Фрагмент для ознакомления
2
научить постоянно задавать вопросы: как правильно сказать? как исправить ошибку? Ответом-рекомендацией может быть презентация «Слово и словарь», подготовленная учащимися: Какими словарями ты пользуешься? В учебнике? В Интернете? В школьной библиотеке? В домашней библиотеке? Какие словари (названия) и на каких уроках используешь? (4 класс). Редакторская работа по исправлению ошибок разного уровня представлена в заданиях типа: Найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов/Объясните причину появления ошибок. Далее необходимо записать примеры в исправленном варианте (7 класс).
Вырабатываются навыки постоянной работы со словом и обращения к словарям разных типов, формируется устойчивый интерес к точному словоупотреблению. Словарная работа проводится на материале почти всех упражнений независимо от изучаемой темы и представлена в виде заданий типа: Определите лексическое значение выделенных слов, в случае необходимости обратитесь к словарю; Выполните лексический разбор слова. Самоконтроль в работе над словом — необходимый этап в становлении филологической культуры учащегося. Разработана структура подачи учебного материала в соответствии с общей темой учебника, например «Виды односоставных предложений» (8 класс): языковой материал; его квалификация по количеству главных членов и морфологических способов выражения; семантическое описание главного члена, расстановка знаков препинания; рубрика «Запомните!» — основные правила, касающиеся описываемого вида односоставного предложения; распознавание вида предложения на материале текста с обоснованием; работа по стилистическому употреблению односоставных предложений, создание собственных текстов: рекламных, смс-сообщений — с сопутствующими грамматическим заданиями. Дополнительная информация по теме содержится в рубрике «Возьмите на заметку!», итоговая — в задании «Проверьте себя!» Монотонности удается избежать за счет текстов разных типов и жанров, вариативности вопросов, а стабильности — за счет системной подачи сложного лингвистического материала, очень важного для формирования навыков создания письменного текста.
Критерии для выбора текстов: они должны быть оригинальными, интересными, соответствовать возрасту и требовать усилий, посредством которых можно достичь планируемых результатов, а также представлять разные жанры, тематически соответствовать программе, носить развивающий характер.
По стилистической принадлежности их можно разделить на художественные, публицистические, деловые, научно-популярные, разговорные (8 класс). Работа с текстом: I) художественные (упр. 103): В. Каверин, письмо штурмана И. Климова (эпистолярный жанр и оформление начала-конца письма); 2) публицистические (упр. II): текст о международном дне грамотности (обсуждение вопроса «Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы стать грамотным человеком?» и объединение ответов в кластер); 3) деловые (упр. 36, 7класс — рабочая тетрадь, заявление директору школы; 4) научно-популярные (упр. 19): диалог лингвиста К. Красухина и журналиста К. Турковой о заимствованиях в русском языке (групповая работа, сообщения о современных англицизмах).
Источниками текстов являются: произведения русской классики (А. Пушкин, А. Куприн, И. Крылов, Л. Андреев, К. Паустовский, М. Булгаков, А. Жемчужников и др.), произведения детских писателей (В. Катаев, С. Маршак, А. Алексин, В. Голявкин, Ю. Коваль, М. Москвина и др.); современная художественная литература (Д. Рубина, Т Толстая); научно-популярная литература (материалы журналов «Наука и жизнь», «Здоровье», «Ээсти лоодус», «Маруся», «Костёр», энциклопедии для детей и др.); тексты сегодняшнего дня: пост из «Фейсбука» — приключенческая компьютерная игра «Квест» (6 класс), Осенняя гадалка (8 класс), рецепт приготовления шарлотки (8 класс); современные лингвистические источники: М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва», В. Колесов «История русского языка в рассказах»; современная публицистика (В. Познер); историко- познавательные тексты (об образовании в Смольном институте); о повседневных проблемах (Всемирный день мытья рук); психологические этюды (о забытых вещах); радиопередачи («Любознайка»).
В каждом учебнике есть раздел, посвященный работе с текстом. Раздел «Учимся работать с текстом» состоит из подразделов, которые определяют порядок работы с текстом: что такое текст, тема текста, основная мысль, заглавие, типы текста, стили речи, что значит писать или говорить «на тему», темы широкие и узкие, для чего нужен план.
Создание собственного текста— самый важный этап в обучении языку (Рамзаева 2007; Рамзаева, Львов1979) Все тексты делятся на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями). К сплошным относятся тексты разных типов и жанров, которые учащиеся читают в повседневной жизни, к несплошным — графики, диаграммы, схемы, кластеры, таблицы, карты, различные планы, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов (Бунеева Е, Чиндилова О. 2014: 55-59).
