Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход России от командной экономики к рыночной повлиял не только на экономические процессы, но и содействовал некоторым изменениям консервативных устоев в различных сферах деятельности. Однако, современное общество до сих пор полностью не отошло от патриархальной культуры, а в России и вовсе патриархальная система управления является практически доминирующей. Естественно, что такие условия ограничивают потенциал женщин в самореализации. Но, несмотря на это стоит отметить, что в нынешней среде сложилось достаточно объективных причин, благоприятствующих возрастанию роли женщины в организации.
Кроме того, на данный момент существует множество исследований, которые довольно объективно показывают, что женский стиль руководства не только достаточно соответствует нынешним реалиям, но и вполне может повысить уровень жизнеспособности предприятия в современных нестабильных условиях внешней среды. Также согласно прогнозам российских аналитиков в будущем женщины будут занимать в сфере занятости такую же долю, как и мужчины, а возможно даже и выше. Но, несмотря на столь оптимистичные прогнозы, проблема женской занятости до сих пор является достаточно актуальной в России. Связано это с тем, что в сознании множества российских обывателей довольно распространён миф о незаинтересованности российских женщин в покорении руководящих должностей в структуре российских организаций. Все это формирует необходимость изучения гендерных аспектов в управлении персоналом.
Актуальность выбранной темы состоит в исследовании особенностей взаимозависимости успешности управленческой деятельности и гендерной типизации. На сегодняшний день гендерные особенности в управлении являются одним из наиболее проблемных вопросов. Это связано в первую очередь с тем, что предпринимательская деятельность развивается, а вместе с тем и растет число руководителей обоих полов. Несмотря на то, что во всех сферах деятельности не существует доминирующего пола, в Российской практике все чаще встречается патриархальный тип культуры, что существенно ограничивает возможность самореализации женщины.
Помимо этого, проводятся различные исследования, подтверждающие факт того, что женщины могут создать достойную конкуренцию мужчинам в вопросах управления. Однако, несмотря на проведенные исследования, а также зарубежные тенденции к развитию женского управления, руководителей-женщин в России не воспринимают всерьез. В связи со сложившимися стереотипами о том, что женщина не может эффективно управлять компанией в очередной раз доказывать актуальность данной проблемы.
В отечественной социальной психологии изучение стилей лидерства и их специфики проводилось преимущественно в работах Беляцкого Н.П. , Бендаса Т.В. , Берна Ш. , Виханского О. С. , Наумова А. И. , Воронцова Д. В. , Немова Р.С. , Клецина И.С. , Кибанова А.Я. , Чернышева В.Н. , Шекшня С.В., Шейна Э.Х., Юрасова И.
Объектом исследования является сфера управления персоналом.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения по поводу гендерных аспектов в управлении персоналом.
Цель исследования – изучение гендерных аспектов в управлении персоналом.
Задачи исследования:
- изучить сущность гендерных особенностей в управлении персоналом и их значение в 21 веке;
- раскрыть различие женского и мужского стилей руководства;
- рассмотреть зарубежный опыт гендерных моделей взаимодействия в управлении персоналом.
В процессе подготовки курсовой работы использовались: научные, учебные, методические и справочные работы ведущих специалистов в области управления персоналом, психологии и социологии среди которых выделим Беляцкого Н.П., Бендаса Т.В., Берна Ш., Виханского О. С., Наумова А. И., Воронцова Д. В., Немова Р.С., Клецина И.С., Кибанова А.Я., Чернышева В.Н., Шекшня С.В.
Структура курсовой работы: в работе выделены две главы, шесть параграфов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В 21 ВЕКЕ
Исторически сложилось, что за мужчиной и женщиной закреплялась определенная социальная роль. Мужчины – добытчики, женщины – хранительницы семейного уюта. Так продолжалось сотни лет, но в настоящее время происходят коренные изменения, связанные со смешением этих ролей. Благодаря процессу перестроения целевых установок, и изменению ценностей, женщину перестало устраивать ее положение и отведенная ей социальная роль. Теперь «слабый пол» стремится к власти и карьерному росту. Женщин результативных работников становится все больше, и по профессиональным качествам они отнюдь не уступают мужчинам.
В настоящее время женщина может составить серьезную конкуренцию мужчине в трудовом процессе. Тем не менее, остаются области, которые традиционно относятся к мужской или к женской сфере деятельности. Несмотря на границу, все же отдельные личности разрушают стереотипные установки общества (женщина шахтер, мужчина парикмахер) .
