Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в нашей поликультурной стране все чаще возникают межнациональные конфликты среди молодежи, которая в силу возрастных особенностей характеризуется максимализмом, стремлением к быстрому разрешению социальных проблем. Уже освоенные этнические стереотипы, ориентации, предпочтения у подростков оказывают влияние на их поведение. Толерантность, не является врожденным нравственным качеством и не возникает на пустом месте, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается, прежде всего, само-стимулированию, развитию и коррекции, а целью ее вырабатывания является положительное взаимодействие со всеми субъектами. Подростковый возраст является важным шагом на пути к взрослой жизни. В этом возрасте молодежь осознает собственное место в жизни, делает первые шаги в установлении личных взаимоотношений, развивает значимые ценности и формируют новые пути самореализации. Подростковый возраст является периодом расцвета творчества, интеллектуальных и когнитивных способностей, а также логических путей разрешения сложных ситуаций. Общее развитие молодежи подросткового возраста включает в себя усиление интенсивности эмоций, опыт и выражение эмоций, противоречия самооценки и увеличение переживаний, стрессы и разочарования.
В подростковом возрасте мировоззрение формируется наиболее интенсивно. Например, И.Н. Ефремкина исследовала особенности толерантности и этнических стереотипов подростков в зависимости от возраста. Она отмечает, что «толерантность и этнические стереотипы обнаруживают связь с возрастом» / Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков/ И. Н. Ефремкина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №4. - С. 233-241 [15].
В статье «Опыт изучения толерантности подростков» В.В. Барабанова, Е.А. Мухортова описывают проблему: «как понимают «толерантность» сами подростки, насколько они считают себя и своих одноклассников толерантными и насколько они в действительности являются толерантными? Результаты изучения общих социальных установок показали, что у обследованных подростков доминируют толерантные социальные установки и, следовательно, с высокой вероятностью они не будут с неприятием относиться к иным этническим и другим социальным группам, которые отличаются от них»/ Опыт изучения толерантности подростков/ Барабанова В.В., Мухортова Е.А.//В сборнике: Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции.- 2011.- С. 211-213 [6].
В результате «Исследование этнической толерантности старших подростков» О.А. Батракова выявила «наличие тесных установок старших подростков со своей этнической группой». /Исследование этнической толерантности старших подростков/ Батракова О.А.// Достижения науки и образования - 2018. - № 5 (27) - С. 115-116 [7].
Подростки еще способны с детской непосредственностью постигать новое, изменять отдельные собственные социальные установки, но, вместе с тем, делают это более осознанно, чем дети более ранних возрастных групп. Актуальность нашей работы заключается в выявлении характеристик личности, наиболее ответственных за формирование толерантности у подростка, а также, выявление возраста, в котором подросток является наиболее открытым для воспитания толерантности.
Объект исследования - толерантность личности как психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности психологического содержания толерантности подростков.
Цель работы заключается в исследовании аспектов личности, способных помочь в формировании толерантности и выявлении отличий в уровне и характере толерантного поведения в различных периодах подросткового возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое содержание толерантности подростков различных возрастных групп имеет отличия; развитие толерантности в подростковом возрасте происходит синхронно с личностными перестройками и новообразованиями.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить проблему толерантности личности и путей ее развития;
3. рассмотреть этнические стереотипы подростков;
4. выявить особенности толерантности подростков в современных условиях жизни;
5. осуществить отбор психодиагностического инструментария для проведения эмпирической работы;
6. провести тестирование подростков разных возрастных групп;
7. осуществить анализ полученных результатов и сделать выводы.
Для решения этих задач мы применили следующие исследовательские методы: анализ литературы, наблюдение, тестирование, опрос.
В исследовании применялись следующие методики:
В исследовании применялись следующие методики:
1. методика «Индекс толерантности» Г.У Солдатовой и коллектива авторов Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
2. «Вопросник для измерения толерантности» (авторы - В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура);
3. методика «Диагностика принятия других (по шкале Фейя)»;
4. тест «УСК (уровень субъективного контроля) Локус контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда [19].
