Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
В современном мире влияние кинематографа на людей достаточно большое. Мультипликационное кино не только формирует представление о том или ином аспекте жизни, но и влияет на дальнейшее его восприятие, мысли и прочее. Развивает своего рода образ, который надолго закрепляется за определенным объектом, процессом, явлением и тому подобное. Но необходимо понимать, что люди не смотрят все подряд, наоборот, они стали искусными критиками, которые отделяют зерна от сорняков. На повестке дня не просто кино, а крупномасштабные качественные проекты, которые дышат актуальными, интересными идеями. Также внимание акцентируется больше не на содержательных компонентах, а на максимально реалистичной визуализации. Вот поэтому мультипликационное искусство в современном мире такое богатое.
Искусство мультипликационного кино является одним из определяющих факторов развития культуры нации, показателем духовности и зрелости ее общества. Отечественный кинематограф имеет весомые достижения, которые обогатили мировую культуру незаурядными произведениями, которые отражают величественную историю нашего народа, его самобытность и духовную красоту. Творческая биография отечественного мультипликационного кино – это постоянный духовный поиск, художественные открытия, борьба за право свободно творить.
В то же время, для успешного функционирования и развития мультипликационной кинематография больше, чем любая другая сфера общественной жизни, требует постоянной поддержки и попечительства со стороны государства и органов власти различных уровней, создание соответствующей инфраструктуры отрасли, капиталовложений и текущего финансирования, обеспечения материально-техническими средствами.
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО
Мультипликация (с лат. Multiplicatio – размножение, увеличение, рост) или анимация (с лат. anima – душа и производного фр. animation – оживление) – вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения нарисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Эти произведения называют анимационными или мультипликационными фильмами (мультфильмами). Первые рисованные фильмы были выпущены в 1908 во Франции, объёмные – в 1911 в России [9].
Тенденции к появлению мультипликации, как вида творчества и способа передачи впечатлений и личных переживаний о мире, уходит в глубокую древность и тесно переплетены с мифомышлением и народным творчеством. Однако, само направление искусства мультипликации, как оно известно сегодня, появилось только в начале ХХ века.
Мультипликация всегда реагировала на культурно-политические изменения: через эволюцию сюжетов или приоритетов в повествовании, всегда оставалась важным, остро востребованным феноменом, наравне с кинофильмами и литературой (в особенности сказками).
Мультипликация, присутствующая в Советском Союзе, граничила между отражением действительности в своеобразной форме и государственным политическим «заказом».
Однако, вопрос о ее роли в формировании «нового советского сознания» или типа «нового советского человека» остается открытым.
Известно, что рождение кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии. Но в отличие от «настоящего» кинематографа с живыми актёрами, в мультипликационном
3
фильме возможности нарисованного персонажа ограничиваются только фантазией автора. Мультипликационное кино – вид киноискусства, который не основывается на фотографической фиксации реальной действительности; для него существенны фантастика и художественный вымысел, поэтому иногда исследователи сближают его с изобразительным искусством или считают самостоятельным направлением, использующим кинематографическую технику.
В какой-то мере мультипликация является антагонистом реалистического кино – из-за гипертрофированной условности выразительных средств. В тоже время, близость мультипликации к кинематографу необычайного, сказочного и фантастического типа вполне очевидна. Специфика анимации в том, что обладая всеми достоинствами игрового кино, анимация предоставляет больше возможностей для выражения иносказаний, метафор, парадоксов. Казалось бы, обреченная стать одним из ведущих направлений в искусстве двадцатого века, она, тем не менее, практически затерялась в огромной тени «серьезного» кинематографа.
Советская мультипликация – это своего рода «параллельный мир» советского кино. Ее датой рождения считают 1911 год, когда оператор, художник и режиссер В.Старевич создал первое объемно-мультипликационное произведение, используя чучела животных и препарированных насекомых. Первый рисованный фильм, который он снял, назывался «Петух и Пегас» [1; 19].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1. Проблема национального своеобразия мультфильма
Искусство мультипликации является захватывающим образным зрелищем. Мультипликационный фильм – это волшебное царство, в котором зритель видит фантастический сон и повседневную жизнь, воображаемую медитацию и философскую правду, занимательные ситуации и познавательные явления. Мультипликация доставляет радость и эстетическое удовольствие всем – и детям, и взрослым. Появившись в качестве забавного аттракциона, мультфильм прошёл довольно долгий путь развития, перерос в самостоятельную художественную форму, в которой есть собственный развитый язык, обширная и гибкая система выразительных средств.
