Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее решение означает модернизацию методов и форм организации обучения, а также поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые были бы адекватны реальным возможностям учащихся.
Одной из важнейших задач российского образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является учёт образовательных потребностей детей с нарушением интеллекта. Требуется создать необходимые для них условия для получения качественного образования, а также для коррекции нарушений развития и успешной социальной адаптации.
Более того, педагогам необходимо использовать и применять специальные приемы к обучению в целях включения в образовательный процесс детей с нарушением интеллекта, в том числе использование информационно-коммуникационных технологий.
Необходимо, чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, но при этом должен быть достигнут определенный уровень умственного развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире и т.д.
Готовность к обучению включает в себя ряд факторов, среди которых значимое место отводится зрительно-моторной координации. Педагоги-психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано, но не сами собой, а по мере расширения его деятельности.
Развитие зрительно – моторной координации является не только одним из элементов, но и важным условием полноценного развития ребенка. Изучению данного направления посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей, в том числе М.Монтессори, А.Р. Лурии, А.Г. Венгера и т.д.
Однако работы вышеназванных ученых направлены на исследование детей с нормой психического развития, а проблемы развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта изучены пока недостаточно и ограничиваются отдельными рекомендациями.
Особенности детей с нарушением интеллекта освещены в работах таких исследователей, как Дудьев В.П., Белопольский В.И., Цветкова Л.С., М.М. Кольцова и других ученых. Среди исследователей, изучающих особенности развития зрительно-моторной координации детей с нарушением интеллекта, можно выделить Екжанову Е. А., Стребелеву Е. А., Каткову И.А., Гончарову Е.Л., Агавеляна О.К. и др.Труды названных исследователей и послужили методологической базой для настоящей курсовой.
Сегодня большое значение имеет развитие зрительно-моторной координации детей с задержкой психического развития. Особенно важно определение роли применения ИКТ для эффективного развития зрительно-моторной координации для детей с нарушением интеллекта. Значение информационно-коммуникационных технологий для развития зрительно-моторной координации детей с нарушением интеллекта частично освещалось трудах таких отечественных исследователей, как Плотникова Н.Г., Азамова М.Н., Никольская И.А., Елецкая О. В. и др.Однако, в отечественной исследовательской базе в настоящее время отсутствуют научные работы, всецело посвященные данной проблеме. Это и обусловило актуальность данной работы.
Таким образом, важность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта с использованием ИКТ».
Объект исследования – процесс развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта посредством применения ИКТ.
Цель данного исследования – изучить психолого-педагогические условия использования ИКТ в развитии зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
охарактеризовать зрительно-моторную координацию с позиции психолого-педагогических исследований;
раскрыть особенности развития детей с нарушением интеллекта;
раскрыть особенности развития зрительно-моторной координации детей с нарушением интеллекта;
описать важность применения ИКТ для развития детей с нарушением интеллекта;
рассмотреть психолого-педагогические условия использования ИКТ в развитии зрительно-моторной координации ребенка с нарушением интеллекта.
Для решения цели и задач курсовой работы применялся комплекс взаимодополняющих теоретических методов исследования – теоретический анализ научной и методической литературы, анализ педагогического опыта, обобщение и систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретическое изучение проблемы развития зрительно-моторной координации ребенка
1.1 Общая характеристика зрительно-моторной координации
Зрительное восприятие является процессом психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, перспективе и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
Моторика является совокупностью двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.
У понятия координация существует несколько определений. Во-первых, под ней понимают целесообразное соотношение каких-либо действий либо явлений. Во-вторых, определяют ее как физиологически обусловленную согласованность движений, функционирования органов человека или животного. Согласно энциклопедическому словарю, координация является взаимосвязью и приведением в соответствие.
Таким образом, координация представляет собой процессы согласованности в активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [7].
У понятия зрительно-моторная координация также существует несколько определений. Во-первых, под зрительно-моторной координацией понимают осуществление координированных движений, производимых под контролем зрения. Во-вторых, зрительно-моторная координация является согласованностью движений и их элементов в результате общей и одновременной деятельности зрительного и двигательного аппарата.
Зрительно–моторная координация, будучи одной из высших психических функций, может быть рассмотрена в контексте нейропсихологического подхода.
Первый блок представляет собой, согласно А.Р. Лурии, энергетический блок, который направлен на обеспечение пластичности протекания психических процессов, и который является залогом нормального функционирования ВПФ.
Второй является операционным блоком, который включает базовые анализаторные системы, расположенные в задних отделах больших полушарий головного мозга - кинестетическую, зрительную и слуховую.
Третий блок мозга является блоком программирования, регулирования и контроля за протекающей деятельностью. Размещается он в передних отделах мозга и включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Данный блок играет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, а также в её регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий и всего поведения в целом [2].
Первый блок мозга в основном принимает участие в первоначальной стадии формирования мотивов сознательной зрительно-моторной координации. Второй блок, то есть теменно-височно-затылочные зоны, реализует операциональную стадию зрительно-моторной координации, другими словами, сам процесс зрительно-моторной координации. И, наконец, третий блок, связан с формированием целей, программой зрительно-моторной координации, а также со стадией контроля.
