Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы связана с растущей ролью персонала в функционировании и развитии современной организации: ее человеческий и социальный капитал становится основным фактором конкурентоспособности. Рыночные отношения в корне изменили концепцию управления людьми, чтобы повысить эффективность производства как условие конкурентоспособности компании. Современная концепция управления персоналом в компании предполагает разработку и реализацию кадровой политики. В этом смысле проблемы, связанные с кадровой политикой компании, приобретают особое значение. Кадровая политика неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, объединяет управленческие знания, прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет, но не ограничивается основным содержанием программы по подбору, отбору, расстановке, обучению и переподготовке персонала организации. Она отражает тенденции в интересах и потребностях, отношениях, ценностях и мотивации работников организации, которые определяют деятельность человека.
3
В кризисной ситуации кадровая политика должна измениться. Функции его реализации связаны с ограниченными финансовыми ресурсами; неизбежность организационной деятельности, связанной с ограничением ряда программ социального развития и сокращением численности работников; усиление социально-психологического напряжения в коллективе. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Содержание кадровой политики организации В соответствии с кадровой политикой организации, в широком смысле, система стандартов и правил основана на том, что основные области управления персоналом (отбор, обучение, продвижение по службе) планируются заранее и согласуются с общим пониманием цели и задачи организации. Узкая интерпретация кадровой политики - включает в себя набор конкретных правил, желаний и ограничений в отношениях между человеком и организацией [3, c.640]. Кадровая политика считается одним из основных элементов организации. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит самого определения «кадровой политики». Таким образом, на основе различных исследований, а также основных элементов, касающихся кадровой политики, кадровая политика относится к определенной системе стандартов и правил, в соответствии с которыми основными направлениями деятельности, касающимися Управление персоналом, планируется заранее, а именно: отбор, обучение, продвижение по службе и соответствуют задачам организации. Основное условие, способствующие поступательному развитию предприятия, — это оптимизация использования человеческих ресурсов, раскрытие творческой энергии сотрудников компании. Но в условиях реальной российской действительности все ещё существует значительная разница между потенциалом сотрудников и уровнем его использования предприятием. Для эффективизации использования потенциала работников организации управление человеческими ресурсами должно стать элементом организационной стратегии каждой компании и быть при этом базовой ее частью. Кадровая политика должна акцентировать свое внимание на достижении предприятием потенциальных целей развития и сгенерировать систему оценки уровня реализации этих целей. Резюмируя, следует отметить, что реализация цели и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. 1.2. Классификация кадровой политики организации Начнем с классификации, предложенной Л. А. Василенко. Классификация кадровой политики государства основана на некоем «политическом доминировании», обоснованном в трудах М. Вебера, пробитом сквозь призму современного политического развития. В этом контексте Л. А. Василенко описывает четыре модели государственной кадровой политики: традиционную, протекционистскую, рациональную и пострациональную модели[24] 1. Традиционная модель: системное семейственность (семейственность при назначении сотрудников); Трайбализм - субъективация племенной или национальной принадлежности, а также
4
доминирование кастовых, преемственных или религиозных барьеров при отборе и продвижении государственных служащих. 2. Протекционистская модель (харизматическое доминирование). Лидер или чиновник, который выбирает команду в соответствии с принципом «личной преданности», не всегда или считается человеком с харизматическими качествами. Но в то же время в этой модели полностью сохранены особенности подбора персонала из числа «доверенных», «лично преданных», «свит», «команд». 3. Рациональная модель (рациональное доминирование) обеспечивает: - отсутствие какого-либо назначения места работы, - работа должностных лиц по контракту, т. е. на основе свободного выбора профессиональной квалификации, в наиболее рациональном случае путем сдачи дипломного экзамена; - Чиновник строит свою карьеру как продвижение по службе на основе обслуживания или успеха на работе. - подчинение строгой униформе дисциплины и контроля, кадровая политика основана на технических регламентах. Поэтому, работая в управленческой команде, человек должен обладать хорошей квалификацией, быть хорошо подготовленным по специальности - только этот человек может быть принят на службу офицером, 4. Пострациональная модель предполагает реструктуризацию кадровой политики государства на основе принципов управления персоналом, основанных на бизнес-структурах, включая заимствование различных технологий управления процессами управления персоналом, в частности кадрового аутсорсинга. , 1.3. Этапы формирования и инструменты реализации кадровой политики в организации
Кадровая политика организации представляет собой совокупность общеизвестных методов и приемов, которые могут влиять на организационный процесс предприятия. Все правила должны быть проверены на практике и должны улучшать не только структуру производства, но и трудовой потенциал работников. Каждое предприятие имеет свои методы и способы преобразования кадровой политики, но не в каждой компании все документировано. Стоит отметить, что основной целью персонала является обеспечение бесперебойного процесса работы, удержание ценных работников и создание подходящих условий труда. При формировании кадровой политики необходимо учитывать, что в современных условиях она должна быть достаточно гибкой, то есть, с одной стороны, стабильной, поскольку это стабильность, связана с определенными ожиданиями сотрудников, а с другой стороны, он динамический, то есть корректируется в соответствии с изменениями, которые он не может предсказать. Стабильными должны быть стороны, ориентированные на учет интересов персонала и связанные с организационной культурой компании [20,c.102].
