Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Духовная опустошенность, цинизм, жестокость, враждебность - это характерные признаки развития современного общества. Многие дети и подростки отмечаются повышенной агрессивностью, нервозностью, повышенной чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью и уязвимостью. Проблема духовно-нравственного воспитания, приобщение человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам никогда не теряла своей актуальности. Под духовно-нравственным воспитанием, которое во все времена было основой гармоничного развития личности и гуманизации общества, лежит формирование ценностного отношения к жизни. Основой такого воспитания является чувство долга, справедливости, ответственности, и других качеств, способных придать высокий смысл и значимость поступкам и мыслям человека [1]. Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств [2]. Необходимо стремиться к гармоничному развитию человека с раннего детства, поскольку именно такое развитие является основой для формирования личности взрослого человека, мировоззрения целых поколений. Под мировоззрением понимают ту часть чувственного восприятия мира, на основе которого происходит построение характера и сознания человека. Чувственная сфера приводит к дальнейшему совершенствованию и формированию рациональной сферы. Человек
4
приобретает способность мыслить, принимать решения, нести ответственность за свои поступки и действия. В дальнейшем у мужчин формируется логическое отношение к окружающему миру, а у женщин развивается способность чувствовать, ощущать интуитивно и тонко окружающий мир [3]. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам духовного и нравственного воспитания, профилактике девиантного поведения. Проблематика исследования. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения. . ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5
1.1. Понятие «социальная норма» и «отклонение»
Понятие «норма» является ключевым понятием, с которого начинается изучение любой социологической дисциплины. Не удивительно, ведь для того чтобы иметь возможность изучать отклоняющееся поведения, для начала нужно четко иметь представление о том, что представляет собой норма, и какие параметры ее характеризуют. Именно исходя из определения и характеристик понятия «норма», проводится анализ и подробное изучение понятия «отклонение от нормы». Поддержание определенного равновесия между нормой и отклонением, возможно существование равновесной системы, и достижение баланса в этой системе. В истории человечества есть немало примеров, которые указывают на то, что отсутствие такого баланса влечет за собой полное разрушение, хоас, дисбаланс. И напротив, согласование, упорядочивание выступает надежным гарантом существования общества и системы общественных взаимоотношений. Особенно актуально это в условиях перемен и реформ в обществе, прогрессивном развитии общественных отношений [4]. В обществе всегда существовал баланс между различными системами общества – начиная от научных структур, и заканчивая криминальными сообществами. И между ними должен быть строгий баланс. Преобладание как одних, так и других структур чревато негативными последствиями для общества, вплоть до его дестабилизации и распада.
1.2. Понятие «отклонение», «девиантное поведение»
Под термином «девиантное поведение» подразумевают не только действия конкретного человека, но и определенные социальные явления,
6
события в обществе. В первом случае, когда речь идет о человеке и особенностях его поведения, целесообразно говорить о том, что мы имеет дело с отклоняющимся поведением личности. Во втором случае, когда речь идет о социальных явлениях, речь идет о таком понятии, как «социальное отклонение». Проблема современного общества состоит в том, что данные понятии все чаще отождествляют, что в корне неправильно. Необходимо четко осознавать разницу между данными понятиями, и разграничивать их. Под социальными отклонениями подразумевают нарушение социальных норм. Основными характеристиками социальных отклонений является массовость, устойчивость, распространенность. В качестве основных социальных отклонений рассматривают такие явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, тоталитаризм, фанатизм и т.д [11]. В обществе существует 2 явления, которые взаимно противопоставляются друг другу – это социально одобряемые явления и социальные отклонения. Между этими двумя явлениями лежит система явлений, которые не подлежат регулированию социальными нормами. Это может быть как система позитивных процессов, к примеру, творчество, а также система негативных последствий. В качестве позитивных явлений рассматривают, к примеру, творчество. В качестве негативных явлений рассматривают, к примеру, массовое курение. В связи с тем, что существует большое разнообразие отклонений, существует также большое разнообразие социальных норм, которые регулируют данные взаимоотношения. Характерной чертой социальных отклонений является направленность и содержание. Также к признакам социальных отклонений относят такие признаки [11]: - историческая детерминированность; - негативные последствия для общества; - устойчивый характер во времени; - массовый характер; - устойчивость и направленность;
7
- организованные меры борьбы с ними: правовые, экономические, морально-этические, нравственные. - осуждение со стороны общества. Также есть такие формы социальных отклонений, которые носят приходящий характер, и реакция со сторон общества может меняться, в зависимости от времени, ситуации. Стоит отметить, что в различные годы было различным отношение людей к таким формам поведения, как спекуляция, брак по расчету, диссиденство. Вместе с тем, как меняется отношение общества к данным формам отклоняющегося поведения, меняется и форма наказания (пресечения). Могут меняться и формы общественного воздействия в отношении социальных отклонений.
