Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь нарциссической личности организована вокруг проблемы поддержания самоуважения путём получения подтверждения со стороны окружающих его людей. (Н. Мак–Вильямс).
Человек, с нарциссическим типом личности всю жизнь проживает в состоянии обиды, за то, что его не поняли, недооценили или переоценили, или низко оценивали, и/или игнорировали его существование близкие фигуры его детства. Это человек, который доверился, а его предали, он хотел быть любимым, но был обманут в своих надеждах и желаниях, он хотел быть признанным, но оказалось, что его существование – это не счастье, а тягостное, вынужденное наказание для семьи, он – причина страдания близких. Как правило, человек с нарциссическим типом личности недополучил внимания и любви родителей в детстве. В настоящее время, когда институт семьи практически разрушен, и абсолютное большинство детей воспитывается в неполных семьях, или семьях, где один из родителей не является родным, когда чрезмерная занятость заставляет делегировать воспитание и обучение ребенка другим людям, от мнения которых зависит их самоидентификация, проблема возрастания количества молодых людей с сформировавшейся психикой «нарцисса» как никогда актуальна.
Исследованием феномена нарциссизма и его влияния на социальное окружение занимались такие ученые, как Е.Т. Соколова, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, О.А. Шамшикова, Е.П. Чечельницкая, А.В. Казанская, С. Кравченко, О.Н. Павлова [11]. Особенно интересны труды Кравцова Е. Е [10], Немова Р. С [19], Рамендик Д. М., [25].
Изучением образа в психологии занимались Л.И. Божович, Л.С.Выготский, И.В. Дубровина, Ю.Б.Евдокимова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б.Эльконин [13].
Цель исследования: определить особенности образа нарциссической личности в сознании студентов.
Предмет исследования: структура и содержание образа себя, образа нарциссической личности и образа успешного человека в сознании .
Объект исследования: студенты Петербургского государственного университета путей сообщения, в возрасте от 17 до 23 лет.
Гипотезы исследования: в сознании молодежи нарциссический является приоритетной моделью идентичности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Определить структуру и модальность нарциссического образа в сознании молодежи.
3. Провести сравнение структуры и содержания нарциссических образов с самоидентифицированием представителей молодежной среды.
4. Провести сравнение невербальных образов нарциссической личности в сознании молодежи.
5. Провести анализ полученных результатов.
Методы исследования:
– Теоретические: эмпирические методы, анализ и синтез;
– Математико–статистические.
Методика, применяемая в исследовании: СОЧи В. Л. Ситникова.
База исследования: девушки и юноши в возрасте от 16 до 22 лет
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой темы, во второй главе приведена методика исследования, в третьей проведено само исследование, сделан анализ его результатов.
Объем работы составил 35 страниц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА НАРЦИСТИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Исследование образа нарциссичесского типа личности в отечественной психологии
В психологической науке проблема образа является одной из фундаментальных, поскольку образы, отражающие объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Процесс формирования ментальных образов является центральным для основных функций человеческой личности.
Еще в 1781 году Кант утверждал, что процесс формирования образа является необходимым условием любого знания, поэтому психические образы помещаются в центр современных теорий познания, искусства, бытия и психологии. С этим эпистемологическим сдвигом философская мысль перестала рассматривать психические образы как копии или копии копий и дала им роль творческого принципа, источника смысла и нашего чувства бытия и реальности. Именно появление образов порождает наше сознание, что, в свою очередь, проливает свет на наш мир [5].
Принципиальная методологическая позиция, разработанная в Советском Союзе, может быть сформулирована следующим образом: весь комплекс психических явлений представляет собой систему различных форм и уровней субъективного отражения объективной реальности человеком. Рефлексивный характер психики является ее наиболее общей и существенной характеристикой. Категория рефлексии играет фундаментальную роль в психологической науке: именно эта категория раскрывает наиболее общую и существенную характеристику психики [8].
Изучая процесс развития образа, ученые утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, по мере взросления гештальтов.
