Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная мировая ситуация характеризуется педагогами как кризис нравственности. Советский философ М.К. Мамардашвили, описывая общую картину человеческой нравственности, применяет термин «антропогенная катастрофа».
Проблему исследования представляет собой классический вопрос формирования гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения. На каждом временном этапе развития дидактика ищет новые подходы в решении вопросов формирования нравственных качеств. Становление основных нравственных качеств личности, согласно психолого-педагогическим наблюдениям, особо актуально в дошкольном возрасте, когда именно воспитательному процессу придается центральное значение.
Каждый педагог продумывает методику нравственного воспитания, используя рекомендации ФГОС, комплексные и парциальные программы по гражданскому воспитанию. При этом должна соблюдаться целостность, системность воспитательного процесса, сопровождающего различные виды деятельности ребенка дошкольного возраста: образовательную, коммуникативную, изобразительную. В процессе гражданского воспитания должны быть задействованы дети, педагоги и родители.
Тема исследования: проектирование и реализация системы гражданского воспитания дошкольников.
Объектом исследования ставим процесс проектирования и реализации воспитательной системы.
Предметом исследования является проектирование и реализация системы гражданского воспитания дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы проблемы гражданского воспитания дошкольников
1.1. Понятия, принципы гражданского воспитания
Гражданское воспитание - очень широкое понятие. С одной стороны - это самостоятельное направление системы воспитания, с другой - общая направленность всей системы, других направлений воспитания человека.
Б.Т. Лихачёв относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании [12, стр. 61]. Г.Н. Филонов рассматривает гражданское воспитание как сложный поликультурный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности и потому все воспитательные программы должны быть гражданской направленности. Гражданственность, считает он, должна проявляться в любых сферах деятельности [21, стр. 38].
В словаре по социальной педагогике под гражданским воспитанием понимают «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [14, стр. 120].
По мнению А.С. Гаязова, патриотическое и гражданское воспитание по своей сущности являются однородными, поскольку обращены к одним и тем же понятиям: Отечество, государство, Родина, страна [7, стр. 36]. М.А. Горбова считает гражданское воспитание вершиной патриотического [9, стр. 16]. Г.Н. Филонов, наоборот, патриотизм «вносит» в феномен гражданственности как его часть [21, стр. 38]. Б.З. Вульфов пишет о единстве воспитания гражданственности и патриотизма как черт личности, которые проявляются в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного [6, стр. 29].
При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников следует учитывать следующие принципы:
1. Принцип историзма (сохранять хронологический порядок описываемых явлений и сводить его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации (позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.)
3. Принцип дифференциации (т.е. создавать условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.)
4. Принцип интегративности (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, домом творчества; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями нашего города (с малой Родиной) [18, стр. 81].
1.2. Особенности работы по гражданскому воспитанию дошкольников
Начиная последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и в подготовительной группах нужно провести диагностику, для определения сформированности представлений у дошкольников о стране, о крае, о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан. В ходе анализа определяется степень представлений о вышеперечисленном. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Если взрослые любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому взрослым стоит задуматься над своим чувством любви к Родине. А современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса к своей «малой родине» [17, стр. 132].
1.3. Цели и задачи гражданского воспитания дошкольников
Основная цель гражданского воспитания - воспитание нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.
Перечислим задачи современного гражданско-патриотического воспитания в области образования [13]:
1) развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания обучающихся;
2) совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей учащихся и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
3) развитие военно-патриотического воспитания в школьной среде, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
4) создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
5) информационное обеспечение процесса патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания дошкольников включает в себя:
1.4. Содержание работы по гражданскому воспитанию дошкольников
Работу по приобщению детей к гражданско-патриотическому воспитанию необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки-потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы. Вся планируемая работа разбита на три этапа [8, стр. 89]:
1) работа по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе;
2) работа по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе;
3) работа по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к нравственно – патриотическому воспитанию должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Будучи органической частью нравственного формирования личности, его гражданского становления, воспитание этики межнационального общения, представляет собой целенаправленный процесс, включения детей в различные виды деятельности, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств.
В среднем дошкольном возрасте для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму используются следующие понятия [5, стр. 118]:
1) Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.
2) Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие. Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.
3) Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
4) Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.
Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. При этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. Так, например, можно провести аналогию с устройством детского сада.
1.5. Условия, необходимые для реализации гражданского воспитания дошкольников
Условия, необходимые для реализации гражданского воспитания детей дошкольного возраста, условно можем разделить на три вида. Опишем каждый из них отдельно.
1) Нормативная база. Одной из важнейших педагогических задач, определенных Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» – является воспитание у детей любви к Родине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям русского народа. Базовый компонент дошкольного образования, как государственный стандарт, определяющий ознакомление детей с понятиями «государство»; «народ»; «человечество», с правами и обязанностями граждан России. Согласно Концепции дошкольного воспитания, ее программой предусматривается развитие у детей национальной культуры, которая является вкладом в общечеловеческие достояния демократичности, гуманизма, совести, чести, достоинства, гражданственности; воспитание детей на историческом прошлом, которое формирует в них патриотизм. Именно в детские годы зарождается национальное самосознание личности, любовь к родному краю, чувства преданности Родине [19].
