Фрагмент для ознакомления
2
её на большую высоту, то идти по ней станет значительно труднее» . Автор этих слов полагает, что аналогичные с приведённым образом чувства испытывает и исполнитель, выходящий на сцену. Именно по этой причине учить произведение не на сто процентов, а несколько больше.
По тем же соображениям не следует преждевременно автоматизировать работу пальцев, преждевременно автоматизировать работу пальцев и переходить к быстрому темпу. Нежелательно внесение аппликатурных изменений в завершающей стадии работы над сочинением. В спокойной обстановке класса означенные недостатки в работе могут и не проявляться, но на сцене они обязательно приведут к погрешностям, которые так часто наблюдаются при выступлениях на концертах.
Участников коллектива следует приучать к условиям публичного выступления постепенно. Вначале хотя бы одно произведение исполняется в полной тишине, которая как бы имитирует обстановку торжественную обстановку концертного зала. В дальнейшем должен быть обязательный прогон репертуара на сцене. По своему значению и содержанию проигранные произведения представляют собой не только отчёт оркестрантов о проделанной работе, но и являются репетицией предстоящего концертного выступления.
Эффект публичности в этом случае резко возрастёт в том случае, если в зале, кроме руководителя будут присутствовать другие ученики и посторонние лица. Особенно это будет полезно для солистов, которые испытывают гораздо большее волнение.
Накануне концертного выступления исключительное значение приобретают психологические факторы: способность не робеть, уверенность в себе, в достижении цели. Успех на эстраде приходит к тому, кто «в помощь пальцам может привлечь “дух”» . Н. Перельман уверен: «Одухотворённые пальцы способны творить чудеса» .
Квалифицированная критика педагога и самокритика учащихся, являющиеся обязательным условием прогресса в повседневном музыкальном обучении, перед концертным выступлением должны быть сведены к минимуму. Как указывает Л. Маккиннон «нервный учитель – тягостное бремя для ученика любого возраста» .
Справедливость этих слов особенно остро ощущается в напряжённой обстановке накануне концерта. Опытные руководители стараются в последний день перед выступлением не делать серьёзных замечаний своим воспитанникам.
Чувство уверенности зависит не только от технической прочности исполнения. В огромной степени оно определяется осознанием того, что музыкант хочет сказать своим слушателям. В.Д. Апатский утверждает: «Когда в осознании учащегося окончательно созреет исполнительская концепция, чётко определится исполнительский план, логика развития музыкального материала, его игра приобретает не только убедительность, но и несомненную уверенность. В отличие от техники, над этим компонентом исполнительского мастерства можно работать до последних дней подготовки к вступлению» .
Остаётся только добавить, что в оркестре концепции участников должны слиться в одну единую концепцию, чтобы произведение звучало гармонично и слаженно.
Возвращаясь к вопросу свободы и уверенности на сцене, отметим, что учащимся противопоказано стремиться к ограждению себя от всяких случайностей с помощью одного вызубренного варианта. Напротив, основой сценической свободы является многовариантность и импровизационность. Эти качества проявляются в импровизационном исполнении частностей (при сохранении главной концепции), в находчивости и самообладании, в готовности к любым неожиданностям, в умении гибко изменять на сцене свою игру в зависимости от реально складывающихся обстоятельств.
Вывод: концертная деятельность музыканта или музыкального коллектива является результатом определённого отрезка занятий и состоит из следующих этапов:
подбор репертуара,
разучивание репертуара;
работа над партией и импровизациями;
эмоциональная тренировка;
работа над художественным образом;
непосредственное выступление.
ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1.Развитие звуковысотного слуха
Проблема формирования звуковысотного слуха находится в центре процесса развития музыкальных способностей. Отметим, что в теоретической литературе под музыкальным слухом имеется в виду «способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение» . В психологической литературе выделяются два толкования этого термина. Широкое значение музыкального слуха обозначает способность человека распознавать жанры, улавливать смену музыкальных частей, динамические и эмоциональные перемены музыки и т. д. Узкое значение музыкального слуха предполагает способность верного воспроизведения звуковысотного движения .