Мультипликация – одно из самостоятельных и глубоко своеобразных искусств кинематографа. Основным средством создания художественного образа фильма является изобразительно-пластический образ, а это, по существу, и есть синтез изображения и движения. Мультипликация представляет собой драматическое искусство в котором художественный образ раскрывается лишь в процессе его пространственно-временного развития. Исходный материал изобразительно-пластического образа – изображение (рисунок, марионетка или кукла), но лишь когда изображение приходит в движение,обретает характерную именно для данного персонажа пластическую выразительность,рождается художественный образ [2; 19].
По своему способу освоения действительности,по специфическим средствам художественной выразительности мультипликация тяготеет к условным формам обобщения реальной действительности. Мультипликационное кино,как искусство выражения,отражает мир чаще всего в формах иносказания,в метафорах и аллегориях.
2.2. Стилевые приемы и художественные замыслы отечественных мультфильмов
4
Проблема художественной условности – одна из самых сложных и актуальных проблем современного искусства,вбирающая в себя широкий круг вопросов. Современная теория рассматривает условность как важнейшую категорию художественного познания. Почти два последних десятилетия шла горячая полемика вокруг художественных форм отображения действительности в искусстве ходе которой удалось преодолеть отжившие,догматические представления об условности и жизнеподобии. Одни критики видели в условности проявление схематизма и формализма. Для них это понятие выступало как синоним неправды,как средство отрыва искусства от реальной действительности. Другие же,напротив,видели в условности всемогущий ключ к художественному творчеству,важнейшее средство образного постижения явлении окружающего нас мира.
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
3.1. Мария Бендерская
В 1928 году на фоне революционных волнений в Китае Мария Бендерская снимает 24-минутный кукольный мультфильм «Приключения китайчат» о двух крестьянских детях, которые были вынуждены бежать из Китая и скитаться по свету до тех пор, пока не обрели свой дом в Советском Союзе. Одна из первых и самых значительных работ в технике объёмной мультипликации со времени эмиграции Владислава Старевича.
Впоследствии работала режиссёром и мультипликатором с такими советскими мультипликаторами как Александр Птушко, сёстры Брумберг и Ольга Ходатаева. С 1932 пробует себя в рисованной мультипликации. В 1940 году покинула производство, однако в 1959 году вернулась для работы над фильмом «Али-Баба и сорок разбойников» [22].
3.2. Зинаида и Валентина Брумберг
Сестры Брумберг увлекались рисованием, и поля их учебников были испещрены маленькими зарисовками – портретами сказочных героев, сценами из рыцарской жизни. По признанию самих сестер, эти зарисовки оказались впоследствии близки сюжетам и образам мультипликации, искусству, о котором в то время они никакого понятия иметь не могли.
Сестры были абсолютно непохожи. Невысокая, очень подвижная Валентина быстро загоралась какой-нибудь идеей, была легка на подъем, всем живо интересовалась. При этом были удивительны трудолюбие и дисциплина, с которыми она отдавалась своему делу. По сравнению со своей стремительной сестрой Зинаида была сдержанна, даже медлительна, но так же работоспособна и дисциплинированна. И по принципу «крайности сходятся» они проработали всю жизнь вместе. Разница характеров оказалась даже плодотворной. Драматурги и художники, связанные с сестрами, говорили, что если Валентина горячо подхватывала чье-то предложение, какой-то вариант, то Зинаида, очень трезвая и упорная, была способна охладить пыл старшей сестры. Николай Эрдман, сценарист и многолетний друг сестер Брумберг, всегда говорил: «Такие разные сестры. Одна – Валентина, куртизанка, играет на бегах, ночью по ресторанам ходит. А другая – Зинаида, сидит дома и ест лапшу».
