Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях хозяйствование и функционирование любой компании должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию бизнес – процессов, протекающих на предприятии.
Планирование в любом деле – это основание бизнеса. В бизнесе особенно важно составить план, ведь предприниматель наглядно должен представлять, насколько рентабельно его предприятие. Без правильного планирования не обойдется ни одно начинание, независимо от того, какого масштаба планируется предприятие. Бизнес-план – это документ, который регламентирует деятельность фирмы. В нем содержится вся важная информация о владельце, сфере деятельности, конкуренции, сбыте и многое другое.
Понятие бизнес-плана достаточно обширно, по сути – это пошаговое руководство к действию самого предпринимателя, в котором все расписано по пунктам. Также в нем учтены возможные
2
риски и способы решения потенциальных проблем. В бизнес-плане обязательно присутствуют расчеты, причем не только текущие расходы, но и предполагаемая прибыль. Также нужно отметить, что для каждого отдельного предприятия план индивидуален.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что осуществление анализа и проведение планирования бизнес – процессов современных предприятий, стремящихся привести свою деятельность к более рентабельному и эффективному виду, позволяет компаниям в ходе анализа выявлять слабые стороны и проблемы в функционировании основных бизнес – процессов, а с помощью построения модели определять возможные пути совершенствования этих процессов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и экономические цели бизнес – планирования
Для улучшения качества и эффективности деятельности на каждой организации применяются, как правило, различные механизмы по планированию основных процессов, протекающих на предприятии.
В основе бизнес – планирования лежат механизмы и способы описания процессов, протекающих в компании, через различные элементы, составляющие деятельность предприятия (например, данные, события, материалы и пр.). Как правило, планирование бизнес процессов направлено на описание логической взаимосвязи всех элементов данного процесса, начиная с его зарождения на предприятии и заканчивая его завершением в рамках одной организации. В более сложных ситуациях бизнес-моделирование может также включать в свой анализ также внешние по отношению к организации процессы и системы.
Рисунок 1 - Элементы бизнес – процесса на предприятии [10, c.102]
Как правило, любой бизнес – процесс включает в себя некоторую деятельность предприятия, которая подвергается управлению со стороны руководства и снабжению ресурсами, необходимыми для создания на выходе продукта, на что была направлена эта деятельность.
Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) определяет бизнес-анализ и моделирование как процесс по сбору, анализу и проверке
3
информации определенной группой специалистов с целью изменения и улучшения экономических процессов, протекающих на анализируемом предприятии [13].
Следовательно, бизнес-анализ и планирование призваны изучать проблемы и выявлять возможности бизнеса в рамках требований, существующих у руководства предприятия к ведению своей деятельности, и находить решения, которые бы позволили организации достичь своих краткосрочных и долгосрочных целей.
2.АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1.Общая характеристика деятельности организации
ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ» - это подведомственное предприятие Департамента здравоохранения г. Москвы, включающее сеть аптек «Аптеки столицы».
Предприятие является единственной в Москве сетью государственных аптек «Аптеки столицы», включающей в себя 119 аптек и аптечных пунктов. Основной задачей и целью деятельности предприятия выступает бесперебойное и качественное обеспечение населения и лечебнопрофилактических учреждений города Москвы медикаментами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам.
Аптеки, которые работают в круглосуточном режиме, являются участниками программ дополнительного лекарственного обеспечения.
Основной отпускаемой продукцией аптек является [20]:
готовые лекарственные средства,
предметы и изделия медицинского назначения,
дезинфицирующие средства,
предметы и средства личной гигиены,
посуда для медицинских целей,
предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста 3-х лет,
очковая оптика и средства ухода за ней,
минеральные воды,
продукты лечебного, детского и диетического питания.
4
Учреждение выполняет государственное задание, которое в соответствии с основными видами деятельности ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ», формируется и утверждается Учредителем.
Исполнительным органом учреждения является его Руководитель. В его основных функции входит обеспечение выполнения государственного задания в полном объеме, обеспечение постоянной работы над качеством предоставляемых услуг, обеспечение составления и выполнения плана финансово – хозяйственной деятельности ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ», обеспечение целевого и рационального использования бюджетных средств, обеспечение исполнения договорных обязательств, обеспечение своевременной выплаты заработной платы сотрудникам.
2.2.Анализ системы планирования в ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ»
Для планирования своей деятельности учреждение применяет некоторые аналитические методы.
Для того, чтобы проанализировать внутренние сильные и слабые стороны компании ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ», воспользуемся методикой SWOT-анализа. Эта методика также является важным элементом бизнес-планирования аптечной организации.
Его результаты помогут ответить нам на следующие вопросы:
Использует ли компания свои сильные стороны в достижении экономических целей?
Являются ли слабые стороны уязвимыми факторами для конкуренции?
