Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика как средство массовой информации является одним из ведущих элементов, который выражает интересы общества, а также различных социальных групп, категорий, отдельных личностей.
В современном мире, где информация выступает как основная ценность, вопрос о роли и месте средств массовой информации в социально-политической структуре общества является наружным как для теоретиков-политологов, социологов, правоведов, психологов, так и для практиков-политиков, журналистов.
Начало изучения массовой коммуникации как социального явления и фактора политического процесса связывается в политической науке с именем М. Вебера.
Главной целью СМИ является оперативное информирование отдельных лиц, социальных групп населения о событиях и явлениях в мире, в конкретной стране, в определённом регионе. Выполняя вышеупомянутые функции, СМИ имеют возможность достигать своей основной цели деятельности.
Свобода слова – это основа, которая способствует построению демократии, без неё не могут существовать демократические институты.
Актуальность исследования заключается в том, что место и роль газеты, испытанной, во многом традиционной культурно-информационной формой, в современной истории не могут быть поняты без анализа того влияния, которое она оказывает на ментальность и социальное поведение, на «жизненные миры» читателей, которые активно участвуют в коммуникативном процессе. Именно язык газеты становится «ярмарочной палитрой», зеркалом социальной, политической, речевой культуры общества.
Цель работы – исследовать особенности интерпретации образа России в ведущих газетах Украины.
Объект исследования – публикации украинских СМИ.
Предмет исследования – исследование особенностей интерпретации образа России в ведущих газетах Украины.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности СМИ как социально-политического института;
- рассмотреть современные методы исследования печатных средств массовой информации;
- охарактеризовать газетный политический дискурс как элемент интерпретации межкультурного взаимодействия;
- проанализировать образ России в публикациях ведущих газет Украины.
Источниковая база: газета «Факты и комментарии», ежедневник «Зеркало Недели», ежедневные газеты «День», «Украинская правда», еженедельник «2000».
Необходимо сказать, что нами были рассмотрены статьи, работы современных учёных, которые посвящены тематике нашего исследования:
- книга «Война на Украине: Трансформация Европы» удачно сочетает разные аспекты – здесь и опора на широкий круг источников, многие из которых не известны российскому читателю; здесь, бесспорно, прослеживается и позиция, которая опирается на очень массовый, свежий взгляд на многие события, которые сегодня происходят. Автор книги, Ю.В. Шевцов, в своем выступлении подробно охарактеризовал трансформационные процессы в Европе, акцентировав внимание на изменениях, происходящих в Восточной Европе. Он обратил внимание на трансформацию военно-политической обстановки и энергетической структуры в макрорегионе, этнические и демографические сдвиги, миграционные волны. Особое внимание политолог уделил роли России и Белоруссии в современной международной политике, перспективе интеграционных процессов;
- «Иллюзия компромисса с Россией» – так называется статья американского аналитика Джеймса Шерра, старшего научного сотрудника Эстонского института внешней политики и ассоциированного сотрудника программы «Россия и Евразия» Королевского института международных отношений Chatham House. «Через шесть лет после аннексии Крыма Россией ряд выдающихся и влиятельных людей на Западе убедились, что надо найти выход из тупика. На первый взгляд это предположение не требует особого обоснования. Среди политического истеблишмента наиболее эминентной фигурой, которая решила сломать этот шаблон, был президент Франции Эмманюэль Макрон, который высокопарно говорил о необходимости «воссоединить Россию и Европу» .
Хронологические рамки охвата эмпирического материала: публикации в украинских газетах за 2010-2020 годы.
Методы исследования: изучение научных работ по теме исследования, анализ публикаций, синтез, обобщение материала.
Структура работы: работа состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНСКИХ СМИ
1.1. СМИ как социально-политический институт
Средства массовой информации имеют дело с информацией, и именно контроль над информацией позволяет управлять массовым сознанием, создавать в ней модель выгодной субъекту влияния действительности и решать, какие проблемы сегодня наиболее актуальны.
Искусственно продуцируется такое явление, как медиа-сознание (то есть сознание, основанная на ложных ценностях, манипулятивных интерпретациях, двойной морали), когда реальность, предлагаемая средствами массовой информации, отличается от действительной. Общественное мнение через медиа – очень часто значительно искажается .