Исследование проводилось среди учащихся 5-6-7-х и 8-х классов МБОУ Нижнегорская школа-гимназия №3.
Структура нашей работы выглядит следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования толерантности современных подростков
1.1. Походы к изучению толерантности в различных научных направлениях
Понятие «толерантность» находится на стыке разных научных направлений: философии, религиоведения, политологии, лингвистики, культурологии, социологии, медицины, психологии. Это обусловливает разнообразие значений этого понятия и предполагает многоаспектность изучения соответствующего феномена.
Идея толерантности как идея веротерпимости получила свое развитие благодаря Дж. Локку для установления мира в разрываемой религиозными конфликтами Европе.
В медицине и биологии толерантность трактуется как «утрата или ослабление способности организма к иммунному ответу на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном» (Большая медицинская энциклопедия. М., 1985. Т. 25. С. 132); «привыкание» больного к медицинскому препарату. Понятие было введено в 1953 г. английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма человека к пересаженным инородным тканям [10].
В фармакологии и токсикологии термин «толерантность» означает уменьшение чувствительности к фармацевтическим и токсическим препаратам.
В философии толерантность трактуется как терпимость к другого рода взглядам, позициям, привычкам, которая является признаком уверенности в себе. В.Е. Кемеров в современном философском словаре рассматривает толерантность как термин современной философии, который означает воздержание от применения силы для предотвращения уклонений в верованиях, мнениях, в поведении другого человека или группы людей»[20, с. 532] .
В социологии толерантность рассматривается как социальное явление, форма существования идеологий, формы взаимодействия, которые по-разному отражаются в разнообразных типах социальности.
В политической теории идее толерантности отводится ведущее положение и понимается как неотъемлемая часть свободного социума, основная демократическая ценность. Это принятие, уважение и признание конкурентов, их взглядов при взаимном стремлении субъектов взаимодействия воплотить в жизнь собственные интересы и цели, которые связаны с проблемами действующей власти [22].
В педагогике толерантность рассматривается как владение навыками и умениями бесконфликтного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
В психологии толерантность определяется с позиций индивидуально-психологических особенностей личности, как ослабление или отсутствие реагирования на какой-нибудь неблагоприятный фактор вследствие снижения чувствительности к его воздействию.
В культурологических источниках толерантность рассматривается как норма цивилизационного компромисса между соперничающими культурами и готовность к принятию других логик и взглядов.
Многогранность феномена толерантности позволяет рассматривать его в разнообразных аспектах. Можно выделить несколько основных подходов к изучению феномена толерантности [22].
Аксиологический подход. Толерантность - это одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Толерантность как ценность зиждется не на противостоянии, а на сосуществовании с другим; не на отрицании, а на признании «иного»; не на покорному терпению насилия, а на его преодолении.
Гносеологический подход предполагает применение богатого потенциала теории познания для понимания самой сущности толерантности, ее истинности и достоверности, отношения к реальности, выявление ее личностных, социально-групповых, общецивилизационных и государственно-национальных параметров; помогает определить границы толерантности, на которые оказывают влияние политические и исторические традиции, культурное своеобразие, современное состояние общества.
Исторический подход помогает проследить динамику становления и развития феномена толерантности; способствует выявлению культурной специфики этого феномена [23, с. 328].
Ксенологический подход базируется на различном отношении субъекта толерантности к «иному / чужому». М. Уолцер выделяет пять типов возможных отношений, которые составляют толерантность:
1. отстраненно-смиренное отношение к отличиям во имя сохранения мира;
2. позиция пассивности, милостивого безразличия, расслабленности к различиям;
3. вытекает из своеобразной моральной стойкости — принципиального признания того факта, что и «другие» имеют права, даже если их метод пользования данными правами вызывает неприятие;
4. выражает открытость в отношении «иных», любопытство, вероятно, даже уважение, желание учиться и прислушиваться;
5. всевозможное «восторженное одобрение отличий».
