Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Общая характеристика принципов организации власти в РФ . .5
1.1 Принципы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ и их нормативно-правовое регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Принципы организации местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Особенности организации и регулирования местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .13
2.1 Особенности регулирования конституциями и уставами субъектов РФ местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Учёт местных особенностей при организации местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации закрепила важнейшие принципы организации органов государственной власти и органов местного самоуправления, учитывая соответствующие особенности данных видов власти.
Принятие таких Федеральных законов Российской Федерации как «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стало важной вехой в процессе становления органов государственной власти в субъектах и развития системы местного самоуправления. Вместе с тем, эти нормативно-правовые акты с последующими изменениями и дополнениями закрепили, по сути, новую концепцию российского федерализма, требующую также теоретического осмысления, изучения и анализа.
Значимость темы работы объясняется также тем, что при исследовании формирования и функционирования власти субъектов Федерации и местного самоуправления следует учитывать переходный характер российской государственности. Немаловажную роль в организации и деятельности власти субъектов Федерации и местного самоуправления играют и иные факторы: масштабы страны, этническое и конфессиональное многообразие, местные особенности, модернизация экономики и социальной сферы.
Актуальность данного исследования подчеркивается также тем, что на современном этапе объективно возрастает роль власти субъектов Федерации и местного самоуправления в системе единой власти Российской Федерации, реализуя положения Конституции Российской Федерации и существующего федерального законодательства. От слаженности в работе всех видов власти, начиная от федеральной и заканчивая местной, зависит итоговая результативность проводимых в настоящее время реформ и преобразований.
Вопрос функционирования и развития систем властей в Российской Федерации является одним из наиболее значимых в отечественной юридической науке. Исследованию данной темы посвящены работы таких авторов, как: Барциц И.Н., Комаровой В.В., Левакина И.В., Толмачевой Н.Н., Фомиченко М.П., М.С. Шайхуллина, Б.С. Эбзеева и др.
Объект исследования - правоотношения, возникающие в сфере организации и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предметом исследования является сущность, принципы и особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Цель настоящей работы состоит в изучении принципов организации и функционирования органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для достижения обозначенной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- исследовать принципы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ и их нормативно-правовое регулирование;
- исследовать принципы организации местного самоуправления;
- проанализировать особенности регулирования конституциями и уставами субъектов РФ местного самоуправления;
- исследовать специфику учёта местных особенностей при организации местного самоуправления;
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В РФ
1.1 Принципы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ и их нормативно-правовое регулирование
Согласно положениям ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяются основные конституционные основы деятельности органов государственной власти субъектов федерации. К ним можно отнести:
1) государственную и территориальную целостность.
Под государственной целостностью Российской Федерации следует понимать конституционные принципы федеративного устройства, означающие, что Россия является не просто государством из совокупности отдельных ее составных частей, но единым, целостным и неделимым государством. Его целостность может быть обеспечена только единством системы органов гоударственной власти, наличием единого экономического пространства, территориального верховенства, верховенства федерального закона.
Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ отражает понятие «территориальная целостность» в положениях ч. 3 ст. 4, где указано, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Как справедливо полагает Б.С. Эбзеев, вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета РФ. Последний аспект выражен в следующих положениях:
- в юридической невозможности уступки РФ, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам;
- в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности РФ;
- в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности;
- в невозможности выхода субъекта РФ из ее состава;
- в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта РФ .
2) распространения суверенитета РФ на всю ее территорию.
Данный принцип воспроизводит положение ч. 1 ст. 4 Конституции РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П указывается, что суверенитет, предполагающий по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию является гарантией жизнеспособности РФ как государства, возможности обеспечить дальнейшее его развитие;
3) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.
Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься более широко - как подчиненность закону и всех нормативных актов (не только федеральных, но и актов субъектов РФ), и всех актов реализации права (применение, соблюдение, исполнение, использование), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества .
Указанный принцип закреплен ч. 2 ст. 4 Конституции РФ. Развитием данного положения служит ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
4) единства системы государственной власти.
