Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, посвященного философии выдающихся русских утопистов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, обусловлена теми противоречивыми трактовками работ этих философов, которые получили распространение в современной историографии. Творческое наследие Николая Яковлевича Данилевского и Константина Николаевича Леонтьева обширно, поэтому не удивительно, что авторы находят в их работах отдельные аспекты, которые в наибольшей степени помогают подтвердить определенную точку зрения.
Кроме того, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев находились в эпицентре противостояния между т.н. западниками и славянофилами, причем оба философа озвучивали радикальные славянофильские теории. Учитывая, что философский дискурс относительно положения России в глобальной культурной матрице базируется до сих пор на тех же позициях, представляется интересным проанализировать работы философов XIX века, сравнивая их политическую позицию с событиями, произошедшими в XX веке.
Цель настоящего исследования – проанализировать философские взгляды Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. В рамках цели ставятся такие задачи:
1. установить развитие русской консервативной мысли в XIX веке;
2. выявить взаимосвязь между официальной идеологией и независимыми философскими течениями;
3. определить отношение Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева к развитию России и к положению России на геополитической карте;
4. определить, как философы понимали развитие личности в современных условиях и в будущем;
5. установить, были ли высказаны философами критические замечания относительно других философских учений.
Объектом исследования является русская философская мысль XIX века. Предмет исследования – творческое наследие Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.
При подготовке работы были изучены историографические и исторические материалы, которые были сопоставлены посредством сравнительно-исторического метода. Применение сравнительно-исторического метода позволяет установить и сопоставить этапы эволюции объекта этого исследования, разобраться в происшедших изменениях в указанный временной период.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ В XIX ВЕКЕ
1.1. Официальная консервативная идеология
Официальной версией российской утопической мысли в XIX веке можно считать систему взглядов Павла I. Идеологическое ядро этой утопии составляет просвещенческий сюжет воспитания народа, что напоминает традиционное представление о государственном патернализме. Павел I видел пример в образе Петра I, который стремился «написать» новую культуру на с чистого листа. Указы Петра I касались разных сторон общественной жизни: как следует одеваться, когда вставать и ложиться спать, какими именами называть домашних животных и т.д .
Другой яркий пример утопии – организация вотчины А. А. Аракчеева, который пытался реализовать идею всеобщего порядка и воспитания подданных. В аракчеевских поместьях контролировалось выполнение и общественной работы, и домашних дел крестьян, а также организация семейных отношений и воспитания детей .
Дисциплинирующие практики контроля с целью воспитания «регулярного», законопослушного гражданина в то время имели место и на Западе. В России же такие схемы внедрялись вне рамок правового государства и поэтому становились репрессивной утопией. Кроме того, в педагогической утопии просвещенного монарха существует внутреннее противоречие. Законы совершенствования системы предполагают, что на определенном этапе нормы воспринимаются как преграда для дальнейшего развития.
Утопические черты присутствуют и в идеологии «официальной народности» графа С. С. Уварова. Его идеология «православие, самодержавие, народность» предполагала постепенное развитие России в сторону предоставления конституционных гарантий прав личности, а следовательно, и отмены крепостного права. Для достижения цели следовало заниматься просвещением народа. Министр Сергей Уваров превратил просвещение народа в ядро широкомасштабной национальной стратегии. Это логично, поскольку смысловым ядром любой утопии является педагогический проект, ведь нельзя улучшить общество, не улучшив самого человека. Министр просвещения считал, что русский народ еще юн, и поэтому нужно дать ему окрепнуть, проведя мимо западных соблазнов и избежав невежества и варварства. Эту миссию должен выполнить самодержец .
Уваровскую теорию самодержавия можно трактовать как вольтерианскую идеологию просвещенного государя, с поправкой на представления середины XIX в. Среди прочего, граф предлагал, что руководство экономикой должно заниматься государство, которое посредством системы планирования будет гармонично развивать все отрасли народного хозяйства. Культурную силу граф видел в православии, а понятие народности он определял через имперский смысл, ставя задачу сглаживания национальных различий в России. Соответственно, народное просвещение должно находиться под неусыпным правительственным контролем.
