиях вызывает тревогу тот факт, что, согласно официальным заявлениям, добыча нефти на протяжении последних нескольких лет регулярно превышала прирост вновь открытых запасов.
Несмотря на циркулирующие в средствах массовой информации и заявлениях некоторых государственных деятелей мнения, что российские компании с большим запасом обеспечены разведанными месторождениями нефти, есть серьезные основания полагать, что этот «оптимизм» весьма слабо подтвержден реальностью.
Оценки обеспеченности раздуваются за счет включения прогнозируемых запасов, игнорирования их технической и экономической доступности, регулирует Федеральный закон от 29.07.2017 №262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета», предусматривает отмену уплаты налога: вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, и устанавливаются условия нефтегазовых доходов, учтя цены на нефть, газ .
«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», проводится прогноз и анализ цен на нефть, рассматривается состояние нефтедобычи, структура запасов нефти, определяются основные приоритеты и направления развития нефтегазовой промышленности, рассматриваются варианты развития нефтяной отрасли.
В Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» отражены основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Ключевые направления государственной политики в области безопасности нефтяной отрасли обеспечиваются следующими мерами стимулирования :
1. Обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики, которое является ключевым при разработке программ стимулирования нефтедобывающей отрасли. В настоящее время государство оказывает финансовую поддержку путем финансирования целевых программ, субсидирования (гранты, кредиты), предоставления льгот на разведывательные работы, введение понижающего коэффициента (Кд) к ставке налога на добычу полезных ископаемых. Также привлечение частных инвестиций и создание страховых компаний оказывают поддержку отрасли для его устойчивого развития.
2. Переход экономики на инновационный тип развития влечет за собой разработку и использование научных технологий и техники. Для эффективного внедрения научных продуктов необходимо использование стимулирующих инструментов поддержки таких, как: создание законодательного обеспечения, включающего меры антимонопольного регулирования вертикально-интегрированных компаний и обеспечения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре, предоставление льгот на разведывательные работы, предоставления «налоговых каникул», т.е. освобождения предприятий на новых месторождениях от налогов на время освоения, бюджетное финансирование в НИОКР, привлечение иностранных инвестиций, использование страхового и кредитного рычагов.