Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из характерных черт современного развития информационного пространства в России является его неоднородность, проявляющаяся в том числе и в постепенном фор-мировании так называемого цифрового неравенства.
Цифровым разрывом (цифровым неравенством) - называется неравномерный доступ к информационно-коммуникативным технологиям, который приводит к росту экономиче-ского и социального неравенства. Цифровое неравенство сильнее всего проявляется в экономическом плане, существенно увеличивая разрыв между богатыми и бедными сло-ями общества.
Также следует отметить, что на информационное неравенство влияют такие факторы, как демографический, социокультурный и психологический.
Среди основных причин цифрового неравенства можно выделить следующие:
1) высокий финансовый порог доступа к информационным технологиям как для государ-ственных структур, так и для граждан. Из-за этого цифровое неравенство в какой-то сте-пени является экономическим неравенством;
2) недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
3) завышенные тарифы на интернет-услуги провайдеров. Сильно заметно различие стои-мости по регионам России, например, доступ к домашнему безлимитному Интернету для жителей Якутска или Нового Уренгоя обойдется жителям в 950-1000 руб., а в Петроза-водске или Севастополе за такой же пакет услуг стоимость будет равна 150-300 руб.;
4) нерациональное использование ресурсов Интернета. Несмотря на большое количество пользователей, уровень интенсивности использования сети Интернет остается достаточно низким (оценивается по индексу, разрабатываемому The Boston Consulting Group (BCG) e-Intensity). В 2009 г. Россия отставала на 1 пункт от Бразилии (52 против 53 баллов);
5) огромная территория России. По этой причине возрастает стоимость на строительство и содержание телекоммуникационной инфраструктуры;
6) влияние глобализации: граждане, имеющие доступ и достаточный уровень компетен-ции при работе с ИКТ, получают больше возможностей в поиске более высокооплачива-емой работы не только на внутреннем рынке, но и на мировом;
7) недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, которая должна регулиро-вать функционирование интернет-пространства.
Таким образом, можно сказать, что проблема информационного пространства достаточно многогранна, поскольку само это пространство на данном этапе только формируется и многие его ключевые компоненты находятся в начальной стадии развития. По этой при-чине данная тематика в настоящее время является актуальной. Для решения вышеозна-ченной проблемы следует увеличивать количество IT-специалистов и повышать общий уровень компьютерной грамотности населения, увеличивать и улучшать имеющиеся ка-налы коммуникации и расширять их доступность во всех регионах России.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение проблем и перспектив развития информаци-онного сервиса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть понятие информации и информационного сервиса;
провести анализ проблем современного информационного общества и информа-ционных сервисных технологий;
охарактеризовать специфику информационного сервиса для промышленного предприятия;
привести разработку приложения для промышленного предприятия.
Объектом исследования является информационный сервис, предметом – его проблем и перспективы развития.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В работе использованы системный и комплексный подходы. Для аналитического иссле-дования применялись методы статистической обработки данных, методы сравнения и со-поставления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА
1.1. Понятие информации и информационного сервиса
Эпохи развития человечества часто ассоциируют с достижениями техники, характерными для каждой из этих эпох. Каменный, бронзовый, железный век указывают на овладение людьми умением создавать каменные орудия, затем - обрабатывать медь и олово для по-лучения бронзы и бронзовых инструментов, и, наконец, на становление эпохи ковки же-леза. В эпоху индустриализации выделяют «век пара» - когда начал использоваться паро-вой двигатель и «век электричества», а в середине ХХ века наступает «век атома». Такие ассоциации не случайны - технические изобретения, к которым они отсылают, вызывают существенную перестройку социума, отношений между людьми и, следовательно, и са-мого человека. Умение работать с металлами переводит общество от собирательства к охоте и усилению политической роли воинов, паровой двигатель изменяет скорости пе-ремещения в пространстве и увеличивает уровень мобильности населения; электричество изменяет быт человека и его распорядок дня, удлиняя световой день за счет искусствен-ного освещения, одновременно создавая новые энергетические потребности; расщепле-ние ядра атома не только дает возможность удовлетворять эти возросшие потребности, но и создает принципиально новую геополитическую систему мира, построенную на ядер-ном сдерживании.