Уваров определял внешнеполитические идеи, близкие к теории евразийцев: Российская империя, находясь на стыке миров, может объединить и западное Просвещение и тысячелетнюю мудрость Востока. Более того, граф Уваров полагал, что «свет с Востока», через Россию, возродит европейскую культуру. Для достижения этих целей граф Уваров еще в 1810 г. разработал так и не осуществленный проект создания в Петербурге Азиатской академии, которая занялась бы изучением азиатских культур. Впоследствии в Москве был основан Лазаревский институт восточных языков .
Многие другие проекты Уварова по-своему были реализованы. Например, в годы его министерства изменился статус университетов. В соответствии с разработанной системой образования как государственного дела вузы в 1835 г. лишились автономии. Одновременно в контексте развития идеи практического обучения в стране были созданы Практический технологический институт в Санкт-Петербурге, Межевой институт в Москве, Медикохирургическая академия и т.д. Утопия С.С. Уварова представляет собой вариант идеи консервативного реформизма: попытку применения некоторых традиционных (фактически, средневековых) ценностей к современным условиям. Однако в этом и заключается одно из ключевых противоречий российской консервативной утопии, которая базируется на народности, просвещении и евразийстве. Стремясь защитить традиционные основы (аристократизм, сословность, европейский абсолютизм), мыслители консервативного толка не учитывали, что сущность этих понятий антиаристократическая и антисословная. Фактически такие консервативно-реформистские мероприятия только подрывали здание российской монархии.
Еще один важный элемент консервативного утопизма – идеология русского мессианства – развивался преимущественно благодаря философии митрополита Филарету. Он придал официальной консервативной утопии в России апокалиптические интонации. Например, в 1813 г. он провозгласил: «Ныне, благословенная Богом Россия, познай твое величие и не воздремли, сохраняя основания, на которых оно воздвигнуто!» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Л.Р. Принцип эстетизма в философии К.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета // Философия // №6, 2012. – С. 3–12.
2. Аксаков К. С. Публика и народ // Lib.ru // [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0070.shtml (дата обращения 10.05.2020).
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Де Либри, 2016. – 765 с.
4. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории // №5, 1993. – C. 24–40.
5. Зорин А.Л. Кормя двухглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX в. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 416 с.
6. Карамзин Н.М. Записка о Древней и Новой России // Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова // [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm (дата обращения 10.05.2020).
7. Косарская Е. К.С. Аксаков: «Путь внутренней правды» русского народа и современность // Философский полилог // Вып. 2, 2017. – С. 145–154.
8. Костыря Л.П. Консервативная утопия Павла I и ее крах // Российский консерватизм: Теория и практика. – Челябинск, 1999. С. 35-46.
9. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза. (1872 – 1891). – М.: Республика, 1996. – 798 с.
10. Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Gumilevica // // [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/LKN/LKN03.htm (дата обращения 10.05.2020).
11. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. – С. 68–75.
12. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2003. – 944 с.
13. Раскин Д.И. Идеология русского правого радикализма в конце XIX –начале XX вв. // Национальная правая прежде и теперь: Историкосоциологические очерки. – СПб, 1992. – Ч. 1. – С. 5-46.
14. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. – Л.: Наука, 1973. – 383 с.
15. Софья Метелкина. Путин предпочитает консерваторов // Царьград/Tsargrad // [Электронный ресурс]. https://tsargrad.tv/articles/putin-predpochitaet-konservatorov_37556 (дата обращения 10.05.2020).
16. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX - начала XX вв. – М.: Наследие, 2000. – 254 с.
17. Стурдза, Александр Скарлатович // Википедия // [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стурдза,_Александр_Скарлатович (дата обращения 10.05.2020).
18. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. – М.: Издательство МГУ им. Ломоносова, 1986. – 277 с.
19. Цинтия Виттекер. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. – СПб.: Академический Проект, 1999. – 352 с.
20. Ячменихин К.М. Алексей Андреевич Аракчеев // Вопросы истории – №12, 1991. – С. 37–50.