Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы особенности формирования самооценки младших школьников связана с тем, что, несмотря на значительное количество исследований освещены недостаточно, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой и должны быть решены для обеспечения достижения учеником успехов.
Часто возникают проблемы психологического характера. Прежде всего, это психологические трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники. Среди личностных образований, обусловливают поведенческие и индивидуально-психологические особенности человека, его взаимоотношения с окружающими ключевое значение принадлежит самооценке. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развития, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. От самооценки ребенка зависит характер общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие личности. Однако, несмотря на значительное количество исследований самооценки, современная психология скорее свидетельствует о сложность строения и детерминации этого образования, чем о достаточности накопленных знаний [7].
Именно поэтому проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности младшего школьника.
Любая система организации учебного процесса должна способствовать повышению мотивации учеников в обучении через постоянный контроль их знаний и умений, гласность результатов, состязательность. Нужно постоянно активизировать работу школьников, мотивировать их работать систематически, самостоятельно, расширять возможности для всестороннего раскрытия способностей, развивать творческое мышление, расширять границы самостоятельной работы и коренным образом совершенствовать отношения в звене «учитель-ученик», создавая атмосферу сотрудничества [13].
В учебно-воспитательном процессе важное место занимает оценка, учёт и коррекция знаний, уровень успеваемости. В практической деятельности проверка и учёт знаний школьников позволяет объективно выяснить результативность обучения, его положительные и отрицательные стороны, установить причину недостатков и увидеть пути совершенствования учебного процесса.
Создание благоприятных условий для развития личности в период школьного детства является одним из важнейших задач современного образования. Период школьного обучения и то, как ученик справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны в его дальнейшей жизни. Школьным периодом во многом определяется развитие умения ставить цели, достигать их, справляться с трудностями. Успешность обучения является одной из составляющих психологического здоровье школьников.
Изучение теоретических источников в области психологии дает возможность построить систему определенных взаимосвязей между успешностью обучения и такими личными ценностями, как самооценка и связанный с ней уровень притязаний, глубже понять влияние этих факторов на успешность обучения в различные возрастные периоды. Самооценка, будучи регулятором поведения человека, влияет на эффективность ее деятельности. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющих на результативность обучения.
Однако проблема влияния самооценки на успешность обучения младших школьников представляется недостаточно изученной.
Осознание педагогом значимости самооценки для успешности школьника на начальном этапе обучения во многом может определить направленность процесса формирования учебной деятельности.
Анализ актуальных исследований. Анализ различных научных теорий, подходов и концепций показывает, что понятие «успешность обучения» рассматривается учеными в двух основных направлениях. Первый можно обозначить как психологический или психолого-педагогический, где понятие «успех» и «успешность» определяются как особый эмоциональное состояние ученика, который выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результаты (Г. Кириллова, О. Казакова, С. Поляков, В. Сериков, Н. Щуркова и др.). Второе направление связано с рассмотрением успеваемости в ракурсе проблемы результативности и эффективности обучения, а также успешность обучения фигурирует в контексте показателей качества образования (Ю. Бабанский, В. Давыдов, Г. Кириллова, В. Краевский, И. Лернер, Г. Щукина и др.).
Главной задачей начальной школы, в данном контексте, является становление школьника как субъекта учебной деятельности. Последние экспериментальные работы отечественных психологов (Д. Богоявленская, А. Крылов, А. Осницкий, М. Савчин, А. Цукерман) показывают, что именно обращение к сфере самосознания детей младшего школьного возраста является ключом к решению проблемы формирования субъекта учебной деятельности.
Цель исследования – исследовать связь самооценки и успеваемости младшего школьника.
Объект исследования – самооценка и успеваемость младшего школьника.
Предмет исследования – связь самооценки и успеваемости младшего школьника.
Гипотеза исследования:
- младший школьник с высокой академической успеваемостью отличается адекватной самооценкой;
- ситуация неуспеха в обучении является психотравмирующей, поэтому она детерминирует отклонения в формировании личности в целом и самооценки в частности. Вследствие хронического неуспеха в обучении ребенок теряет уверенность в своих способностях, что, в свою очередь, становится препятствием в процессе усвоения знаний. Условием повышения успехов в учёбе является формирование у обучающегося адекватной самооценки, на основе которой возможно восстановление уверенности в своих способностях и повышения стремления к овладению знаниями.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности формирования самооценки младших школьников;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы;
- организовать и провести исследование, описать и проанализировать результаты эксперимента.