Принцип единства системы государственной власти имеет несколько проявлений:
а) единство сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Вместе с тем эти органы должны учитывать и положение ст. 10 Конституции: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Следовательно, не только федеральные, но и образуемые в субъектах органы государственной власти должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов;
б) соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции РФ.
в) единообразный порядок образования органов, устанавливаемый федеральным законом (к примеру, выборы населением депутатов законодательного собрания, назначение президентов или глав исполнительной власти, установление численности законодательных
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант- Плюс»;
2. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Бюллетень международных договоров», № 11, 1998.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
5. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
6. Устав (Основной Закон) Алтайского края (с изменениями на 11 ноября 2019 года) // «Алтайская правда», № 235, 20.10.1999.
7. Устав Астраханской области (с изменениями на 26 декабря 2018 года) // «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области», № 18, 19.04.2007.
8. Устав Белгородской области (с изменениями на 24 сентября 2018 года) // Белгородская областная Дума
9. Устав Московской области (подписан Губернатором МО от 11.12.1996 № 55/96-ОЗ, принят решением Мособлдумы от 05.11.1996 № 5/108 и решением Мособлдумы об отклонении заключения Главы Администрации МО от 04.12.1996 № 6/112) (ред. от 13.06.2019) // «Вестник Московской областной Думы», № 1, январь, 1997.
10. Устав Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД (принят Самарской Губернской Думой 05.12.2006) // «Волжская коммуна», № 237 (25790), 20.12.2006.
11. «Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (Принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 № 908-XII) // СПС «Консультант- Плюс»;
II. Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии
12. Вологдин А.А. Римское право: учебник и практикум : для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / А. А. Вологдин. - Москва : Юстиция, 2016// СПС «Консультант- Плюс»;
13. Горный, М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России : учебник и практикум для вузов / М. Б. Горный. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
14. Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Н.И. Воробьева // СПС «Консультант- Плюс»;
15. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
16. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / И.В. Бабичев, В.В. Волков, А.В. Мадьярова и др.; под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015// СПС «Консультант- Плюс»;
17. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь и др. ; под редакцией Н. С. Бондаря. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 386 с.
18. Нечкин, А. В. Конституционное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями : учебное пособие для вузов / А. В. Нечкин, О. А. Кожевников. - Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
19. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020 // СПС «Консультант- Плюс»;
20. Система местного самоуправления : учебное пособие для вузов / С. Е. Прокофьев и др. ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
21. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
22. Таболин В.В., Корнев А.В. Муниципальное городское право. М., 2000// СПС «Консультант- Плюс»;
23. Таболин, В. В. Правовая теория современного российского города : монография / В. В. Таболин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020// СПС «Консультант- Плюс»;
24. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
III. Научные статьи, материалы из периодических изданий
25. Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность РФ: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. № 10// СПС «Консультант- Плюс»;
26. Лолаева А.С. Учет исторических и местных традиций как принцип организации местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3// СПС «Консультант- Плюс»;
27. Комарова В.В. Демократия в работах великого российского государствоведа О.Е. Кутафина // Право и политика. 2012. № 5// СПС «Консультант- Плюс»;
28. Немытина М.В. Традиции в правовых культурах, правовых системах // Правовые традиции: Жидковские чтения: Материалы Международной научной конференции. Москва, 29 - 30 марта 2013 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2014// СПС «Консультант- Плюс»;
29. Толмачева Н.Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов РФ // Журнал российского права. 2008. № 2// СПС «Консультант- Плюс»;
30. Фомиченко М.П. Единство системы государственной власти РФ. URL:http://www.nijоurnаl.ru/аrchivе/dc347408/№1_2002/9704еd3а/fd9b0c6b/?pri№t=1;
31. Шайхуллин М.С. Традиции местного самоуправления для муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12 // СПС «Консультант- Плюс»;
32. Шайхуллин М.С. Традиции в системе нормативного регулирования местного самоуправления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 2 // СПС «Консультант- Плюс»;
33. Шайхуллин М.С. К вопросу о противодействии негативным традициям в сфере местного самоуправления средствами права // Ученые труды российской Академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 3 СПС «Консультант- Плюс
IV. Материалы юридической практики, справочно-статистические материалы
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СПС «Консультант- Плюс»;
35. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс».