Фрагмент для ознакомления
2
отличии ее полномочий от традиционных комиссий по расследованию и изучению фактов нарушений прав человека.
Многочисленные примеры из практики также указывают на специфическую, «защитную» функцию Комиссии, которая проявляется в виде рассмотрения индивидуальных жалоб.
Внимания заслуживают разные аспекты указанной процедуры, которая буквально синтезирована из процедур-аналогов системы договорных органов по правам человека ООН и Межамериканской комиссии по правам человека.
В ряду т.н. «поощрительных» функций в ходе исследования проанализирована процедура рассмотрения регулярных докладов государств-членов Хартии и Протокола к ней по правам женщин в Африке.
В глаза бросается тот факт, что почти 1/3 участников Хартии и Протокола все еще не предоставили свои доклады.
Существует целый ряд проблем, мешающих указанной процедуре начать функционировать в полном объеме. Думается, что периодичность представления указанных докладов следует привести к реальности, а это, несомненно, предполагает увеличение самого промежутка времени, необходимого для предоставления каждого очередного доклада, для того, чтобы избежать уже распространенной ситуации отставания в графике договорных органов по правам человека ООН .
Более 30 лет, вслед за принятием Хартии, защита прав человека в Африке остается на критическом уровне.
Главными органами по защите по-прежнему остаются Африканская комиссия по правам человека и народов, а также Африканский суд по правам человека и народов.
Комиссия создавалась на основе Хартии в 1981 г. для поощрения и защиты прав человека на Африканском континенте (ст. 30 Хартии).
Некоторое время спустя возникла необходимость также в укреплении системы защиты прав человека, а также положений Хартии и работы самой Комиссии. Для этого в июне 1998 г. был принят Протокол о создании Суда, вступивший в силу в январе 2004 г.
В такой напряженной ситуации субрегиональные процессы являются одним из важнейших путей решения тупиковой ситуации.
Субрегионализацией называется интеграционное объединение африканских государств по географическому признаку для решения общих задач социального, экономического, культурного, политического и гуманитарного, а также иного характера.
Сегодня в Африке действуют десятки организаций субрегионального уровня, которые преследуют обозначенные цели. Наиболее крупные среди них это следующие:
- Объединение стран арабского Магриба (ОАМ);
- Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС);
- Межгосударственное управление для развития (ИГАД);
- Южноафриканское сообщество развития (САДК);
- Сообщество стран восточноафриканских государств (ЕАС);
- Сообщество государств Сахары (САД);
- Единый рынок государств Восточной и Южной Африки (КОМЕСА);
- Экономическое и валютное сообщество стран центральной Африки (СЕМАС) и другие .
Главное направление деятельности субрегиональных объединений на континенте является, по характеру, экономическим.
Объяснить это можно последствиями экономического кризиса, в котором оказались (и, кстати, многие до сих пор в нем находятся) страны после обретения ими независимости.
Впрочем, борьба за экономическую независимость не привела к ожидаемым результатам на фоне продолжения ухудшения гуманитарной ситуации на африканском континенте и сопутствующими ей массовыми и грубыми нарушениями прав человека.
2.2. Африканский суд по правам человека и народов в Африканской системе защиты прав человека и народов
Еще в 1998 г. Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ приняла Протокол к Хартии о создании Африканского суда по правам человека и народов.
Как отмечалось, вступил он в силу в январе 2004 г. после ратификации его 15 государствами-членами.
Цель создания Суда заключалась в усилении роли Комиссии, потому как Комиссия в своей деятельности столкнулась с целым рядом трудностей в выполнении ею своего мандата.
В состав Суда входит 11 судей, которые являются гражданами стран-участниц ОАЕ из числа юристов, обладающих высшими моральными качествами и признанных в юридической, практической или академической деятельности, а также опытом в сфере прав человека.
Каждый судья действует в личном качестве, не представляя свои государства, посему государства вправе предлагать для избрания в целом до трех кандидатов, причем не обязательно своих собственных граждан.
Одновременно два или более судьи не могут иметь одинаковое гражданство. Статутом предусматривается равное гендерное представительство и с точки зрения кандидатур, и при избрании судей. Все судьи выбираются тайным голосованием на Ассамблее глав государств и правительство ОАЕ из списка кандидатов, специально подготовленного заранее.
Судьи Африканского суда выбираются сроком на 6 лет с правом одного переизбрания. При этом только Председатель Суда выполняет свои полномочия на постоянной основе, все остальные судьи – на временной.
Независимость судей полностью обеспечивается на основе международного права.
Юрисдикция Суда по правам человека распространяется на абсолютно все дела и споры, которые передаются ему по поводу толкования и применения Африканской хартии, Протокола к ней и иных документов, касающихся прав человека и ратифицированных заинтересованными странами. При наличии спора о наличии либо отсутствии юрисдикции вопрос решается самим Судом.
Также, по просьбе любого члена АС или самого Союза либо любого его органа, а равно любой организации на Африканском континенте, которая была признана Союзом, Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, который касается Хартии и любого иного международного документа по правам человека, который был ратифицирован заинтересованными странами.
Что же касается сторон, могущих инициировать рассмотрение дел в Суде, ими могут быть:
- государство-член, направляющий жалобу в Комиссию;
- государство-член, на которое поступает такая жалоба;
- сама Африканская комиссия по правам человека и народов;
- государство-член, гражданин которого является жертвой нарушения прав человека.
Согласно ст. 34 (6), прямые жалобы в Африканский суд со стороны физических лиц принимаются только тогда, когда страна-участница делает специальное заявление о своем согласии с обязательной юрисдикцией этого учреждения на принятие таких жалоб от такой категории лиц.
Если говорить об источниках права, применяемых Судом, они обозначены в документе довольно широко. Согласно ему, Судом применяются положения Хартии и любых других документов по правам человека, которые ратифицированы заинтересованными странами. Суд также может сделать попытку достижения мирного разрешения в переданном ему деле на основе положений Хартии.
Судопроизводство – публичное. Стороны в Африканском суде вправе сами выбирать юридического представителя. Любое лицо – представитель стороны или свидетель – готовое предстать перед Судом, вправе рассчитывать на защиту и на возможности, на основе международного права и его целями, которые необходимы для выполнения функций, задач и компетенций.
В Суд могут передаваться устные и письменные свидетельства, в том числе экспертные, а после этого выносить решение на базе этих свидетельств. В случае, если Суд обнаружит, что нарушение прав человека либо народов было допущено, он тут же делает распоряжение о выплате справедливой компенсации.
Окончательное свое решение Суд выносит по конкретному делу в рамках 90 дней по окончанию слушаний.
При этом решение всегда выносится большинством, является окончательным и не подлежит обжалованию. При этом Суд вправе пересмотреть свое решение при обнаружении новых свидетельств.
Все государства-члены обязуются соглашаться с решением Суда по любому делу, в котором они являются сторонами, а также гарантировать исполнение такого решения.
В свою очередь, Суд обязан представлять отчеты о своей деятельности на сессиях Ассамблеи ОАЕ. В этом отчете, в частности, указываются государства, которые не выполнили решения Суда. По мнению ряда международников, формирование Суда по правам человека в Африке явило
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Международно-правовые проблемы в Африке: материалы круглого стола XI ежегодной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И.П. Блищенко. Москва, 12 апреля 2013 г. / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. – Москва: РУДН, 2014.
2. Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под ред. А.Х. Абашидзе. – М.: РУДН, 2009.
3. Павел Ш. Африканский суд по правам человека и народов: история и современность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2016. – № 24.
4. Сираба Д. Африканская система защиты прав человека и народов: Автореф. … канд. юрид. наук. – М., 2013.
5. Солнцев А.М., Воробьев Д.В. Защита прав коренных народов в рамках африканской региональной системы защиты прав человека // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 1 (68).
6. African Commission on Human and Peoples’ Rights, Resolution on the Rights of Indigenous populations / Communities in Africa, 2000.
7. African Commission on Human and Peoples’ Rights, Report of the African Commission’s Working Group of Experts on Indigenous Populations / Communities, 2005.
8. An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping / Rapport du Secrétaire Général, 17 juin 1992, UN Doc. A/47/277 and UN Doc. S/24111.
9. Baderin M., Ssenyonjo M. (Eds.) International Human Rights Law – Six decades after the UDHR and beyond. – Aldershot: Ashgate Press, 2010.
10. Cerone J. Out of Bounds? Considering the Reach of International Human Rights Law, Center for Human Rights and Global Justice, Working Paper. – 2006. – № 5.
11. Kohen M.G. (Еd.) Promoting Justice, Human Rights and Conflict Resolution through International Law: liber amicorum Lucius Caflisch. – Leiden-Brill: Martinus Nijhoff, 2007.
12. Larsen K.M. The Human Rights Treaty Obligations of Peacekeepers. – Cambridge: University Press, 2014.
13. Matthews H. The interaction between international human rights law and international humanitarian law: seeking the most effective protection for civilians in non-international armed conflicts // The International Journal of Human Rights. – 2013. – Vol. 17, Is. 5-6.
14. Meron T. Human Rights in International Strife: Their International Protection. – Cambridge: Grotius Publications Limited, 1987.
15. Murphy S.D. Inter-American Human Rights Commission Decision on Cuba Detainees // American Journal of International Law. – July 2002. – Vol. 96, № 3.
16. Olonisakin F. Lessons Learned from an Assessment of Peacekeeping and Peace Support Operations in West Africa. – Accra: Kofi Annan International Peacekeeping Training Centre, 2008.
17. Palin R.H. International Institute for Strategic Studies (IISS), Multinational Military Forces: Problems and Prospects // The Problems Facing Multinational Forces and Operations, and Prospects for the Future, Adelphi Paper № 294. – London: Oxford University Press, 2012.
18. Peace-keeping and Human Rights. Amnesty International Summary, January 1994. SC/PG/PO.
19. Provost R. International Human Rights and Humanitarian Law. – Cambridge: University Press, 2012.
20. Viljoen F. International human rights law in Africa. 2nd edition. – Oxford: Oxford University Press, 2012.