2) Педагогические условия. Обогащение дошкольников определенными знаниями о явлениях и событиях общественной жизни, углубление их осуществляется во время проведения наблюдений и экскурсий, на занятиях по развитию речи и ознакомление с окружающим. Для успешного усвоения детьми этих знаний важно определить систему занятий, содержание и количество познавательного материала. С целью сознательного овладения детьми знаниями, развитию их умения анализировать, обобщать, устанавливать зависимость между явлениями и событиями необходимо придерживаться последовательности, постепенности усложнения материала от занятия к занятию. В целом это способствует развитию умственных способностей, правильному восприятию ими окружающей действительности, осознанию некоторых социальных явлений и событий, моральной стороны действий и поступков людей [20, стр. 18].
Непременным условием сознательного и успешного усвоения познавательного материала в процессе формирования представлений и первоначальных патриотических чувств является опора на собственный опыт детей. Формирование знаний следует связывать с их жизненной основой разнообразным чувственным восприятием образов, что есть у детей. Это поможет дошкольникам находить опору в знакомых представлениях о конкретных явлениях и событиях окружающего мира для осознания новых представлений и понятий. Воспитателям ДОУ нужно распространять интерес детей к народным традициям, формировать патриотические чувства, приобщая их к истокам народного творчества, способствовать всестороннему развитию национального типа личности. Патриотическое воспитание – это система высокоэффективных идей, принципов, методов, доступных средств, приемов и форм работы с детьми.
1.6. Современные технологии реализации гражданского воспитания дошкольников
Для реализации гражданского воспитания детей дошкольного возраста следует использовать современные педагогические и информационно-коммуникативные технологии.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного
В.В. Головченко, педагогические технологии, применяемые в системе дополнительного образования, можно классифицировать следующим образом [8, стр. 39]:
1) технологии развивающего обучения;
2) технологии проблемного обучения;
3) игровые технологии, компьютерные технологии;
4) альтернативные технологии.
К конкретным примерам педагогических технологий, которые подходят для гражданского воспитания можем отнести следующие:
1) квест-технология;
2) метод проектов;
3) музейная технологии;
5) ТРИЗ-технология;
6) здоровьезберегающие технологии;
7) исследовательская деятельность;
Выводы по первой главе
В рамках первой главы нами решены несколько задач:
1) определено понятие и принципы гражданского воспитания. Согласно многогранности подхода к определению термина «гражданское воспитание», следует, что данное понятие является довольно широким.
2) во втором параграфе работы нами определены особенности работы по гражданскому воспитанию детей дошкольников. Данные особенности в большинстве связаны с возрастом воспитанников дошкольного учреждения, с состоянием их психического развития, способностей;
3) кроме того, нами установлена цель и задачи гражданского воспитания детей дошкольного возраста. Следует отметить, что цель гражданского воспитания описана на уровне государственной политики в сфере патриотического воспитания нашей страны. Задачи гражданского воспитания описаны в целом для образовательной области в России;
Глава 2. Проектирование системы работы по гражданскому воспитанию дошкольников
2.1. Диагностика уровня гражданского воспитания дошкольников
Приведем примеры диагностических методик, направленных на выявление уровня гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
1) «Незаконченные предложения» (А.Б. Федотова) [20, стр. 21].
Цель методики: выявление уровня развития патриотизма у детей дошкольного возраста.
Каждому ребенку предлагается 10 вопросов, ответы даются в устной форме.
Инструкция: ответь на мои вопросы.
Оценка результатов производится согласно таблице 3.
Таблица 3. Оценка результатов
Балл 2 1 0
Ответ правильный неполный неправильный ответ или его отсутствие
Определение уровня развития патриотизма выполняется согласно таблице 4.
Таблица 4. Уровни развития патриотизма
Уровень Сумма баллов за методику
Высокий 13-20
Средний 7-12
Низкий 0-6
Стимульный материал к методике:
1. Родина – это…
2. Моя Родина называется…
3. Я знаю несколько городов России – это …
4. Достопримечательность – это…
5. Я бы хотел(а) побывать в интересных местах своей страны…
6. Малая родина – это …
7. Моя малая родина называется…
8. Если бы ко мне приехали гости из другого города, то я бы их повел(а)…
9. Я горжусь своим городом, потому что в нем есть…
10. Я могу быть полезен своей Родине…
2) Методика №2. Определение уровня патриотизма (беседа) (О. Алексеева, Л. Петропавловская) [2, стр. 40].
Цель: определить осознанность и полноту представлений и понятий ребенка о названии страны, своем адресе; о достопримечательностях, зеленых зонах родного поселка, улиц; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах.