Лингвокультурологический подход к термину «толерантность» подразумевает рассмотрение феномена с нескольких уровней: лингвокогнитивный уровень — раскрытие сущности значения «толерантность» через анализ языковых средств, которые объективируют его в языке и представляют его в семантическом пространстве языка; коммуникативный уровень — раскрытие проявления толерантности в межличностном общении, особенностей коммуникативного поведения этнической группы [22].
Дж. Лорсен, охарактеризовывая разнообразные типы толерантности, в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков [Электронный ресурс]: http://www.voppsy.ru/issues/1985/856/856038.htm
2. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова . - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
3. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2012. - 384 с.
4. Агишева,О. Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности / О.Агишева, И.Старых // Основы безопасности жизнедеятельности.–2011.–№9 (сент.). –С.19–23.
5. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 851–855. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86184.htm.
6. Баранова, В.В, Мухортова, Е.А. Опыт изучения толерантности подростков/В.В. Баранова, Е.А. Мухортова // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований : сборник научных статей / под научн. ред.М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. –Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. -357с.ISBN 978-5-87555-725-5 https://www.hse.ru/data/2011/12/14/1258935300/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.pdf
7. Батракова, О.А. Исследование этнической толерантности старших подростков // Достижения науки и образования. 2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-etnicheskoy-tolerantnosti-starshih-podrostkov (дата обращения: 14.05.2020).
8. Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е. П. Белинская // Психологические исследования. — 2013. — Т. 6. — № 30. — С. 5. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2013v6n30/858 (дата обращения: 13.05.2020).
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
10. Большая медицинская энциклопедия. М., 1985. Т. 25. С. 132 - https://бмэ.орг/index.php/%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC_%D0%98%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
11. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему): учеб.- метод. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов; М-во образования РФ, Рос.акад. образования, МПСИ. –Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. –238, [1] с. –(Библиотека психолога).
12. Воробьев,Ю.Л. Философия безопасности / Ю.Л.Воробьев // Основы безопасности жизнедеятельности.–2013.–№7–8.–С.7–16.
13. Горбунова,П.Г. Форматы понимания толерантности: философский аспект / П.Г. Горбунова // Вестник МГУКИ.–2011.–№6.–С.51–54.
14. Донатович,С. Мастерская толерантности / С.Донатович // Учит. газ.–2013.–19 нояб.–С.3, 8
15. Ефремкина, И Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-tolerantnosti-i-etnicheskih-stereotipov-podrostkov (дата обращения: 14.05.2020).
16. Карцов, А.С. Права человека и толерантность / А.С.Карцов // Политические исследования.–2010.–№ 6.–С. 116–130.
17. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования / Е.Ю. Клепцова. –Москва : Акад. проект, 2004. –173, [2] с.: ил. –(GAUDEAMUS). –Библиогр.: с.119–126.
18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
19. Психодиагностика толерантности личности / [под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой]. –Москва : Смысл, 2008. –172 с. –(Психодиагностические монографии). –Биб-лиогр.: с.168–172.
20. Современный философский словарь / Под общ. ред. проф. В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - (Summa).- Академический проект – 864- ISBN: 5-8291-0364-8
21. Толерантность и культура межнационального общения : учеб.-метод. пособие (для студентов вузов) / М-во регион. развития РФ, Гос. унитар. предприятие Краснодар. края «Карьера». – Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. –305, [2] с. + 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
22. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска./ под ред.: Ю.П. Зинченко, А.В. Логинова - М.: Наука, 2011.- https://www.hse.ru/data/2012/03/09/1266288819/tolerant_vvedenie.pdf
23. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с.
24. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22162/ (дата обращения: 13.05.2020).
25. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.