1.3. Проблема классификации поведенческих отклонений
Существуют различные типы взаимодействия между субъектом девиантного поведения и окружающей реальностью. Так, традиционно принято считать, что наиболее проблемными и массовыми формами девиантного поведения являются его аддиктивные формы. Для поведения аддиктивной личности характерен ряд признаков. Так, причиной чаще всего становится стремление человека к уходу от реальности, страх перед повседневной жизнью, бытом, реальностью. Также у многих людей с подобным поведением появляется страх перед скукой, обычной бытовой жизнью. У людей отмечается тенденция к избеганию скуки повседневной жизни, а также отмечается тенденция к поиску запредельных эмоциональных переживаний. Этого человек стремится достичь любым способом, в том числе и социально опасным, и даже опасным для собственной жизни.
8
В научной литературе принято выделять четыре основных вида взаимодействия человека, склонного к девиантному поведению с окружающей средой: - бегство в тело; - бегство в работу; - бегство в контакты или одиночество; - бегство в фантазии [4, 6]. При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (так называемая паранойя здоровья), сексуальными взаимодействиями (поиск и ловля оргазма), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.
1.4. Характеристика девиантного поведения
В научной литературе девиантное (отклоняющееся) поведение личности рассматривается не только как социально-психологический, но и как философский и даже культурологический феномен, имеющий конкретноисторическое содержание, причинно-следственное обоснование и, как следствие междисциплинарных дискуссий, терминологическую запутанность. Очевидно, что понятие девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения сопряжено, прежде всего, с понятием «норма». Однако общепризнанного определения «нормы» на сегодня нет. Анализ учебной и научной литературы показывает различные теоретические и
9
методологические подходы к определению понятия «норма», которые чаще всего находятся «под углом зрения» своей предметной области [23]. Нарушение поведения, или дисморесии (от лат. dis – нарушение, mores – поведение), – это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение
1.5. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуации у подростков
Под акцентуацией характера подразумевают дисгармоничный тип развития характера. Акцентуации проявляются как чрезмерная выраженность тех или иных качеств, которые обусловливают повышенную уязвимость личности по отношению к различным воздействиям. Акцентуированная личность - это личность с затрудненной адаптацией к некоторым специфическим условиям и ситуациям. Но чаще всего акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков. Существует 12 типов акцентуации. Рассмотрим каждый из них подробнее.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Методы исследования
10
Для исследования психологических особенностей подростков использовали диагностический блок методик, на основании которых изучали основные характеристики личности и самосознания юношей. Использовали следующие методики: 1. Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [15, c.83]. 2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [16, c.67]. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [17, c.91]. 4. Сочинение «Я в профессии через 10 лет» [18, c.38]. 5. Методика оценки выраженности психических состояний «Самочувствие, активность, настроение» [19, c.78] 6. Оценка уровня тревожности Спилберга [20, c.38] Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. 1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. С помощью этой методики возможно выявить существующий уровень самооценки личности. В основе методики лежит непосредственная оценка испытуемых и определение степени развития личностных качеств подростка с использованием градуировочной шкалы. Шкала состоит из шести вертикальных линий, на которых знаком отмечают уровень развития исследуемых качеств, что и является показателем самооценки подростка. Размеры шкал составляют 100 мм, таким образом возможно высчитать количественные характеристики исследуемых качеств. 2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева. При помощи этой методики возможно обнаружить и изучить важнейшие аспекты самосознания и определить как подросток относится сам к себе. При помощи этой методики могут быть обнаружены различные типы отношения подростка к себе. К примеру, выделяют следующие виды отношений:
11
открытое или закрытое, наличие или отсутствие самоуверенности или слабости, способность к саморуководству и самоорганизации, самоценностные чувства, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение [21].
2.3. Оценка и интерпретация результатов исследования
В первую очередь мы приступили к изучению показателей самооценки и самоотношения в динамике у подростков, которые занимаются спортом и у тех, которые спортом не занимаются и находятся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки. Шкалы Уровень самооценки
Контрольная группа (девиантное поведение) Экспериментальная группа (спортсмены) Ум, способности 58 ср. 66 выс. Авторитет у сверстников 61 выс. 65 выс. Умелые руки 59 ср. 66 выс. Внешность 56 ср. 64 выс. Уверенность в себе 57 ср. 64 выс.
12
Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых:
Рис. 1 - Количественные показатели уровня самооценки.
Результаты исследования показали высокий уровень самооценки у учащихся экспериментальной группы по всем шести шкалам. У учащихся контрольной группы на всех шести шкалах встречаются низкие показатели самооценки, наиболее выражены средние показатели, и больше показателей очень высокой (завышенной), самооценки, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Учащиеся экспериментальной группы адекватно сравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя, свою личность, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с учащимися контрольной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности
13
реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь. Цели исследования достичь удалось. Нами были исследованы психологические особенности девиантного поведения акцентуированных подростков. Все задачи решены в полном объеме. 1. Изучили теоретические аспекты девиантного поведения. 2. Охарактеризовали понятие «отклонение», «девиантное поведение». 3. Рассмотрели классификацию девиантного поведения. 4. Рассмотрели особенности акцентуированных подростков. 5. Проанализировали психологические особенности акцентуированных подростков с девиантным поведением.