Фрагмент для ознакомления
2
жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы, кумулятивность построения сюжета), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов.
Прочитанная сказка должна вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев, получить мотивированную оценку.
В качестве примера для данного занятия выбрана сказка А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». В приложении к работе содержится план-конспект викторины по ней, рассчитанный на старший дошкольный возраст.
Сильный ураган переносит домик-фургон, в котором находятся девочка Элли и песик Тотошка, в неизвестную сказочную страну завязка). Возвратить героев домой может только волшебник Гудвин, обитающий в неком Изумрудном городе (скврозная линия). Следуя по дороге из желтого кирпича, главная героиня встречает сказочных персонажей: Страшилу, мечтающего получить мозги вместо соломы; Железного Дровосека, ищущего сердце, способное любить; Льва, страдающего от трусости (развитие сюжета).
Дальнейшие приключения героев насыщены необычными событиями, всевозможными преградами на пути, кознями злой волшебницы Бастинды, которые с успехом удается преодолеть (кульминация).. Конечно, все заканчивается в пользу героев, и все получают то, к чему стремились
Для педагога важно дать представление детям о том, чему учит эта сказка. В первую очередь, конечно, тому, что дружба, взаимопомощь и взаимовыручка играют большую роль в жизни каждого человека. Ведь друзьям в сказке удалось достичь желаемого именно благодаря этому. Выручая и поддерживая друг друга, они с легкостью проходят через все препятствия, которые изначально кажутся совершенно непреодолимыми.
Еще один важный момент, который стремится донести читателю автор – это то, что все мечты осуществимы, а их реализация – это не результат каких-то волшебных действий, это то, что под силу каждому из нас. И не нужно отправляться в сказочные изумрудные города, чтобы найти свое счастье – ведь как часто оно находится рядом с нами.
Действительно, приключения героев по пути к Гудвину убеждают читателя в том, что Страшила – не такой уж и глупый, Дровосек способен любить, а Лев – смелый зверь. Просто героям не хватало уверенности в собственных силах. Именно поэтому Страшиле кажется, что его ум находится в подаренном Гудвином мешочке с иголками; Железный Дровосек уверен, что он наконец-то сможет любить при помощи тряпичного сердца; Лев чувствует себя смелым, лишь выпив «волшебную» жидкость, приготовленную Гудвином. Какова сила убеждения! А ведь убедить себя в собственных способностях должен каждый, не дожидаясь «подарков» Гудвина!
И юный читатель понимает, что это настоящие качества героев проявились задолго до получения этих волшебных подарков. К тому же призрачность волшебства развеивает сам автор – изумруды, из которых построен город, оказываются обычными стекляшками, а «великий и ужасный» Гудвин – обыкновенный человек, когда-то попавшим сюда на воздушном шаре.
Наверное, автор хочет сказать этим, что волшебство – всегда рядом, а стать волшебником может каждый из нас. И гнаться за чем-то нереальным – не имеет смысла, нужно наслаждаться простыми, но на самом деле такими важными вещами: дружбой, верностью, добротой, заботой о ближнем.
Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей.
В развитии художественно-речевой деятельности большую помощь могут оказать технические средства обучения. Динамичность, красочность, яркость световых картинок, показ которых сопровождается выразительным чтением, вызывают у детей эмоциональное переживание, а это создает основу показательной деятельности, предпосылки для эстетического воспитания.
В воспитательной работе с дошкольниками из большого разнообразия средств используются прежде слайды и аудиозаписи. Техника становится помощником педагога при ознакомлении детей с новым художественным текстом (способствует более глубокому его восприятию), при закреплении полученных знаний, в целях проверки усвоения их детьми, при обучении пересказу, выразительному чтению, рассказыванию, при составлении собственных рассказов. Но использование технических средств должно быть строго регламентировано. Нельзя подменять ими другие методические приемы. Если все занятие будет сведено к просмотру слайдов или слушанию записи, тогда невозможно будет осуществить целый ряд программных задач художественно-речевого воспитания, нарушится непосредственное, живое общение взрослого и ребенка.
Изображения можно использовать не только при первом, начальном восприятии художественного произведения, но также при повторении знакомого материала, для закрепления навыков пересказа и выразительного чтения детей, при выполнении ими творческих заданий.
Воспитатель иллюстрирует и отдельные эпизоды из разных сказок, чтобы, узнавая, ребенок смог самостоятельно пересказать какую-либо из них.
Для выполнения творческих заданий и закрепления навыков выразительного чтения можно показывать Изображения, изображающие людей, животных, птиц, отдельные предметы, овощи и т. п. Детям предлагается загадать, загадку (уже известную или придумать свою) о предмете, который они сейчас видят (показать изображение), или прочитать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
2. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 352 с.
3. Гриценко, З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. - М. : Академия, 2008. - 224 с.
4. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. – С. 10.
5. Максимова, С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - №3. - 2012.- С. 26-35.
6. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. - М. : Академия, 2007. - 416с. – 10 экз.
7. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников . – 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. – 256 с. -
8. Теория и методика развития речи детей .– М.: Академия, 2005. – 192 с..
9. Турченко, В.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…» / В.И. Турченко, Л.В. Градусова, Н.И. Левшина // Детский сад: теория и практика. – 2011. – №1. − С. 50-57.
10. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 287 с.-