Самым естественным способом формирования звуковысотного слуха является пение. Этот факт является общепризнанным, его подтверждают практически все вокальные педагоги. Существует большое количество действенных приёмов и методов, которые дают эффективную возможность для развития и улучшения звуковысотного слух, осуществляемого посредством вокального воспроизведения, что, по сути, является «детальным звуковым анализом музыкальной ткани» . Кроме того, по мнению В.Г. Ивановой, этот тип слуха отлично развивают занятия музыкой на любом инструменте . Исследовательница пишет: «Подпевание во время игры связывает звуковые представления с двигательными ощущениями и таким образом в различении высоты начинают участвовать сразу два анализатора, что ведет к повышению точности различения» .
По мнению М.И. Егорычевой, только точное звуковысотное интонирование, приближённое к инструментальному, ощущение внутриладовых тяготений могут создать предпосылки для выявления художественного образа любого музыкального произведения» . Но не все начинающие музыканты не достаточно серьёзно относятся к этому одному из самых важных моментов и часто допускают небрежность в интонации. М.И. Егорычева напоминает, что точность интонирования не всегда зависит от точности слуховых восприятий, фальшиво могут петь и лица, обладающие отличным слухом. В этих случаях неточность интонации зависит от неумения координировать работу голосообразующего аппарата со слуховыми представлениями. Лишь в результате правильного формирования певческого слуха, с одной стороны, развития вокального слуха, с другой, вырабатывается точность звуковысотного интонирования.
Поэтому необходимо очень требовательно относится ко всем моментам постановки голоса. Недопустимо форсированное пение, оно неминуемо приводит к фальши. Кроме того, неточное интонирование могут вызвать такие недостатки вокальной подготовки, как неправильное дыхание, зажатые гортанные мышцы, неправильное использование головного резонатора, отсутствие опоры при пении. Наиболее трудным моментом в интонировании является воспроизведение чистой секунды. Именно по этой причине работать нужно именно над этим интервалом, чтобы развить звуковысотный слух и интонационную точность . Ниже приводятся упражнения, основанные на полутонах и предназначенные для улучшения звуковысотного слуха:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберсольд Дж. Джазовая импровизация. – М.: Московская правда, 1994. – 55 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 964 с.
3. Апатский В. Д. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. – К.:НМАУ им. П. И. Чайковского, 2006. – 432 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
5. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография. – СПб.: Композитор, 2006. – 648 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2005. – 512 с.
8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: КДУ, 2011. – 420 с.
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Музыка, 1993. – 450 с.
10. Грозных П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / П. А. Грозных // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 120 – 121.
11. Далецкий О.В. Вокальная подготовка. – М., 2003. – 167 с.
12. Егорычева М.И. Упражнения для развития вокальной техники. – Киев: Музична Украина, 1980. – 23 с.
13. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2010. – 192 с.
14. Жарков А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч. 2.– М.: МГУКИ, 2004. – 215 с.
15. Иванова В. Г. Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных любительских коллективов. – М.: МГУКИ, 2007. – 230 с.
16. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 319 с.
17. Каган М. Музыка в мире искусств. – С Пб.: Музыка, 1996. – 232 с.
18. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
19. Колчанова С.В. Развитие музыкального звуковысотного слуха у детей через развитие их певческого голоса//Музыкальный руководитель, 2010. – №7. – С. 13 – 19.
20. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
21. Кузнецов В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 150с., нот.
22. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2007. – 512 с.
23. Лист Ф. Шопен. – М.: Музыка, 1936. – 255 с.
24. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
25. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Советский композитор, 1967. – 105 с.
26. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 336 с.
27. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1968. – 366 с.
28. Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Советский композитор, 1967. – 365 с.
29. Полеха А.Е. Джазовое сольфеджио. – М.: ГКА им. Маймонида, 2006. – 45 с.
30. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания. Письма. – М.: Музыка, 1999. – 506 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 200. – 712 с.
32. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 416 с.
33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 384 с.
34. Хрестоматия по музыкальной психологии. – М.: Наука, 2014. – 966 с.
35. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М: Издательская корпорация «Логос»,1996. – 320 с.
36. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог.– Санкт-Петербург: Изд-во «Союз художников»,2002. – 532 с.