Методы исследования: наблюдение; сравнение; анализ успеваемости младших школьников (в процессе проведения эмпирического исследования был взят средний балл успеваемости младших школьников); для изучения самооценки нами было использовано методику А.И. Липкиной «Три оценки», а также методику «Лесенка» самооценки.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА И УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1. Особенности формирования самооценки младших школьников
Ребенок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Важное место в жизни младших школьников занимают и взаимоотношения со сверстниками.
Формирование самооценки продолжается в школьные годы: конкретные оценки учителей и окружения, успехи в обучении, должны способствовать формированию адекватной самооценки. Учебная успешность становится едва ли не главным критерием оценки личности школьника. Вместе с оценкой учителя и родительским отношением, учебная успеваемость является важным фактором формирование самооценки школьника и его социального статуса.
Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. умение человека оценить свои силы и возможности, стремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности. Основными средствами и приемами самооценки является самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнения [10].
Наиболее сложным образованием самосознания, которое сочетает в себе гностические и ценностные компоненты, является «Я»-концепция человека. Она включает и психологический автопортрет, и осознание нравственного смысла своей жизни.
Человек как социальное существо имеет врожденное доверие к образцам поведения, которые демонстрируются его ближайшим окружением. Поэтому для контроля за поведением важно знать, с кем именно контактирует человек.
Человек, погруженный в специфическое окружение, против собственной воли и сознания, вынужден спонтанно перенимать привычки и стереотипы людей, находящихся рядом. Поэтому в культе довольно часто определённую личность пытаются отделить от привычного круга общения.
Вместе с этим, в тоталитарной группе предлагаются новые способы поддержки идентичности: культовую одежду, особую причёску, знаковые ритуальные манеры поведения. Все это способствует идентификации личности с культом.
То есть, чем больше людей поддерживает того или иного убеждения, тем крепче вера данной группы в это убеждение.
Влияние группового большинства часто реализуется через конформизм как феномен группового давления.
Конформизм рассматривается как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов поведения, безапелляционное признание существующих порядков, норм и правил, безусловное преклонение перед авторитетами.
Нормативное влияние на индивида связано с групповыми нормами. Речь идет о том, что большинство оказывает давление, и это воспринимается представителем группы как норма. Нормативные требования группы окружают человека с раннего детства: его учат соблюдать групповые нормы и уважать их. Информационное воздействие на индивида предполагает изменение индивидуальной позиции по групповой в связи с тем, что индивид обращается к группе как к источнику информации. Если нормативное влияние меняет систему межличностных отношений, то информационное – детерминирует стремление человека к более или менее адекватной оценки действительности [8; 16].
Групповое мышление – способ мышления людей, которые, находясь в тесно сплоченной группе и стремясь к единству мнений, главным считают поиск консенсуса, что снижает их способность к познанию реальности.
То есть выработке и принятию правильного решения мешает чрезмерная единодушие группы.
Стоит сказать, что существует множество определений и понятий, которые есть основными элементами рассматриваемой нами темы. Мы в своём исследовании будем придерживаться понятий, их значений и характеристик, которые буду предложены дальше.
Групповой влияние – сильный регулятор поведения и деятельности человека. Влияние группы на личность может носить не только положительный, но и отрицательный характер, может быть не только конструктивным, но и деструктивным. Деструктивное влияние зависит от способа группового влияния на членов группы.
Признаки деструктивности в группе:
- односторонняя, однонаправленная обратная связь от лидера к членам группы, а не наоборот;
- члены группы не осознают, что ими манипулируют, бесконфликтно принимают решение директивного лидера, который для них становится харизматической фигурой;
- определяется приоритет групповой мысли над мнениями отдельных личностей;
- низкий уровень социализации;
- для лидера основным является не формирование социальных навыков у членов группы, а контроль за их сознанием;
- участники организации (группы) склонны не проявлять личные мысли, откажутся от собственных путей решения ради возможности «принадлежать» группе [11; 23].