5
Мультипликация была их жизнь, их судьба, их счастье. И ей они отдавали всё, всю свою жизнь. Им повезло в творчестве. Они работали со многими прекрасными, чрезвычайно талантливыми людьми. В первую очередь это имеет отношение к сценаристам. Ими были Юрий Олеша, Михаил Вольпин, Николай Эрдман. Но и сами они были очень талантливы. Они создавали потрясающую атмосферу на студии «Союзмультфильм». И все на студии завидовали этой группе, потому что с сестрами Брумберг было делать фильмы очень весело. И именно заразительный огонь сердец сестер Брумберг помог им создать такие разные и по характеру, и по материалу фильмы, как «Самоедский мальчик», который они сделали вместе с Ольгой и Николаем Ходатаевыми, искрометную «Сказку о царе Дурандае», сделанную с Иваном Ивановым-Вано, и замечательную «Пропавшую грамоту», классику нашей мультипликации, «Большие неприятности» и много, много других фильмов [5; 23].
ГЛАВА 4. РУССКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Кинопроизводство является трудоёмким и достаточно сложным в организации кинопроцессом. Каждый этап работы занимает значительное количество времени. Но производительность труда не всегда оправдывает приложенные усилия.
Безопасность, инновационность, высокая результативность и скорость работы – это те преимущества, которые так или иначе дают гарантию новых технологий деятельности.
В современном мультипликационном кинематографе происходят серьёзные технологические изменения, имеющие заметное отражение именно в экранных искусствах. Появление новых технологий образует и новый подход не только к процессу съёмки, но и в целом к построению кинопроизводства. Новые технологии не только обеспечивают высокое качество изображения, но и существенно влияют на восприятие экранного произведения зрителем.
Agile-технологии являются семейством «гибких» подходов к разработке программного обеспечения. Такие подходы также могут называть фреймворками или agile-методологиями.
Agile возник в IT-среде, но очень быстро распространился и нашёл своё место и в других сферах, как в промышленной инженерии, так и в искусственном интеллекте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультипликация – это создание на экране движущегося изображения. Вернее, иллюзии непрерывного движения. На деле это последовательность статичных кадров. А ещё – технически сложное и постоянно развивающееся искусство. Так что если кто-то скажет вам, что мультфильмы – это не серьёзно, бурно протестуйте и приводите аргументы. Вот краткий ликбез по основным видам движущихся картинок, из которого станет ясно, почему анимация не уступает игровому кино, а в чём-то даже его превосходит.
Многие в детстве рисовали на полях тетрадных листов фигурки, меняющие позу с каждой страницей. Если быстро пролистать такую тетрадку, будет казаться, что персонаж бежит, а цветок – распускается. Схожим образом устроена классическая покадровая анимация.
6
Стандартный формат частоты, с которой меняются картинки – 24 кадра в секунду. И все эти кадры необходимо отрисовать! Раньше это делали вручную. Со временем на помощь пришли специальные программы монтажа, так что теперь от руки рисуются только опорные кадры. Тем не менее, создание покадрового мультипликационного фильма – до сих пор кропотливая и непростая работа.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анимация в эпоху инновационных трансформаций: Материалы IV междунар. науч.-практ. конф. "Анимация как феномен культуры", 21-23 мая 2008 года, Москва / Всероссийский гос. ун-т кинематографии им. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля; [Пер. текстов Е.С. Дорошева, Т.Ю. Каравкина]. – М.: Всерос. гос. ун?т кинематографии им. С.А. Герасимова, 2008. – 358 с.
2. Анимация как феномен культуры: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф., 26-28 апреля 2006 года, Москва, ВГИК / Всероссийский гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. – М.: ВГИК, 2006. – 230 с.
3. Бердичевский Е.Г. Компьютерная анимация как инновационная технология рекламы // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий. – 2015. – Т. 1. – С. 558-560.
4. Болтач Е.И. Возможности компьютерной графики в имитации традиционных технологий анимации / Болтач Е.И., Нестерова М.А. // Инновационные материалы и технологии в дизайне : тез. докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. с участием молодых ученых. – 2018. – С. 95-96.