Оборудование: фотографии с достопримечательностями и природными зонами города; иллюстрации флага и герба России; аудиозапись гимна России; иллюстрации с разными природно-климатическими зонами и ландшафтами России.
Процедура проведения. Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 9 вопросов:
2.2. Проектирование работы по гражданскому воспитанию
Представим проект работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников, которая включает 3 направления: работу с детьми, работу с педагогами детского сада и работу с родителями.
В работе со дошкольниками предусматривается логическая последовательность этапов работы.
1 этап. Формирование у детей представлений и понятий о России и родном крае при использовании деятельностного подхода (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах детской деятельности). На этом этапе ведется ознакомление детей с историей и географией России, с родным краем, его достопримечательностями. Формы работы с детьми – наблюдение, экскурсия, игра и т. д. с применением различных видов предметно-практической деятельности (изобразительная деятельность, художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, дидактические игры, конструирование и т.д.), что обеспечивает полноту восприятия окружающего мира и общественных событий.
Выводы по второй главе
Во второй главе нам удалось решить следующие задачи:
1) привести примеры диагностических методик, направленных на выявление уровня гражданского воспитания детей дошкольного возраста;
Среди относительно небольшого количества авторских диагностических методик мы выделили «Незаконченные предложения» (А.Б. Федотова). Целью данной методики обозначено выявление уровня развития патриотизма у детей дошкольного возраста.
Работа с педагогами осуществляется по курсу повышения уровня их готовности справляться с задачами патриотического воспитания, которые ставятся согласно комплексной, а так же парциальной программе.
Работа с родителями выстраивается в двух направлениях и должна проводиться регулярно, для закрепления результатов, достигнутых ребенком в ДОУ.
Заключение
В процессе выполнения данной работы нами изучен процесс проектирования и реализации системы гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
2) во втором параграфе работы нами определены особенности работы по гражданскому воспитанию детей дошкольников. Данные особенности в большинстве связаны с возрастом воспитанников дошкольного учреждения, с состоянием их психического развития, способностей;
3) кроме того, нами установлена цель и задачи гражданского воспитания детей дошкольного возраста. Следует отметить, что цель гражданского воспитания описана на уровне государственной политики в сфере патриотического воспитания нашей страны. Задачи гражданского воспитания описаны в целом для образовательной области в России;
4) в четвертом параграфе нами кратко описано содержание работы по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет: в средней, старшей и подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: ЦГЛ, 2005, 256 с.
2) Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / Ребенок в детском саду, 2010, №2, С. 39-42.
3) Амельченко М.В. Парциальная программа «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников», 2017, [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/parcialnaya-programma-formirovanie-osnov-nravstvennopatrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-2507801.html
4) Ахмедова Н.Р. Парциальная программа «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников», 2013, [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/user/561327/page/partsialnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya
5) Бережная Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников / Наука и образование: новое время, 2014, №3, С. 116-118.
6) Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания / Воспитание гражданина в советской школе, М, 1990, С. 29-35.
7) Гаязов А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы, Челябинск: Факел, 2019, 238 с.
8) Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, Критерии, методика измерения, Киев: Наукова думка, 2016, 128 с.
9) Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности : дис. канд. пед. наук, М., 1999, 148 с.
10) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102388353&intelsearch=%EF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0+%EE%F2+30.12.2015+%B9+1493
11) Клюев А.В. Динамика политической социализации личности // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты : материалы международной науч.-практ. Конф., СПб.: Изд-во ЛОИРО, 1998, С. 56-58.
12) Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Педагогика, 2007, №9, С.60-65.
13) Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования, 2019, [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-vospitanie-kak-obekt-pedagogicheskogo-issledovaniya
14) Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике, М.: Академия, 2012, 368 с.
15) Мухоморина Л.Г. «Крымский веночек» региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/ke-static/sun-crimea/docs/0871cad24e1b9ae9b4b743cfd95a5f86.pdf
16) Пассов Е.И. Цель обучения на современном этапе развития общества «Общая методика обучения», М.: Издательство «Русский язык», 2015, 145 с.
17) Помулева С.Д. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Наука и образование в жизни современного общества, 2015, №5, С. 132-133.
18) Приказчикова О.С. Патриотическое воспитание старших дошкольников / Новое слово в науке: перспективы развития, 2015, №2, С. 80-86.
19) ФГОС в дополнительном образовании, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ddmh.ru/userfiles/file/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf
20) Федотова А.Б. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации. Методический сборник, М, 2016, 57 с.
21) Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Педагогика, 2010, №8, С. 38-44.
22) Черанева О.С. Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ, 2019, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11446/2/10Cheraneva.pdf
23) Шаталова С.В. Гражданское воспитание старших дошкольников, [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doy26.edu5gor.ru/documents/innovacionnaya_ploshadka/prilozhenie_3_doklad_grazhdanskoe_vospitanie_starshih_doshkol'nikov.pdf
24) Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / Вопросы дошкольной педагогики, 2016, №1, С. 64-68.