Для углубления в исследуемую тему, проанализируем контент-анализ определений гендерных особенностей в персонале различных авторов (табл. 1) и приведем обобщенное определение этого понятия.
Таблица* 1 - Различные трактовки понятия «гендерные особенности персонала»
Сущность понятия «гендерные особенности в управлении персоналом» Авторы
Психологические рабочие отношения личности к другим людям, составляющие «сердцевину» человеческой личности. Воронцов Д. В.
Результат социального и культурного процессов, который создает систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда. Немов Р.С.
Определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Клецин И.С.
*Источник: составлено автором на основе []
В каждом из приведенных определений есть своя доля раскрытия понятия. Мы полагаем, что определение Роберта Семеновича содержит наиболее информативное понятие. Далее рассмотрим истоки определения «гендерные особенности в управлении персоналом», изучив понятие «гендер».
Гендер — это социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина», а гендер к социальным и социально психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены).
По половому признаку коллективы делятся на женские, мужские и смешанные. В зависимости от состава коллектива создается модель управления. Здесь необходимо учитывать специфику коллектива, а именно гендерные особенности.
Для женщин характерны такие черты как:
1. Высокий уровень эмоциональности.
2. Женщины чувствительнее реагируют на все происходящие вокруг них изменения.
3. Сложность в восприятии логической информации .
Традиционно женщинам приписывается образное мышление, несмотря на то что тип мышления зависит скорее от индивидуальных особенностей, чем от гендерных аспектов. Возможно, на мышление женщины в большей степени влияют ее эмоции, поэтому логические операции вызывают затруднение.
4. Исполнительность, боязнь риска и нововведений.
По статистике девочки усидчивее и исполнительнее мальчиков (особенно четко это проявляется во время учебного процесса). Боязнь изменений – это нормальная реакция всех людей. Внутри каждого человека заложен инстинкт самосохранения.
5. Трудность в принятии управленческих решений.
6. Раздвоение между работой и домом.
Женщина, традиционно, в первую очередь мать и хозяйка, поэтому все домашние дела и уход за детьми, как правило, ложатся именно на ее плечи.
7. Большой поток неформального общения во время рабочего процесса.
8. Конкуренция и борьба за внимание.
Женщины склонны больше не к профессиональной конкуренции, а к межличностной. Внимание со стороны окружающих по отношению к сопернице воспринимается, как правило, болезненно. А зависть, переходящая в действие, может наложить как негативный, так и позитивный отпечаток на деятельности всей компании.
9. Гибкость, умение выкручиваться из сложных ситуаций.
10. Внимание к деталям.
Мужчины видят систему в целом, женщины же, наоборот, по отдельным элементам, поэтому мужчины прогнозируют с большим успехом. .
Исходя из перечисленных критериев можно сделать вывод, что женский коллектив – это именно коллектив, а не команда, он обычно слабо иерархичен и держится на личных взаимоотношениях. Для них идеальный коллектив – созданный по принципу семьи, потому как на рабочие отношения девушки предрасположены, проецировать отношения семейные (у представителей сильного пола зачастую наоборот) и ожидать от коллег по работе поддержки, понимания, эмоциональной теплоты не стоит. Безусловно, в женских коллективах есть возможность установки иерархичности, но она носит менее формальный характер и может быть построена согласно иным особенностям: возрасту, опыту, семейному положению.
Мужчины стремятся к карьерному и профессиональному росту, а также к всеобщему уважению. Мужчина может взяться за новое задание, рассчитывая сориентироваться в процессе деятельности. Кроме этого, он должен излучать уверенность всегда и везде, не зависимо от внутренних переживаний и сложившихся обстоятельств. Опять же стереотип «сильного мужчины» сложился исторически, и до сих пор общество его придерживается. Характерные черты мужского коллектива:
дисциплина и сплоченность;
профессиональная конкурентная борьба, иерархичность;
систематичность и логика мышления;
высокая скорость принятия управленческих решений;
способность каждого члена коллектива брать на себя ответственность;
дифференциация коллектива на слабых и сильных;
на неформальное общение отводится минимум времени.
Среди типично мужских управленческих компетенций исследователи выделяют ориентацию на достижения, аналитический и системный подход принятия решений. Особенностями стиля управления у мужчин являются уверенность в собственной правоте.