Современную эпоху уже называют «цифровой» и «информационной». «Цифровизация» действительно существенным образом меняет многие «бытовые» социальные процессы - например, деньги постепенно превращаются из материальных единиц - банкнот и монет - в сугубо виртуальные сущности. В то же время информатизация касается не только пере-стройки ряда социальных процессов, она воздействует непосредственно на индивидуаль-ное сознание, создавая перед индивидом вызовы, с которыми он ранее не сталкивался. Эти два процесса - «цифровизация» и «информатизация» - тесно взаимосвязаны: именно создание цифрового способа хранения и передачи информации становится главной при-чиной для того беспрецедентного роста объема доступной человеку информации, кото-рый мы наблюдаем сегодня. Но если цифровизация связана именно с определенными технологическими новациями, то понятие информатизации имеет значительно более ши-рокий контекст - «цифра» и «информация» соотносятся друг с другом как папирус и написанные на нем иероглифы.
Такие же изменения происходят и с другими видами текстовой продукции - кто будет пе-чатать и раздавать листовки в то время, когда нажатием одной кнопки в социальной сети можно запустить «вирусное» сообщение, которое за сутки благодаря «ре-постам» увидят миллионы людей? «Цифровизация», таким образом, переводит все большее количество информации на цифровые носители, обеспечивая ее тотальную доступность. Процессы информатизации, несомненно, начинаются еще в «доцифровую эпоху» (появление теле-фона, аналоговых радио и телевидения также представляли собой существенные инфор-мационные революции), но именно «цифра» обеспечивает тот информационный «взрыв», с которым мы имеем дело сегодня, в том числе благодаря своим интерактивным возможностям, возможности мгновенной обратной связи (в отличие от «односторонних» каналов информации, таких как телевидение и радио), причем часто в подобную комму-никацию способны включиться одновременно миллионы человек (по сравнению с теле-фонным разговором, в котором участвуют только два собеседника). Вероятно, было бы справедливо назвать «цифровизацию» очередной из стадий (вероятно, не последней) процесса информатизации. «Цифровизация», таким образом, не создает новые вызовы (по крайней мере на данном этапе), но интенсифицирует вызовы информационной эпохи. Ключевой целью проводимого мной исследования, таким образом, является выявление основных подобных вызовов и анализ оказываемого ими влияния на познавательные возможности индивида и на социальные коммуникации.
Несмотря на то, что мы постоянно используем слово «информация», точного определения этого понятия не существует и само это слово употребляется в весьма различных смыс-лах. Помимо этого, оно часто смешивается и рассматривается как взаимозаменяемое с та-кими понятиями, как «данные» и «знание». Мне представляется, что эти понятия следует различать и что мы можем выстроить определенную иерархию «данные»-»информация»-»знание» по степени их участия в познавательной деятельности человека.
Данные – это, прежде всего, технический термин, который из информатики и информа-ционных технологий переходит в обыденную речь. Данные предполагают некоторую формализацию, с помощью которой фиксируется определенная информация. В современ-ную эпоху активно обсуждаются так называемые «Big data» - «большие данные»: речь идет об огромных массивах данных в различных областях, обработка которых возможна только благодаря применению соответствующих компьютерных технологий. Отличие информации от данных заключается в том, что информация предполагает сообщение.