5. Венжер Наталья Яковлевна. Мультфильм вчера, сегодня и всегда. – М.: В/о «Союзинформкино», 1979. – [14] с.
6. Венжер Наталья Яковлевна. Союзмультфильм. – М.: В/о "Союзинформкино", 1981. – (Информация / Всесоюз. об-ние "Союзинформкино" Госкино СССР; № 6 (341)).
7. Волков Анатолий Алексеевич. Искусство мультипликации // Советское кино, 70?е годы: Основные тенденции развития. – М.: Искусство, 1984. – С. 255-277.
8. Волков Анатолий Алексеевич. Мультипликационный фильм. – М.: Знание, 1974. – 40 с.,
9. Волков Анатолий Алексеевич. Мультипликация // Кино: Политика и литература (30-е годы). – М.: Материк, 1995. – С. 110-122.
10. Волков Анатолий Алексеевич. Проблемы развития искусства современной мультипликации: Автореф. дисс. …канд. искусствоведения: 17.00.03 / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Каф. мастерства кино и телевидения. – М., 1970. – 41 с.
11. Горностаева Ольга Сергеевна. Мультипликация в научно-популярном и учебном фильме: Учеб. пособие / Всесоюз. гос. ин?т кинематографии им. С.А. Герасимова. Каф. режиссуры докум., науч.-попул. и учеб. фильма. – М.: ВГИК, 1987. – 64 с.
12. Иванов-Вано Иван Петрович (1900-1987). Мультипликация вчера и сегодня: Из лекций, прочит. на худож. фак. ВГИК: [Учеб. пособие]. [Ч. 1]-3 / Всесоюз. гос. Ин-т кинематографии. Каф. мастерства художника кино и телевидения. – М., 1974, 1975, 1976. – 26 с.; 34 с.; 58 с.
13. Коновалов В.А. Инновационные технологии в творчестве художника анимации и компьютерной графики / В.А. Коновалов, М.В. Коновалов, Е.В. Коновалов. – СПб. : С.-Петерб. гос. ин-т кино и телевидения, 2015. – 199 с. – Библиогр.: с. 196.
7
14. Коновалов В.А. Творческие связи в инновационных технологиях художников анимации и компьютерной графики / Коновалов В.А., Коновалов Е.В., Коновалов М.В. // Инновационные материалы и технологии в дизайне : сб. тез. докл. III Всерос. науч.-техн. конф. с участием молодых ученых. – 2017. – С. 133-135.
15. Кучуганов А.В. База данных о движениях и компьютерной анимации / Кучуганов А.В., Богданова Е.А. // Вестн. ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2016. – Т. 19, № 3. – С. 69-70.
16. Лушников Н.Д. Эволюция современных систем компьютерной анимации // Инновац. развитие. – 2017. – № 11 (16). – С. 25-26.
17. Малашин С.С. Компьютерная анимация и проблемы при её создании / Малашин С.С., Гнедина О.А. // Системный анализ, управление и обработка информации : тр. VII междунар. семинара. – 2016. – С. 278-280.
18. Наши мультфильмы: Лица, кадры, эскизы, герои, воспоминания, интервью, статьи, эссе: [Подароч. изд.] / Сост. И. Марголина, Н. Лозинская; [Авт. ст. Александра Василькова и др.]. – М.: Интеррос, 2006. – 349, [2] с.
19. Пахлебухина В.Г. Компьютерная анимация // Форум молодых ученых. – 2017. – № 10 (14). – С. 560-563.
20. Черешнева К.Д. Роль компьютерной анимации в профессиональной деятельности дизайнера / Черешнева К.Д., Преображенская И.Н. // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : материалы ХIII Всерос. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 191-195.
21. Шнейдер Е.А. Создание и анимация персонажа для компьютерной игры / Шнейдер Е.А., Соснина О.А. // Актуальные вопросы в науке и практике : сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 139-155.
22. https://www.culture.ru/themes/547/skazki-rezhissera-ivana-ivanova-vano.
23. https://www.kino-teatr.ru/mult/director/sov/237998/bio/.
24. https://www.culture.ru/persons/8972/fedor-khitruk.
25. https://newtonew.com/culture/kak-sozdayut-multfilmy.