С помощью средств массовой информации информацию можно:
- исказить с помощью неполной, односторонней подачи, так называемый фрагментарный способ распространения информации;
- огромное количество информации измельчают на меньшие массивы и когда информация подается единственным необработанным потоком, не позволяет рядовому индивиду сформировать целостную картину событий;
- отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии – интерпретировать в выгодном свете;
- просто скрыть, вместе с тем, акцентируя внимание на отдельных сторонах события, замалчивая другие, создает возможность манипулировать аудиторией;
- создать «информационный шум», то есть снижение восприятия фактов за счет подачи такого количества новостей, при которой становится невозможным их сортировки;
- оперативно подать даже непроверенную информацию, является определенным манипулятивным, приемом и в соответствии с «законом на опережение»;
- распространять определенный взгляд на информацию как ее единственно верный вариант .
Отметим, что СМИ, так или иначе, способствуют выполнению функций идеологического и политического влияния, а они необходимые для поддержания общности, информирования населения, а также образования и развлечений.
Трудности оговариваются разнообразием жизни в стране, сложностью внутригосударственных и межгосударственных отношений.
Телевидение, радио, пресса, Internet могут задавать тон в этом процессе и достаточно мощно влиять на массовое сознание .
Что касается политических функций, которые выполняют СМИ, то исследователи выделяют следующие:
- информационная – получение, обработка и распространение информации о деятельности всех важнейших элементов политической системы. Для людей постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности.
Важной тенденцией современного общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой благодаря СМИ, а не с непосредственного опыта индивида и межличностного общения;
- образовательная функция – сообщение информации, дополняет знания о политике и политическом процессе, получаемой гражданами в образовательных учреждениях разного уровня;
- политической социализации – усвоение политических норм, ценностей и образцов поведения, совместимых с нормальным функционированием политической системы;
- критики и контроля – формирование мнений и взглядов на то, что происходит в политической области. Критика и контроль способствуют также артикуляции различных общественных интересов, мобилизации на политическое участие.
Если же оценивать эволюцию роли СМИ во внешнеполитической деятельности государства, которая оказалась справедливой до 60-х годов прошлого века, пресса была служанкой правительства, его пропагандистским рупором, когда дело касалось внешней политики .
То есть правящая элита использовала средства массовой информации для распространения только той информации, обнародование которой было выгодно этой элите.
Главной причиной такого положения, по мнению Коэна, был мизерный общественный интерес к событиям на международной арене.
Так, масс-медиа не были заинтересованы, прежде всего, по причине коммерческой нецелесообразности (мизерная аудитория не поощряет к сотрудничеству рекламодателей) развивать освещения международных процессов .
Прежде всего, технологическая революция в информационных СМИ создала действительно глобальную аудиторию.
Благодаря спутниковому телевидению, и прямым теле-трансляциям, зрители, в разных уголках планеты, почувствовали себя причастными к событиям, которые происходят за тысячи километров от них.
К тому же международная тематика стала коммерчески выгодной, поскольку в результате глобализационных процессов регионы мира стали
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамьянц Т. З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию / Т. З. Адамьянц. – М.: Ин-т социологии РАН, 1999. – 136 с.
2. Адамьянц Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 130-139.
3. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. Ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
4. Афанасьев, В.Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1994.- 199 с.
5. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. – 408 с.
6. Аюпов, М. А. Политико-трансформационные процессы в постсоветской России: региональный аспект: автореф. дис.д. полит, наук / М. А. Аюпов. – М., 2004. – 58 с.
7. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
8. Бакулев Г. П. Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа: автореф. дис. … д-ра филол. наук : спец. 10.01.10 «Журналистика» / Бакулев Геннадий Петрович. – М., 2003. – 59 с.
9. В Союзе журналистов России // Журналист. – 2008. – № 6.
10. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс: учебник / В. В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 700 с.
11. Давидюк, Г.П., Бобровский, В.С. Проблемы массовой культуры и массовой коммуникации / Г. П. Давидюк, В. С. Бобровский – М.: – 1972. – 204 с.
12. Дьякова, Е.Г., Трахтенберг, А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрВ РАН – 1999. – 126 с.
13. Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 12-19 апреля 2017 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород, Факультет журналистики, 2017. – 82 с.
14. Коньков, В.И., Потсар, А.Н., Сметанина, С.И. Язык СМИ: современное состояние и тенденции развития // Современная русская речь: состояние и функционирование. – СПб., 2004.
15. Крысин, Л.П. Литературный язык: регулируемые и «стихийные» сферы функционирования // Мир русского слова. – 2008. – № 3.
16. Лебон, Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс] / Г. Лебон. – Режим доступу: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt. – Название из экрана. Дата обращения: 27.03.2019.
17. Ровинский, Т. Методы влияния СМИ на общественное сознание / Т. Ровинский / / МЕ и МО – 2008 – № 6 – С. 100-103.
18. Тулупов, В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов – Воронеж, 2001. – С. 298.
19. Шкондин, М. Экологические факторы трансформации структуры российских СМИ. – М., 1999. – С. 25.