Как показывает Р. С. Вурман, автор книги «Информационное беспокойство» [3], пред-ставление об информации как о пересылаемом с помощью вспомогательных (электрон-ных или механических) средств сообщении появляется в ходе Второй мировой войны и в дальнейшем экстраполируется на понимание информации как любого сообщения, в неза-висимости от того, несет ли оно какой-то смысл для потенциального реципиента [4]. Большие данные, к примеру, представляют собой огромный архив зафиксированных яв-лений, фрагментов текстов, изображений и т.д. (возьмем, к примеру, архивы пользова-тельских сообщений и файлов, которые аккумулируют социальные сети), однако сам по себе этот архив не является информацией. Информацией будет сообщение о том, к при-меру, что на основе анализа больших данных, полученных из соцсетей, удалось выяснить, что количество пользователей Facebook относительно всех интернет-пользователей в Рос-сии со
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования оценки химической обстановки. URL: 17.mchs.gov.ru/upload/site64/iblock/e2c/e2c92ca1f34 eb2ddb5647bbd69cbfa6e.doc
2. Алексеева А. Ю., Аршинов В. И. Информационное общество и НБИКС-революция. М.: ИФ РАН, 2016. 196 с.
3. Артеменко В.Ф., Артеменко Г.В. «Технология проведения специальных работ по ликвидации последствий химически опасных аварий». Учебное пособие. М., ГАСИС, 2004.
4. Аудитория Facebook. Публикация на портале Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ. от 25.03.2019. URL: http://www.tadviser.ru/a7434265 (Facebook Auditorium. Publication at the Tadviser. State. Business. IT. 25.03.2019. URL: http://www.tadviser.ru/a/434265)
5. Бахтерев М.О. Система удалённой визуализации для инженерных и суперкомпью-терных вычислений / М.О. Бахтерев, П.А. Васёв, А.Ю. Казанцев, Д.В. Манаков // Вестник ЮжУрГУ, N17 (150), 2009, серия «Математическое моделирование и программирование», Выпуск 3. Стр. 4-11.
6. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 c.
7. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспек-ты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 7-20.
8. Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.
9. Головина Т.А. Использование цифровых и мобильных инноваций для эволюцио-нирования предприятий регионального интернет-рынка Вопросы современной экономи-ки / Т.А. Головина, И.Л. Авдеева, Л.В. Парахина, 2014. №3 [Электронный ресурс] URL: http://economic-journal.net.
10. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Best Business Books, 2012. 256 с.
11. Манака Ю.А., Жмурко Д.Ю., Параскевов А.В. «Методологические основы поиско-вой процедуры в автоматизированных информационных системах» - Сборник трудов участников 72-й и 73-й межвузовских студенческих научно-практических конферен-ций/ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Филиал РГУПС в г. Краснодаре. – Краснодар: Издательский Дом – ЮГ, 2014. – 212 с.
12. Петрова Е. В. Проблема диалектической взаимосвязи природного и социального аспектов адаптации человека в экосистеме информационного общества // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 1. С. 78-92.
13. Соловьев В. С. Оправдание Добра. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с.
14. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 c.
15. Эко У. Дорогой внук, учи наизусть // ИНОСМИ.ру. 21.02.2016. URL: https://inosmi.ru/archive2015/20160221/216819572.html
16. Эко У. Судебный процесс по телевидению - покушение на конституцию // Эко У. Картонки Минервы. М.: АСТ, 2015. С. 247-248.
17. Chamorro-Premuzic T. How the web distorts reality and impairs our judgement skills // The Guardian. 13 May 2014. URL: https://www. theguardian.com/media-network/media-network-blog/2014/may/13/in-ternet-confirmation-bias
18. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23. № 3. P. 1616-1641. D0I:10.1016/j.chb.2005.08.012
19. Lewis D. Information Overload. Practical Strategies for Surviving in To -day's Work-place. London: Penguin Business, 1999. 256 p.
20. Rogers P., Puryear R., Root J. Infobesity: The enemy of good decisions // Bain.com. June 11, 2013. URL: https://www.bain.com/insights/infobe-sity-the-enemy-of-good-decisions
21. Sparrow B., Lui J., Wegner D. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 05 Aug. 2011. Vol. 333. No. 6043. P. 776-778. DOI: 10.1126/science.1207745
22. The Knowledge Worker's Day: Our Findings // Basexblog. 11.04.2010. URL: http://www.basexblog.com/2010/11/04/our-findings/
23. Wurman R. S. Information anxiety. N.Y.: Doubleday, 1989. 356 pp.