Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, недостаточно разработанной в экономической науке, во-вторых, практически значимой, в-третьих тем обстоятельством, что в современной отечественной системе здравоохранения существует комплекс проблем, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности.
В Ярославской области существуют общие для всей страны проблемы: низкое качество и доступность медицинской помощи населению; увеличивается число заболеваний социально опасного характера. Проблемы, возникающие в отрасли здравоохранения, должны быть урегулированы соответствующими органами управления.
Не смотря на актуальность данной темы, она недостаточно разработаны в экономической науке.
Целью настоящей работы является анализ управления системой здравоохранения в Ярославской области.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе я рассматриваю организационно-экономические основы управления системой здравоохранения России. Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе мной рассмотрены организационные аспекты управления системой здравоохранения в России. Во втором параграфе определяю свою исследовательскую нишу, формулирую и обосновываю элементы научной новизны.
Во второй главе, которая также состоит из двух параграфов провожу историко-логический и сравнительный анализ реформирования здравоохранения Ярославской области во времена Российской империи, СССР и Российской Федерации. Во втором параграфе провожу сравнительный анализ системы реформирования здравоохранения Ярославской области и других регионов РФ.
В третьей главе затрагиваю направления, которые направлены на совершенствование реформирования системы здравоохранения в Ярославской области.
Новизна моего исследования состоит в преодолении трех групп недосягаемости авторов до моей концепции:
- установлено, что многие авторы научных работ по реформированию системы здравоохранения Ярославской области не учитывают такой фактор, как слабая организация работы администрации в данном направлении;
- выявлена высокая потребность в предоставлении целевых субсидий, а также других межбюджетных трансфертов (дотаций, субвенций) в отрасль здравоохранения. Ведь без этих средств невозможно дальнейшее реформирование системы здравоохранения;
- выявлена необходимость в учёте тех или иных социальных факторов при составлении рекомендаций по реформированию системы здравоохранения в Ярославской области. Замечено, что авторы в своих работах забывают их учитывать, а ведь они важны. К таким социальным факторам можно отнести: уровень квалификации медицинского работника, стаж, образование, характер и условия выполняемой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТАРЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1.Критический обзор источников, авторская классификация взглядов
По теме «Организационный аспект управления системой здравоохранения в России» существует множество источников, и каждый автор имеет свою точку зрения на данную проблему.
Образцом критического обзора источников и авторскую классификацию взглядов я избрала монографию Гордеева В.А. «Теоретическая экономия как новый парадигмальный мейнстрим: исследование сущности и динамики конкуренции» [см. 6, с.170-173]. В приложении 1 данной монографии приведена таблица. Она включает в себя взгляды различных авторов по изучаемой проблеме. Помимо того, что я раскрыла основные идеи каждого автора, я провела критический обзор и выявила преимущества и недостатки их теорий. Таким образом, по этой теме авторская классификация взглядов выгляди следующим образом. – см. Таблицу №1.
Таблица 1 - Критический обзор источников
Автор Основная идея Преимущества Недостатки
Кожабек К. М [см. 11]
Государственное управление в области здравоохранения — это целенаправленная, плановая, непрерывная деятельность органов государственной власти в отношении управляемых субъектов по вопросам воздействия на них с точки зрения исполнительно-административных и организационных аспектов, основная цель которой — создание условий для получения доступной медицинской помощи гражданами, обеспечение получения качественной и высокотехнологичной медицинской помощи
Широкое понимание здравоохранения как одного из важных объектов государственного управления.
не придаётся существенного значения эффективности управления системой здравоохранения
Гареева И. А
Система управления здравоохранением представляет собой набор региональных, муниципальных и иных управленческих органов, ресурсов, участвующих в процессе управленческих решений, взаимодействующих между собой, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на достижение поставленной цели
Акцентировано внимание на взаимодействии региональных и муниципальных органов в управлении системой здравоохранения Узкий подход к управлению системой здравоохранения
Сабирова З.Э Государственное управление системой здравоохранения — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государствам правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи
Отражены наиболее важные признаки государственного управления системой здравоохранения. Не уделяется внимания деятельности неправительственных объединений и гражданской позиции.