Какие возможности есть у компании для развития при использования ее квалификации и доступа к ресурсам?
Какие внешние угрозы должны беспокоить руководство компании?
Итак, для успешного функционирования на рынке лекарственных средств и препаратов, необходимо выполнение следующих факторов:
1. Доступ к закупкам лекарственных средств для последующей реализации
2. Наличие обязательного клиентского ресурса
3. Обеспечение высокого качества отпускаемых препаратов
4. Квалифицированный персонал
5. Обеспечение социальной политики для некоторых категорий граждан.
Анализируя эти факторы, можно сказать, что учреждение удовлетворяет всем показателям. Учитывая, что ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ» работает на рынке достаточно долго с 1995 года, ей удалось уже сформировать большую базу клиентов, что влияет на показатели ее деятельности.
Резюмируя вышесказанное и данные из официальных источников компании, построим SWOTанализ эффективности бизнес-процессов компании ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ» (Таблица 2).
5
Таблица 2
SWOT-анализ ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ»
Сильные стороны компании
- высокое соблюдение договорных обязанностей с потребителями
- имеет успешные компетенции, выход на рынок Москвы
- компания обладает определенными трудовыми ресурсами Слабые стороны компании
- недостаточно большой ассортимент продукции
- низкие результаты финансовой деятельности в условиях кризиса
- достаточно высокие цены
Возможности
- расширение клиентской базы в городах России
-расширение номенклатуры препаратов Угрозы
- использование дорогих материалов и сырья
- рост прочих расходов
- усиление конкуренции на рынке
Таким образом, отвечая на приведенные в начале анализа вопросы, можно сделать выводы:
компания достаточно хорошо использует свои сильные стороны, поскольку экономический результат ее деятельности растет;
слабые стороны предприятия являются уязвимыми моментами на фоне растущей в отрасли конкуренции,
компания имеет возможности расширения круга потребителей при условии расширения спектра предлагаемых товаров,
компании необходимо обратить внимание на оптимизацию расходов и повышение своих конкурентных преимуществ
Для анализа факторов, влияющих на финансовый результат компании ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ» воспользуемся PEST-анализом.
Данный метод бизнес-анализа позволит нам ответить на следующие вопросы:
какие факторы влияют на величину прибыли?
6
какова значимость и степень влияния каждого фактора?
как можно спрогнозировать будущие изменения финансового положения компании?
Основываясь на финансовой отчетности деятельности компании и информации о состоянии рынка лекарственных препаратов, построим PEST-анализ для рассматриваемой компании (Таблица 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были поставлены следующие основные задачи:
исследовать основные виды и цели бизнес – планирования,
проанализировать с помощью различных моделей финансовое и экономическое состояние конкретного предприятия с целью анализа эффективности организации его бизнес – процессов.
Для улучшения качества и эффективности деятельности на каждой организации применяются, как правило, различные механизмы по планированию основных процессов, протекающих на предприятии.
В основе бизнес – планирования лежат механизмы и способы описания процессов, протекающих в компании, через различные элементы, составляющие деятельность предприятия (например, данные, события, материалы и пр.).
Главная цель планирования заключается в том, чтобы добиться улучшения функционирования предприятия. Для этого в ходе бизнес- анализа основными факторами выступает повышение ценности результатов конкретного бизнес - процесса и снижение стоимости и времени выполнения этой деятельности.
Бизнес – планирование проходит через четыре основных стадии от изготовления исходной базовой модели до разработки и внедрения итоговой модели, которая бы включала все необходимые для изменения процесса составляющие. При этом бизнес – моделирование должно основываться на ряде основополагающих принципов, которые помогли учесть всю полноту влияющих факторов и сделать модель более адекватной к необходимости предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббакумов В.Л. Бизнес – анализ информации. – М.: Экономика, 2019. – 384 с.
2. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2017. — С.202-207.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2017. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2016. – 495 с.
5. Воробьев С.Н. Управленческие решения - М: Юнити-Дана, 2015. – 447 с.
6. Дафт Ричард Л. Управленческое решение - СПб: Питер, 2017. – 231 с.
7. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
8. Конрад К. Бизнес – моделирование. – М.: Вильямс, 2017. – 576 с.
9. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр. – М: Дело, 2018. – 309 с.
11. Новиков Н.В. Разработка бизнес – плана проекта. – М.: Экономика, 2017. – 525 с.
12. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
13. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеспроцессов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
14. Савельев Ю.В. Бизнес – планирование и разработка инвестиционных проектов. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 429 с.
15. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
16. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.finizdat.ru/journal/fa/,свободный.
17. «Бизнес – аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
18. Научный журнал «Аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.janalytics.ru/,свободный.
8
19. Единый медицинский портал [Электронный ресурс]. URL: https://emportal.ru/
20. ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cloikk.ru/