5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Правильная, достоверная, объективная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работника, определение уровня их соответствия требованиям по профессии и должности позволяет осуществить качественную расстановку кадров, обеспечить более обоснованное их поощрение. Рассмотрим на примере муниципальных служащих, оценку кадровой политики. Точное и полное знание индивидуальных качеств и потенциальных возможностей позволяют более эффективно использовать его как в интересах управления, так и его лично. При формировании кадровой политики необходимы знания всей совокупности профессиональных, служебных и личностных качеств муниципальных служащих и степень их соответствия требованиям по замещаемой или заявляемой вакантной должности. Квалификационные требования к муниципальному служащему подразделяют на три уровня: - уровень личностной, социальной базы - это наличие общекультурных, нравственных и гражданских качеств у служащего отвечающих требованиям к человеку - как к личности; - уровень профессиональной базы - это наличие теоретических знаний, практических умений и навыков (опыта) у служащего, отвечающих квалификационным требованиям как к профессионалу; - уровень должностной базы - это наличие деловых, должностных, служебных качеств у служащего отвечающих установленным требованиям к должности как к служащему. В концентрированном виде эти уровни могут быть выражены в профессиограмме и кадрограмме. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование по вопросу оценки эффективности кадровой политики позволяет сделать следующие выводы: 1. Кадровая политика - это основные правила и принципы, регламентирующие взаимоотношения с персоналом в организации, которые являются логичным и естественным продолжением производственной, маркетинговой, инвестиционной и других политик организации. Кадровая политика - это главное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов и форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации. 2. Кадровая политика - это совокупность сформулированных и получивших нормативное закрепление целей, приоритетов, принципов и форм деятельности органов местного самоуправления в области регулирования кадровых процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
1. Агарзаева Г. Ш., Рабцевич А. А. Система развития кадрового потенциала в японских компаниях // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 227-229. — URL https://moluch.ru/archive/85/15932/ 2. Василенко С.В. Кадровая политика как инструмент эффективного управления персоналом: учебник / С.В. Василенко - М.: ДашковиК, 2012. – 400 3. Виханский, О. С, А.И. Наумов. Менеджмент: учебник. - М.: "ЮНИТИ", 2012 - 528с. 4. Волгина О. С. Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 639-642. — URL https://moluch.ru/archive/115/30991/ 5. Герасимов Б. Н. Методологические инструменты исследования и оценки эффективности процесса управления персоналом организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 2. – С. 160–169. 6. Гладкий А. А. Традиционные и современные подходы к оценке эффективности управления персоналом / А. А. Гладкий, Д. И. Баракаев // Матрица научного познания : науч. электрон. журн. – 2019. – № 6. – С. 130–133. 7. Горина М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности // Modern Economy Success. – 2019. – № 3. – С. 15–22. 8. Гусов А.З., Кайбылдаева Ч.З. Сущность и основные факторы конкурентоспособности отраслей промышленности в современной экономике. / Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 41. С. 131-137 9. Жильцов В.А., Цзиньцзюй Ю. Анализ управления активами международной компании на примере компании Huawei, 2016 10. Ижбулатова О.В. Формирование и реализация кадровой политики организации // Управление персоналом. – 2017. - №1. - С.29-32 11. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2013 12. Кибанов А.Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом / А.Я. Кибанов. – М.: «Проспект». – 2018, - 64 с. 13. Клейнер Г. Кадровая стратегия предприятия систематизация и основные варианты / Г. Клейнер [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.kleiner.ru/arpab/kadrstr.html 14. Коленченко К. Г. Традиционный и современный подход к оценке персонала // Гуманитарный научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 90–102. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-isovremennyy-podhod-k-otsenke-personala/viewer 15. Кондрачук О. Е. Оценка эффективности системы управления персоналом предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права : [электрон. версия журн.]. – 2019. – № 1/2. – С. 55–58. – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=264 16. Крумов А. Дерево кадровых стратегий // Справочник по управлению персоналом. – 2017. - №2. - С.18-20.