Таким образом, можно утверждать, что зрительно-моторная координация осуществляется с обязательной помощью всех трёх блоков мозга и актуализируется благодаря зрелости головного мозга, а также тесному межполушарному взаимодействию.
Проанализировав данные термины и компоненты зрительно-моторной координации, можно определить зрительно-моторную координацию как процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения посредствомобщей и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, которые в основном осуществляются благодаря работе теменно-височно-затылочных отделов головного мозга [13].
1.2 Значение зрительно-моторной координации
В контексте операциональной организации зрительно-моторной координации, целесообразно выделить три компонента – зрительное восприятие, мелкая моторика и зрительно-пространственная ориентация.
Зрительно-моторная координация – в высшей степени важная функция, на которой базируется процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, необходимых для овладения чтением и письмом. Таким образом, уровен ьразвития данных способностей является одним из наиболее значительных факторов готовности ребенка к школе.
Зрительно-моторная координация является одним из обязательных условий для формирования графо-моторных навыков, необходимых для усвоения письма [9].
Выдающийся советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, А.Р. Лурия, высказывал предположение, что графические навыки письма неразрывно связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи.
Зрительно-моторная координация имеет важнейшее значение для формирования готовности ребенка к письму. Посредством зрения он изучает окружающий мир и контролирует свои движения, вследствие чего они становятся более совершенными и точными.
Зрение как бы направляет руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми управляет ребенок, открывается новая информация. Зрение и координация движений – это тесное взаимодействие двух органов, которое достигается в детстве при условии их последовательного и равнозначного развития. Таким образом, зрительно-двигательную координацию можно определить как согласованные действия рук и глаз.
Важнейшим элементом развитой зрительно-моторной координации является мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет интеллектуальную готовность к школьному обучению, так как развитость моторики тесно связаны с развитием речи и мышления ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян, О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. ин-т повы-шения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с.
2. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.
3. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — 106 с.
4. Астафьева, Н.Е. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / Н.Е. Астафьева. - М.: Academia, 2019. - 384 c.
5. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / И. М. Бгажнокова, Баряева Л. Б., Бойков Д. И.; под. общ. ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013 г.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Белова О.А. Уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций у учащихся младших классов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013.
8. Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: Когито-Центр, 2008.
9. Биктина Н.Н. Экспериментальное исследование предупреждения ранних проявлений школьной дезадаптации у детей 6 –7лет / Н.Н. Биктина // Психологическая наука и образование. – 2009. – №3. – С. 1–12.
10. Василенко, Я. В. Степень участия родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-логопедической работе / Я. В. Василенко // Школьный логопед. – 2014. – № 1. – С. 14-15.
11. Васина Ю.В. Влияние графических упражнений на развитие координации движений и мелкой моторики рук у старших дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
12. ВинниковаЕ.А.Дошкольнаяолигофренопсихология: пособие / Е.А. Винникова, С.А. Глуховская. – Минск: БГПУ, 2012. – 320 с.
13. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография / В. В. Воронкова. – АСОУ, 2016. – 200с.
14. Головачева, Е.А. К вопросу организации процесса физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Е.А. Головачева, И. А.Ильченко / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 107-109.
15. Гончарова Е.Л. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. — №2.
16. Гончарова, Е.Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина / Специальное образование: состояние и перспективы развития. Тематическое приложение к журналу Вестник образования. – 2003. - № 3. – с. 78-81.
17. Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков: Учебник / Сост. Т.Г. Горячева, Н.В. Зверева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
18. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений для детей 6-8 лет — М.: Школьная Книга, 2017.
19. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко [и др.]. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 336 с
20. Дудьев В.П., Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев .— М. : ВЛАДОС, 2008 .— 369 с.
21. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М., Просвещение, 2005.
22. Елецкая, О.В. Информационные технологии в специальном образовании: учебное пособие с практикумом для вузов / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, А. А. Тараканова. - Москва: ВЛАДОС, 2019. - 319 с.
23. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.:Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
24. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М.: Новая школа, 2000. - 160 с.
25. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. – М.: "Национальный книжный центр", 2016.– 208 с
26. Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. - 123с.
27. Зайцева И. А., Кукушин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохи¬на В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 352 с.
28. Каткова, И. А. Специфика обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития // Дефектология. – 2017. – С. 17-24.
29. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
30. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 384 с.
32. Макарьев И.С. Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80 c.
33. Метиева, Л. А. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. — М.: Национальный 211 книжный центр, 2016. — 192 с.
34. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.
35.Никольская, И.A. Информационные технологии в специальном образовании / Москва : Академия, 2011. – 137 с.
36. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.
37. Плотникова, Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Учебное пособие / Н.Г. Плотникова. - М.: Риор, 2018. - 132 c.
38. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Рабочая тетрадь. 1 класс. - ВЛАДОС, 2012. – 87 с.
39.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. – 296 40. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. – СПб.: ИМАТОН, 2005.