Лидер группы может перейти границу между конструктивным и деструктивным влиянием группы на личность, потому что, с одной стороны, сильное влияние на группу дает лидеру значительные преимущества и выгоды, с другой стороны, значительное количество людей типа «массового человека» склонны к перекладыванию ответственности на других, на лидеров.
Важным средством создания конструктивной организации (группы) является ценностно-мотивационная система лидера, его отношение к проблеме манипулирования другим народом как негативного явления. Возражения использования вины и страха как средств манипулирования членами группы. Обеспечение обратной связи с группой.
Взаимосвязи между людьми имеют универсальный характер, то есть человек связан не только с теми, кто его окружает, но и косвенно со всеми другими людьми. Жизнь предусматривает взаимодействие людей между собой и осуществление ими взаимного влияния друг на друга. Существование различных объединений, групп и их влияние на психику отдельного человека – это объективный результат исторического развития человеческой цивилизации. На сегодняшний день в России существует значительное количество как групп позитивных, положительных, так и тоталитарных групп, деструктивных по своему воздействию на личность и социум. К тому же общее состояние экономической, политической ситуации, культурной бедности общества является значительным фактором стресса, осуществляет психологическое давление на современного россиянина, обостряет его личностную проблематику и внутренние противоречия [15].
Проблему существования и воздействия на личность тоталитарных групп, организаций, сект, деструктивных культов исследуют как отечественные, так и зарубежные психологи, среди которых К.Агеенкова, Е.Волков, Н.Гуз, Дж.Лалич, М.Лангоуни, А.Лещинская, Р.Лифтон, М.Орел, М.Петрина, Д.Росс, С.Хассен и другие.
На современном этапе развития общества существенно повысились требования к способности развивающейся личности вести себя компетентно, в сложных условиях жизни проявлять мобильность, гибкость, уверенность в себе. Таким образом, если говорить о влиянии группы на личность ребенка, подростка, молодёжи, то в данном случае имеет большое значение изменение общественных приоритетов, модернизация
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии Том II / Б.Г Ананьев. – Избранные труды по психологии. – Т. II.- СПб.: Питер, 2017. – 414с.
2. Аспер, К. Внутренний ребенок и самооценка /К.Аспер – Внутренний ребенок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008. – 365с.
3. Березовский, А.Э, Самосознание детей / А.Э. Березовский, Н.Н. Крайнова, Н.С. Бондарь. – Самара, 2016. – 44 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – М.: Директмедиа Пабли-шинг, 2008. – 302 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Журнал практического психолога. – 2008.- № 5- С. 44-65.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович [и др.] – М:Проспект, 2015. – 398 с.
7. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. – 2013 . – Т.13, №4. – С. 99-101.
8. Выготский, Л.С. Психология личности / Л.В. Выготский. – Переизд. М.: Педагогика, 2017. – 344 с.
9. Витушкина, Э.В. Кружилина, Т.В.Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина; – Вестник ЧГПУ2014. – №1.
10. Гильбуха, З.Ю. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / З.Ю. Гильбуха [и др.]. – Киев, 2013. – 114 с.
11. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению / И.М. Дмитриева. – Новгород, 2016. – 19 с.
12. Квинн, В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности / В.Н. Квинн // Образование в современной семье. – 2019. – № 8. – С. 42-48.
13. Леонтьев, А. Н. Современная психология / А. Н. Леонтьев.- М.: МГУ, 2017.- С. 40-53.
14. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. – Переизд. М.: Просвещение, 2016. – 168 с.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2015. – 352 с.
16. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития детей / В.Г. Маралов. – М., 2015. – 256 с.
17. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. – М.: МОДЭК: МПСИ, 2019. – 544 с.
18. Ковач, Б.Ф. Ломов // Психологические исследования познавательных процессов и личности. Переизд. – М.: Наука, 2019. – С. 45-51.
19. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. В. С. Магуна. – М. : Аспект Пресс, 2018. – 607 с.
20. Петровский, А.В. Психология: учебники для студ. Высш. Педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, И.Г. Ярошевский. – 3е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 512 с.
21. Райгородский, Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2013. -303 с.
22. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 416 с.
23. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2016. – 152 с.