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/issledovaniya-istatistika/pisa) проводит исследования в разных странах, направленные на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Поэтому в учебники включаются задания, содержащие не только текстовую информацию, но и информацию в виде несплошных текстов: диаграмма о распределении языков по разным географическим регионам (8 класс), таблица, содержащая данные об использования на веб-сайтах различных языков (6 класс). Учащиеся должны уметь перевести такую информацию в вариант сплошного текста (4 класс): диаграмма «Из чего состоит почва?» (упр.80). И наоборот — текстовый вариант представить в «нетекстовой форме» (4 класс): текст «Реклама» — надо построить график, показывающий, на каком месте по популярности находятся разные виды рекламы (упр.250). Учебные материалы комплекса по русскому языку показывают учащимся языковое своеобразие текстов разных типов речи, стилей, жанров, вырабатывают навыки создания собственных текстов, умения их оценивания и редактирования, учитывая условия коммуникации, цель высказывания, адресата, используя соответствующие языковые средства и соблюдая нормы литературного языка.
Глава 2. Эмпирическое исследование значения рабочей тетради в обучении
2.1Методы работы с рабочей тетрадью
В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых – поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов. ФГОС второго поколения по русскому языку требует от учителя соответствия данному требованию.
Тематический языковой портфель» – один из путей реализации целей ФГОС, эффективное средство развития рефлексии, самооценки, самокоррекции учеником собственных действий. Технология «языковой портфель развивает у школьников универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые являются показателями сформированнности школьника как субъекта учения. В работе дана структура тематического языкового портфеля по русскому языку, которая может быть включена в рабочую тетрадь по русскому языку, критерии оценивания учеником и учителем такого языкового портфеля, которые помогают школьнику научиться самостоятельному учению, самооценке собственных учебных действий, образовательных и личностных достижений.
В связи с введением ФГОС второго поколения возникла необходимость поиска путей, форм, технологий, развивающих универсальные учебные действия, которые являются показателями развития школьника как субъекта учения. Возникает противоречие: с одной стороны, необходимость реализации ФГОС, который предполагает использование инновационных форм, технологий, способствующих формированию школьника как субъекта учения, а с другой стороны, практически отсутствие разработок, которые бы могли использовать учителя в практике обучения. «Тематический языковой портфель» – инновационная технология, которая позволяет формировать
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Павлова Н.В. Вариативные средства развития коммуникативных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2016 [Электронное издание]. – С. 781-787.
3. Павлова Н.В. Дидактический материал по русскому языку для начальных классов общеобразов. и спец. (коррекц.) школ: методич. пособ. для учителей и студентов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.
4. Павлова Н.В. Методика преподавания русского языка и литературы (специальная): Учебное пособие для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». – Саратов: ИЦ «Наука», 2016.
5. Павлова Н.В. Педагогическая практика в начальных классах коррекционной школы. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 6. Павлова Н.В. Интеграция лингвистических и методических компетенций как условие качественного обучения дефектологов методике русского языка // Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сб. матер. межрегиональной научно- практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Ч. 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 197-204 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soiro.ru/sites/default/files/dino_sbornik_2016_chast_2_maket_znak.pdf
6. Павлова Н.В. Использование современных технологий в обучении дефектологов специальной методике русского языка / Дыльновские чтения: социологическая диагностика современного общества: Матер. науч.-практич. конфер. – 2016. – С. 520-525 [Электронный ресурс].
7. Павлова Н.В. Развитие коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Е.Н. Горина, Ю.В. Селиванова, Н.А. Удовиченко и др. Дефектология: современные проблемы и перспективы развития: монография. 6 глава. – 2015. – С. 196-246. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1400.pdf
8. Павлова Н.В., Соколенко Г.В. Электронные и печатные пособия как средство обучения студентов-дефектологов и школьников с ОВЗ // Инклюзия в образовании. – 2016. – № 1 (1). – С. 118-123.
9. Павлова Н.В. Творческие занятия и формула творчества // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: Сб. материалов научно-практической конференции. Под общ. ред. И.М. Ильковской. – Саратов, 2015. – С. 136-141 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24975380
10. Павлова Н.В. Экспериментальные формы работы со студентами при изучении методики русского языка // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-10. – С. 112-114 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=23067558
11. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 112 с. (Стандарты второго поколения).
12. Соколенко Г.В., Павлова Н.В. Творческие работы по репродукциям картин: Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – 64 с.
13. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
14. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно- педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Чита: ЗабГГПУ, 2010. С. 30–39.
15. Черепанова Л. В. Роль языкового портфеля в формировании лингвистической компетенции школьников // РЯШ. 2004. № 5. С. 41–44.