Здесь есть постоянство и правильность восприятия, а также его значимость. Именно то, как ребенок воспринимает мир, определяет его поведение и понимание ситуации. Исследования по развитию восприятия у детей показали, что ребенок имеет множество расплывчатых и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и становятся более точными. В интеллектуальном развитии, как показано в опытах В. Келлера, происходит тот же переход от понимания общей ситуации к ее дифференциации. Изучение генезиса восприятия и мышления в гештальт–психологии продемонстрировало связь между сенсорным и ментальным образами, которые являются содержанием сознания [11].
К числу наиболее важных функциональных значений понятия «изображение» относятся формирующие значение, мотивирующие, прогнозирующие, регулирующие и корректирующие функции изображения. Эти функции неоднозначно представлены в сознании человека. Содержание практически каждого изображения неоднородно. Образы представляют собой специфическое сочетание отражения реального объекта, воспринимаемого субъектом, и предыдущего опыта субъекта по восприятию таких объектов и взаимодействию с ними.
Одной из ключевых проблем современной психологии является проблема образа человека. Отражение образов других людей и самого себя как члена человеческого сообщества в сознании человека может содержать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные,
Понятие «образ человека» не только отражает идею человеческой природы, но и содержит нормативные элементы, указывающие на цель, смысл человеческой жизни, некоторые конкретные примеры личности, достойные подражания. Проблема имиджа человека имеет большое значение для психологической и психотерапевтической практики. Изображения обладают способностью их позитивно трансформировать [2].
В современной психологии ментальный образ действует как сложное системное образование, характеризующееся многомерностью и многоуровневостью, и формируется на основе интеграции данных из всех сенсорных модальностей, воспринимается сознанием, а также является источником психической реальности.
Содержание изображения постоянно обогащается, уточняется и корректируется с учетом собственного опыта субъекта. Ментальный образ включает в себя фактические и потенциальные, сознательные и бессознательные компоненты, поэтому недостаточно использовать объективные и субъективные методы сбора информации для изучения образа. Они должны быть дополнены проективными методами, призванными воссоздать образ уникальной целостности предмета.
Общество, с его склонностью к чрезмерному потреблению, его идеологией гламура и его идеей высокого статуса, его ценностями успеха и его психологическим отношением «казаться, если ты не можешь быть», все объединяются, чтобы сформировать нарциссический структура личности. Среди всех молодых людей на данный момент – это самый популярный тип личности и, увы, самый распространенный.
В российской психологии исследования нарциссизма проводились В. Т. Короленко, А. Н. Дмитриевой, Разумовской, О. А. Шамшиковой, Н. М. Клепиковой, М. Рокичем, Е. Т. Соколовой и Е. С. Чечельницкой [15] .
Термин «нарциссизм» осмысленно раскрывается главным образом через понятия индикаторов–нарциссических черт и личностных стратегий. «Нарциссические черты личности» определяются как устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности реакции личности в пределах ментальной нормы, которые обладают такими свойствами, как потенциальная измеримость и разная степень тяжести у разных людей, и являются частью структуры нарциссического расстройства личности, но не достигают уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма [5]. «Нарциссические стратегии личности» – это поведенческие стратегии, направленные на поддержание позитивного самооценки личности [7].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 224 c.
2. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. – Москва: Мир, 2007. – 544 c.
3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. – М.: Юрайт, 2014. – 400 c.
4. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 192 c.
5. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 336 c.
6. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Академия, 2009. – 416 c.
7. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т. Г. Егоров. – М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. – 206 c.
8. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции. – Переиздание М.: «Питер», 2018.
9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2016. – 784 c.
10. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
11. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, Инфра–М, 2016. – 200 c.
12. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 520 c.
13. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2015. – 238 c.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2016. – 592 c.
15. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. – М.: Юнити–Дана, 2010. – 144 c.
16. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. –Москва: РГГУ, 2011. – 192 c.
17. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2008. –400 c.
18. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 262 c.
19. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р. С. Немов. – Москва: Высшая школа, 2014. – 892 c.
20. Непопалов, В. Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. – М.: Физическая культура, 2010. – 494 c.
21. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина. – М.: Издательство Института психотерапии, 2009. – 352 c.
22. Общая психология. Курс лекций. Учебник. – М.: Владос, 2007. – 448 c.
23. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. – М.: Когито–Центр, 2013. –704 c.
24. Психология. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 406 c.
25. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Юрайт, 2016. – 304 c.