Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Ричард Суинберг, британский теолог и философ, во второй половине прошлого столетия создает свой философский проект, где создает свою естественную теологию, которая опирается на достижения науки современности и позиции пробабилизма.
Еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Р. Суинберн публикует свои основательные произведения: «Когерентность теизма» (The Coherence ofTheism, 1977), «Существование Бога» (The Existence of God, 1979) и «Вера и разум» (Faith & Reason, 1981). На наш взгляд, основным произведением является «Существование Бога». Именно данный труд принес Р. Суинбергу наибольшую известность. В 1991 год выходит исправленное и дополненное издание, а второе издание публикуется в 2004 году. Спустя 10 лет книга выходит на русском языке . Теология Р. Суинберна сконцентрирована на попытке индуктивной аргументации бытия Бога и оценке вероятности того, что суждение «Бог существует» представляется истинным. Р. Суинберн начинает размышлять от факта существования структурированной и гармоничной вселенной и приходит к гипотезе теизма, утверждающей фразу «Бог существует». Философ задает вопрос: является ли существование физической вселенной простым грубым фактом или же это существование объяснимо. «Теизм утверждает, что Бог – личностное существо, т. е. является личностью в каком-то смысле. Под личностью я понимаю индивида, обладающего определенными базисными способностями намеренного действия, целями и верованиями» .
Р. Суинберн тщательно анализирует особенности аргументации, дает классификацию разных типов объяснений. В рамках теистического подхода формируется концепция, которая строится на основе действий личности. Но, прежде всего, Р. Суинберна интересует божественная личность.
Целью данной работы является рассмотрение онтологической составляющей в работах Р. Р. Суинберна «Существование Бога» и «Есть ли Бог». Задачи:
1) Рассмотрение аргументаций существования Бога у Ф. Аквинского, опытов Д. Уизда и доводов Энтони Флю.
2) Описание доказательств существования Бога у Р. Суинберна.
3) Характеристика критерия истинности гипотезы теизма Р. Суинберна.
4) Изучение проблемы теодицеи и свободы воли у Р. Суинберна.
1 СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА: ОБЪЯСНЕНИЯ (С 40-Х ГГ. XX В)
1.1 Объяснения существования Бога во вселенной: Ф. Аквинский, опыты Д. Уизда и доводы Энтони Флю
Фома Аквинский в «Сумме теологий» приводи исчерпывающие доказательства существования Бога. Например, во втором вопросе «Теологий» Аквинский рассматривает следующие вопросы.
1) Является ли существование Бога самоочевидным. Возражение первое состоит в том, что существование Бога является самоочевидным, поскольку самоочевидными называются вещи, знание которых присуще человеку естественно. Возражение номер два состоит в том, что самоочевидны вещи, которые познаются, исходя из незыблемого знания. Существование истины является самоочевидным – это возражение три. Ответ философа состоит в том, что что-либо бывает самоочевидным двояким образом. Оно самоочевидно для себя, но не для людей. И оно самоочевидно как для себя, так и для нас.
2) Является ли существование Бога доказуемым. Кажется, что существование Бога недоказуемо – это первое возражение. Второе возражение состоит в том, что существует средний термин доказательства. Третье возражение состоит в том, что, если бы можно было аргументировать существование Бога, то при помощи Его следствий. Ф. Аквинский говорит о том, что аргументация может производиться при помощи двух путей: априори и апостериори .
3) Существует ли Бог. Доказательство Бога доказывается 5-ю путями: 1) доказательство от движения. 2) путь, начинающийся из природы действующей причины. 3) Путь, исходящий их понятий возможности и необходимости. 4) Путь, исходящий из неравенства степеней, которые обнаруживаются в вещах. 5) Путь, который идет от порядка мира.
Очевидно, что есть существует огромная, сложная и структурированная вселенная. Может ли человечество объяснить то, почему она так упорядочена, или человечеству следует просто принято это как данность, без аргументаций. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к одному эксперименту, который было проведен в сороковые года прошлого столетия Джоном Уиздом (Великобритания, философ). Рассмотрим «Притчу о невидимом садовнике».
Два человека вернулись в их давно заброшенный сад и обнаружили посреди дикорастущих растений и сорных трав прекрасную поляну с удивительно хорошо выращенными цветами. Один [назовем его верующим] говорит другому: «Должно быть, приходил садовник и заботился об этих растениях». Второй человек [назовем его скептиком] не согласился с ним. Они разбили палатку неподалёку от этого места и стали наблюдать. Никакого садовника не было видно. Тогда верующий предположил, что это невидимый садовник, и они стали ждать его с собаками-ищейками, которые должны были учуять садовника. Но ищейки не лаяли. Тогда верующий сказал, что садовник не только невидимый, но он также не имеет запаха и абсолютно бесшумный. Скептик на это ему возразил: чем же в таком случае этот так называемый невидимый, бестелесный садовник отличается от воображаемого садовника или несуществующего? .
Далее, Энтони Флю (философ, Великобритания) дополняет данную притчу, говоря о том, что эти два человека разбивают палатку, а после обносят поляну забором с колючей проволокой, по которой идет электрический ток. Они проводят разные детекторы, применяют инфракрасное излучение, видеокамеры и др. Но итогом является то же самое.
Притча говорит о том, что, наблюдая за конкретными явлениями, человек, который верит в Бога, и человек, который не верит, применяют разные модели аргументаций для их объяснения. Причем тот, кто верит в Бога, не позволяет фальсифицировать свои утверждения, изменяя их при каждой попытке фальсификации.
1.2 Р. Суинберн и доказательства существования Бога
Что же говорит Р. Суинберн относительно существования Бога. По мнению философа, сила гипотезы теизма заключается в том, что данная гипотеза утверждает не только саму начальную точку объяснения личности (которая представляется более простой, чем огромное количество богов или бога с ограниченными возможностями). Он берет самую простую начальную точку аргументации характеристик физической вселенной. В данном ракурсе концепция теизма имеет отличие от объяснения с точки зрения науки: «Научное объяснение в качестве исходной точки постулирует субстанцию или субстанции, которые являются причинами или причиной мира и его характеристик. Постулировать много субстанций или постулировать одну протяженную субстанцию (неизменно существующая вселенная или протяженная материя-энергия, из которой, без посредства Бога, всё произошло) – значит постулировать больше сущностей, чем теизм. Наиболее простым исходный пунктом научного объяснения будет точечный