Трушкина Л.Ю. [см. 32] Государственное управление системой здравоохранения — наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения
Рассматривается как синоним менеджмента не придает существенного значения эффективности управления, деятельности неправительственных объединений и гражданской позиции, не учтен принцип долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития.
Васильцова Л.И. [см.3] Совокупность направлений, принципов и функций, действий органов управления всех уровней, которые реализуют национальную идеологию охраны здоровья, обеспечивающую выравнивание медицинской помощи населению
Акцентируется внимание на том, что сохранение здоровья граждан –это национальная идеология В качестве цели управления здравоохранением обозначено сокращение заболеваемости и смертности населения, выравниванием медицинской помощи. Данное понятие не отражает в полной мере сущность управления
Деонтьев И.Л. [см. 7] Государственное управления здравоохранением - это система органов государственного и муниципального управления, ответственных за вопросы медицинского обслуживания населения.
Узкое понимание управления в точки зрения менеджмента Данное понятие не отражает в полной мере сущность управления системой здравоохранения.
Братановский С.Н [см. 2] Государственное управление здравоохранением - комплексная задача всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления) Акцентируется внимание на комплексный характер управления системой здравоохранением Не уделяется внимания государственному сектору управления.
Маркес П.В., Лебедева Н. [см. 16] Система управления здравоохранением в России – одна из подсистем управления обществом, имеющая определённую внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития. широкий взгляд на проблему показывает, что политика здравоохранения связана со многими другими направлениями общей политики государства. Нет упоминания об эффективности управления, , не учтен принцип долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития.
Ерохина Т.В [см. 9, с. 86] Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи. Наиболее полное определение, включающее в себя все элементы управления системой здравоохранения Отсутствуют
Б. А. Райзберг, Н. Б. Кузьмина и Ю. В. Шиленко [см. 21] цель управления государственным сектором – обеспечение населения общественными услугами здравоохранения на началах их общедоступности; цель управления негосударственным сектором – обеспечение потребностей платежеспособной части населения, снижение нагрузки на государственный сектор при одновременном достижении безубыточности и нормативной прибыльности предпринимательских организаций Акцентируется внимание на цели управления системой здравоохранения Отсутствуют
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Афанасьев К. «Критическая ситуация в медицине: вопросы для правительств РФ и Якутии» // Медицина. – 2016. - № 3. – С. 34
2. Братановский С.Н. Организация управления здравоохранением на федеральном уровне. – М.: Наука, 1999. 168 с.
3. Васильцова Л.И. Жесткая оптимизация системы здравоохранения приведет к “расчеловечиванию” общества» [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhestkaya-optimizatsiya-sistemy-zdravoohraneniya-privedet-k-raschelovechivaniyu-obschestva (дата обращения 01.06.2020)
4. Волков А.Ю. Развитие Ярославской области в условиях новой экономической реальности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник (2017)/ - C. 833-835
5. Головщиков К.Д. История города Ярославля. - Ярославль, 1889. – 278 с.
6. Гордеев В.А. Теоретическая экономия как новый парадигмальныймейнстрим: исследование сущности и динамики конкуренции. Монография– Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2017. - 170- 178 с.
7. Деонтьев И.Л. Особенности современной системы управления здравоохранением[Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennoy-sistemy-upravleniya-zdravoohraneniem (дата обращения 01.06.2020)
8. Дощанникова О.А., Филиппов Ю.Н., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании комплекса мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов в систему сельского здравоохранения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2017. - С. 66-76.
9. Ерохина Т. В. Органы управления здравоохранением в России: теоретико– правовое исследование / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Саратовский гос. социально-экономический ун-т». –Саратов: СГСЭУ, 2013. — 132 с.
10. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. - М.: УРСС, 2007. – 261 с.
11. Кожабек К. М. Правовое регулирование государственного управления здравоохранением: проблемы и перспективы// [Электронный ресурс], режим доступа: https://moluch.ru/archive/287/64698/ (дата обращения: 03.04.2020)
12. Лествицын В. Ярославские богадельни в 17 и 18 столетиях // Ярославские губернские ведомости. - 1872. - № 2. – С. 8
13. Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Основные тенденции и проблемы развития человеческого потенциала России в постсоветский период // Управленческое консультирование. - 2019. - № 6. - С. 102-114.
14. Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Развитие человеческого потенциала России: основные достижения и угрозы // Регионология. - 2019. - № 2. - С. 310-330.
15. Манилкина К.Ю. Особенности кадровой политики в здравоохранении России // Вестник науки и образования. - 2017. - 5(29). – С. 50-54.
16. Маркес П. Государственные расходы на здравоохранение в Российской Федерации: проблемы и пути их решения. [Электронный ресурс]. URL: http: // siteresources. worldbank.org /INTRUSSIANFEDERATION /Resources /Public_Spending_report_ru.pdf.
17. Медицина Ярославской области. - Государственный архив Ярославской области. Ф. 77. Оп. 2. Д. 540; Ф. 213. Оп. 1. Д. 4198; Ф. 582. Оп.1 Д. 706, 985.
18. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации: Стат.сб. / Министерство здравоохранения Российской Федерации. М.: Статистика, 2017. 167 с.
19. Основные результаты работы Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2012-2017 годы. Работа Правительства: факты и цифры. 2018. http://m.government.ru/all/32226/ (дата обращения 01.06.2020)
20. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание 1-е (1649 – 1825). СПб.: 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. IV, X, XXII. – 1086 с.
21. Райзберг Б. А., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Российское здравоохранение: вхождение в рынок / под ред. В. З. Кучеренко, Н. Ф. Герасименко. М. : ИНФРА-М, 2000. С.39-42
22. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2018. - 1162 с.
23. Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Погонин А.В. Некоторые итоги реформирования здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2018. - № 64(6). http://vestnik.mednet.ru/content/view/1023/30/lang,ru/. (дата обращения 01.06.2020)
24. Российский Государственный Архив Древних Актов. Ф. 344. Оп. 1 ч. 1. Кн. 9. Д. 361; . Оп.1 ч.1. Кн. 37. Д. 45; Оп.1 ч.2. Кн. 45. Д. 117; Оп.1 ч. 4. Кн. 200. Д. 208; Ф. 346. Оп. 1 ч. 1. Кн. 41. Д. 312, Оп. 1 ч. 3. Кн. 99. Д . 543, 599.
25. Селищев Е.Н. «Ареалы преимущественного социально-экономического развития Ярославской области и возможные пути преодоления диспропорций» // Ярославский педагогический вестник (№1, 2013) C. 35-37
26. Селищев Е.Н. «Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области» // Ярославский педагогический вестник (№3, 2003) С. 2-5
27. Селищев Е.Н. «Оптимальная территориальная стратегия развития российского региона: современное состояние и географические приоритеты» // Ярославский педагогический вестник. Том 3 (№2, 2011) С. 154-158
28. Селищев Е.Н. «Экономическая и социальная география Ярославской области» // Часть 1. - Ярославль: Издательство ЯГПУ (2013) C. 6-8
29. Серебреников С. Об открытии Ярославского наместничества в 1777 году. Исследования и описания по предметам истории, этнографии, статистики и топографии // Ярославские губернские ведомости. - 1861. - № 7. – С. 34
30. Стог А.Д. О общественном призрении в России. - СПб., 1818. Ч. 1. – 326 с.
31. Тарасенко Е.А. Перспективные направления организации работы сестринского персонала: зарубежный опыт и уроки для России. // Здравоохранение. – 2014. - № 8. – С. 94-101.
32. Трушкина, Л. Ю. Экономика и управление здравоохранением: учебник для сред. проф. образования / Л. Ю. Трушкина, Р. А. Тлепцеришев, А. Г. Трушкин, и др.. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 501 с.
33. Тяжкое наследие медицины // Советская Ярославия. – 15 авг. 2017. – С. 4
34. Хурцилава О.Г., Лучкевич В.С.,. Авдеева М.В, Филатов В.Н., Самодова И.Л. Общемировые и российские тенденции развития кадровой политики в сфере здравоохранения // Вопросы здравоохранения. – 2015. - № 7(2). – С. 123-131.
35. Шипова В.Н. Современные подходы к планированию и развитию сетимедицинских организаций / под ред. Р. Хабриева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 136 с.