Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день проблема распада семьи остро стоит в современном обществе. Психологи отмечают стремительный рост разводов в последнее время. Это обусловлено множеством причин и проблем, возникающих в обществе. Развод связан с огромным стрессом для всех, кого он затрагивает, прежде всего, негативно сказывается на детях, которые начинают постоянно испытывать состояние тревоги, растерянности, даже агрессии. Психологические проблемы после развода родителей у ребёнка могут остаться на всю жизнь: последствия детских переживаний могут привести к неуверенности в себе и к страху перед близкими отношениями с другими людьми[11, с.34]. Развод и его психологические следствия являются актуальной проблемой современного российского общества.
Жизнь и условия воспитания ребёнка одной матерью без отца обладают явной спецификой и значительно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Некоторые исследователи отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребёнка будут негативно отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям[6, с.102].
Проблемой влияния семейных конфликтов на ребёнка занимались такие учёные, как А.И. Акулова, Н.Е. Бекетова, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова Э.Г. Эйдемиллер, И.С. Кон, Г. Фигдор, Курбатов В.И., А.С. Спиваковская, И.М. Овчинникова, В.М. Целуйко Е.Н. Сорочинская, Г.Н. Филонов, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркина и другие[4, с.18].
Цель данной курсовой работы - рассмотреть развод как ненормативный кризис семьи и его влияние на социализацию детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи:
-изучить и проанализировать литературу по проблеме развода супругов и его влияния на младшего школьника
-проанализировать роль семьи в процессе социализации ребёнка
-рассмотреть последствия развода, сказывающиеся на психологическом состоянии ребёнка
-охарактеризовать особенности развития личности в младшем школьном возрасте
-обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста, родители которых находятся в ситуации развода или недавно пережили развод.
Предмет исследования-особенности влияния развода на психологическое состояние младшего школьника.
Гипотеза данного исследования - развод родителей влияет на психологическое благополучие ребёнка.
Методы: анализ литературы по проблеме исследования, беседа с педагогами, методика КРС, проективная методика «Семейная социограмма».
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава1 Теоретические основы воспитания младших школьников в неполных семьях
1.1 Влияние развода родителей на формирование личности в младшем школьном возрасте
Развод представляет собой сложную социально-психологическую ситуацию, которая оказывает достаточно сильный психотравмирующий эффект на всех членов семьи, в особенности на детей. Ситуация развода родителей заметно отражается на их психологическом состоянии. Такая жизненная ситуация меняет привычный уклад ребёнка, который меняется теперь в трёх направлениях:
-родители не живут вместе, и у ребенка нет возможности взаимодействия с обоими родителями в равной степени
-ребёнок проводит большую часть времени с одним из родителей
-ребёнок становится эмоционально ближе к одному из родителей [3, с. 16].
Младший школьный возраст, по мнению психологов, относится к временному промежутку 7-11 лет. Это время относительно спокойного и равномерного физического развития. В данный возрастной период у ребёнка закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Дети младшего школьного возраста, наблюдавшие ситуацию развода родителей, отличаются некоторыми особенностями поведения и отношения к происходящему. Для ребёнка 7-11 лет характерно чувство сильной злости на ушедшего родителя (получается, что чаще всего это папа), обида, у них появляется ощущение собственной ненужности. Если же оставшийся родитель начинает сразу же устраивать свою личную жизнь, чувства и негативные эмоции ребёнка усугубляются, он остаётся один на один со своим горем.
По исследованиям Соловьева Н.Я. воздействие развода на психику ребёнка зависит от следующих факторов:
-возраста ребёнка
-возраста мамы
-субъективного представления ребёнка о счастье семьи до произошедшего развода
-степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья
-способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ребёнку безопасное окружение [9, c. 67]. Последствия развода родителей ребёнок младшего школьного возраста переживает очень долго. При этом, предпринимая попытки изменить ситуацию, чаще всего меняет свое поведение. Специалисты выделяют следующие основные тактики поведения ребёнка в ситуации развода родителей:
-«ребёнок - серая мышь». Дети ведут незаметный образ жизни для своих родителей, во всём их слушаются
-«ребёнок - герой». Ребенок не показывает своих настоящих эмоций и переживаний
-«ребенок - больной». Болеющий ребенок – хороший повод заставить родителей продержаться вместе на чувстве вины. Симптомы заболевания (энурез, энкопрез, онихофагия, тики, трихотиломани, потеря веса и аппетита и т.п.) являются специфическими детскими симптомами депрессии, которая развивается в ответ на неблагополучную ситуацию.
