Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что сегодня служба в системе МВД все больше становится, связана с работой с документами или информацией, имеющими гриф «государственная тайна». В России на федеральном уровне, а так же на уровне министерства приняты и действует несколько нормативно-правовых актов регламентирующих порядок и особенности действий сотрудников министерства работающих с соответствующими документами.
При этом стоит отметить, что МВД, т.е. министерство, может организовать проверку соблюдения режима секретности в том или ином подразделении. Более того такая проверка может проводиться в отношении конкретного сотрудника.
Однако нужно заметить, что законодатель в федеральных законах о «Государственной тайне» или в законе «О полиции» установили, что такая проверка может проводиться только после информирования сотрудника, что в отношении него будет проводиться проверка о соблюдении им требований о неразглашении государственной тайны или о соблюдении режима секретности. Так же важно отметить, что такую проверку проводят специалисты, отвечающие за сохранение государственной тайны из числа сотрудников данного подразделения МВД России.
Во время проверки комиссия оценивает соответствие методов ведения секретного делопроизводства положениям о таком делопроизводстве, изложенном в законе «О государственной тайне». Проверку деятельности сотрудника допущенного к государственной тайне может проводить не только тыловое или кадровое подразделение МВД России, но также и уполномоченные сотрудники непосредственно служащие в конкретном подразделении или даже ФСБ России.
К сожалению, сегодня тематика особенностей организации и проведения такой проверки, а так же судебной практики по вопросам защиты прав и интересов сотрудника прошедшего такую проверку в юридической литературе не встречается. Между тем стоит заметить, что проверка ведения секретного делопроизводства согласно инструкциям МВД должна проводиться в отношении сотрудника не более чем раз в год. Проверка может занимать до 20 дней. В случае необходимости срок проверки может быть продлен еще на 30 дней. Такое продление должно быть обосновано и санкционировано руководителем соответствующей проверяющей инстанции.
Цель исследования – установить порядок проведения проверок режима секретности.
Объект исследования – режим секретности.
Предмет исследования – порядок проведение проверок режима секретности.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «государственная тайна»;
2. Дать характеристику термину «проверка режима государственной тайны»;
3. Выявить нормативно-правовые акты регламентирующие проведение служебной проверки в отношении секретного делопроизводства;
4. Рассмотреть особенности судебной практики в отношении проверки секретного делопроизводства;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о государственной тайне и особенностях ее хранения
1.1. Понятие о государственной тайне
Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам [6]:
Вооруженные силы государства.
Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.
Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.
Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.
Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.
Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ.
В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.
Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются [14]:
1. Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
2. Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
3. Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
4. Тактико-технические данные оружия и техники.
5. Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.
В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.
В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.
В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.
Понятие о степени секретности и грифах документов.
Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности [7]:
• Особой важности;
• Совершенно секретно;
• Секретно.
Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. О государственной тайне. Федеральный закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1-ФЗ. Консультант Плюс: комп. справ. правовая система Available at: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.05.2020)
2. Об организации работы по оформлению допуска к государственной тайне должностным лицам и гражданам Российской Федерации в системе МВД России. Приказ МВД России от 16.09.2019 N 625 – Электронный документ – https://ppt-ru.turbopages.org/s/ppt.ru/docs/prikaz/mvd/n-625-229554 (дата обращения 14.05.2020)
3. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 20 июня 2012 г. № 615.
4. Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов: приказ МВД РФ от 31 мая 2011 г. № 600.
5. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны» - Электронный ресурс https://base.garant.ru/70268922/#friends (точка доступа 14.05.2020)
6. Агапов А.Б. Административное право [Текст]: учебник / А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 937 с.
7. Вус М.А. К вопросу о модельном законе «О государственной тайне» [Текст] / М.А. Вус // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 105-109.
8. Гильмуллина Д.А. Государственная тайна в правовом государстве [Текст] / Д.А. Гильмуллина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2014. – №2. – С. 259-261.
9. Зиньковский В.В. Отдельные аспекты соблюдение режима секретности в учебных заведениях МВД России как неотъемлемая часть учебного процесса // МНКО. 2018. №5 (72). – Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-soblyudenie-rezhima-sekretnosti-v-uchebnyh-zavedeniyah-mvd-rossii-kak-neotemlemaya-chast-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 13.05.2020).
10. Казаков В.В. и др. Основы делопроизводства в ОВД: курс лекций. Нижний Новгород: НА МВД России, 2013.
11. Матвеев С.П. Эволюция полицейской деятельности [Текст] / С.П. Матвеев // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – №1. – С. 99-113.
12. Обзор судебной практики по рассмотрению судами споров, связанных с соблюдением режима секретности. – Электронный ресурс. – https://сибфоут.мвд.рф/Dejatelnost/правовое-информирование/судебная-практика/обзоры-судебной-практики/режим-секретности (точка доступа 13.05.2020)
13. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Альбом схем. Москва: Московский ун-т МВД России, 2012.
14. Стахов А.И. Административное право России [Текст]: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 651 с.
15. Уголовное право. Общая часть [Текст]: учебник для бакалавров / И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. – М.: Юрайт, 2014. – 484 с.