7
17. Кушу С. О. Анализ проблем оценки эффективности управления персоналом в организации при процедуре импортозамещения / С. О. Кушу, А. А Путинцева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 23 (1). 18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭяУ, 2011. - 312 с. 19. Мироседи С. А. Подходы к оценке системы управления персоналом предприятия / С. А. Мироседи, Н. С. Савченко // Актуальные региональные вопросы экономики и управления в условиях инновационной экономики : материалы науч.-практ. конф. студ., г. Волжский, 26 февр. 2016 г. – Волгоград, 2016. – С. 106–108. 20. Мирошникова Ю.В. О проблемах формирования резерва руководящих кадров (обобщение опыта отбора и оценки претендентов) // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 3. - С.58-63. 21. Новокупова И. Н. Оценка качества и эффективности управления предприятием и персоналом / И. Н. Новокупова, Ш. З. Мехдиев // НАУКОВЕДЕНИЕ : интернет-журнал. – 2016. – Т. 8, № 1. 22. Одегов Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник для вузов. / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 444 с 23. Оценка эффективности кадровых мероприятий на основе оценки приращения человеческого капитала организации / И. А. Александров [и др.] // Экономические науки. – 2019. – № 9 (178). – С. 44–47. 24. Пархимчик Е.П. Кадровая политика организации: учеб. пособие. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 128 с. 25. Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. - М.: Статистика, 2009. - 176с. 26. Петроченко А.А. Современные тенденции управления персоналом. В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научнопрактической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В, 2014. С. 151-153. 27. Погодина Г. Разработка положения о кадровой политике компании единомышленников // Справочник по управлению персоналом. – 2016. - №12. - С.51-54. 28. Полынина Т.Г. Принципы формирования кадрового резерва как основа повышения качества кадрового состава органов власти // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России: материалы международного Конституционного форума (Саратов, 10 дек. 2010 г.). - Саратов, 2010. Вып. 2. – С.314. 29. Селентьева Д. О. Совершенствование системы управления персоналом организации / Д. О. Селентьева, Д. Г. Зиганшина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук . – 2018. – № 12-1. – С. 81–86
8
30. Симикян Н. А. Оценка эффективности управления персоналом / Н. А. Симикян, О. Л. Перерва // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5, № 4. – С. 336– 338. 31. Социально ориентированное управление в условиях глобализации : материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 27 марта 2016 г. – Москва : РУДН, 2016. – 268 с 32. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2015. - 298с. 33. Фролова М. В. Критерии оценки эффективности управления кросс-функциональными командами / М. В. Фролова, С. А. Ишкильдина // Экономические науки. – 2016. – № 3 (136). – С. 38–41. 34. Хабарова Ю. А. Подходы к оценке эффективности управления персоналом // Материалы конференций ГНИИ "Нацразвитие". Февраль 2018 : сб. избр. ст. Междунар. науч. конф. – Красноярск, 2018. – С. 94–96. 35. Хадасевич Н. Р. К вопросу оценки результативности управления персоналом в организации / Н. Р. Хадасевич, Е. В. Семенюк // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. – 2018. – № 1 (107). – С. 18 36. Цветаев В.М Кадровый менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 160с. 37. Чанов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. - М.: Ось-89, 2009. - 220 с. 38. Ши С. Организационная культура в компании Huawei [Электронный ресурс] / С. Ши, А.Р. Сардарян // Приоритетные направления развития современной экономической науки – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactiveplus.ru/ru/article/91248/discussion_platform 39. Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: монография. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2001. – 650с.