-«эмоционально отстраненный ребенок». Ребёнок выбирает отстранённое поведение, равнодушное, что представляет собой своеобразную защиту
-«проблемный ребенок». Ребёнок выражает своё отношение в виде неадекватного поведения дома или в детском коллективе[10, с.23]
Неполная семья, образовавшаяся после развода, является фактором риска для развития личности. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искажённой Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверстниками, чувству неуверенности и личной недостаточности, вызвать трудности в создании собственной семьи [2, с.39].
Родителям младших школьников, решивших развестись, необходимо быть предельно аккуратными со своим ребёнком, так как для данного возрастного периода характерна высокая эмоциональность. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Также особенностью младших школьников является то, что они ещё не научились сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Такая эмоциональность младшего школьника находит отражение в эмоциональной неустойчивости ребёнка, его частой смене настроения, склонности к аффектам[7, с.45].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аристова, М. Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей / М. Н. Аристова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50335/ (дата обращения: 19.05.2020)
2.Баркан А. 28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям. – М.: Астрель, 2009.– 222 с.
3.Васильева, Э.К. Семья и её функции [Текст] / Э.К. Васильева - М., 2011 – 324 с.
4.Дементьева, И.Г. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] // Социологические исследования - 2011. - № 11.
5. Клиффорд–Постон А. Как расшифровать поведение ваших детей. Читать своего ребенка словно книгу. – СПб.: Праим–ЕВРОЗНАК, 2009.–349 с.
6.Куличковская Е.В., Степанова О.В. Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей. — М.: Генезис, 2010. — 192 с.
7.Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб.пособие/ В.И. Курбатов.- М.: Дашков и К, 2007.-480с.
8.Львова, А. И. Психологические картины измены, ревности и развода [Текст] / А. И. Львова, И. А. Рязанцева // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 1. - С. 109-119.
9.Нусхаева, Б.Б. Особенности социализации детей в неполной семье [Текст] / Б.Б. Нусхаева // Народное образование - 2015.-№2.-1 п.л.
10.Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузенкина Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов, – СПб.: Речь, 2008. – 359 с.
11.Павлов И. Как я (на)учился жить без папы, лежать в больнице, любить маму и многому другому…Книга для мам и сыновей. – М.: Генезис, 2013. – 111 с.
12.Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей [Текст] / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова - М: ИТК "Дашков и К", 2014 г – 169 с.
13.Синельников, А.Б. Проблемы неполных семей в современной России [Текст] / А.Б. Синельников - М., 2013 – 147 с.
14.Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой [Текст] / Г.Фигдор - М.: Наука, 2015 – 243 с.
Электронные ресурсы
15.Влияние развода родителей на будущее детей//http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/vliyanie-razvoda-na-detej/
16.Дети и развод. Как уберечь ребенка?//http://mama.sarbc.ru/articles/deti-i-razvod-kak-uberech-rebenka%281%29.html REFERENCES
17. Defective families//http://expertonline.kz/a13148/
18.Divorce and its consequences. His influence on individual family members//https://studwood.ru/778139/sotsiologiya/razvod_posledstviya_vliyanie_otdelnyh_chlenov_semi
19.Ehrenberg M., Pringle J., Bush J., Stewart L., Roche D. Adolescents in divorcing families perceptions of what helps and hinders //Journal of Divorce and Remarriage, 2006. Vol. 45(3-4). P. 69-91. USA
20.Krechko E.P. The influence of divorce and disagreements in the marriage of parents on the psychological well-being of adult children. Siberian psychological forum "Methodological problems of modern psychology: illusions and reality": conference materials. -Tomsk, 2003. -p. 160 -164
21.Sever I., Guttmann J., Lazar A. Postive consequences of parental'divorce amongTsraeli young adults: A long-term effect model //Marriage and Family Review, 2007. Vol. 42(2). P. 7-28. USA
22.The influence of the family on the formation of the child’s personality//http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/vliyanie-semi-na-formirovanie-lichnosti-rebenka
23.The effect of divorce on the psyche of the child and the order of communication of parents after the divorce/http://www.o-krohe.ru/psihologiya/razvod/
24.The impact of parental divorce on the future of children//http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/vliyanie-razvoda-na-detej/