Фрагмент для ознакомления
2
по нашему мнению, упомянутую статью 31 нужно изложить следующим образом:
«Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, председательствуя на заседаниях Правительства Российской Федерации, обладает правом совещательного голоса.
В спорных ситуациях, при равенстве голосов, Президент, председательствующий на заседании Правительства Российской Федерации, наделяется правом решающего голоса».
Отдельно следует отметить, что ныне существующее право Президента РФ председательствовать на заседаниях президиума правительства необходимо изъять из его компетенции как явно излишнее в силу несущественности вопросов, решения по которым могут и должны приниматься на заседаниях президиума. Так как президиум в силу ограниченности своего состава не может обеспечить должную степень коллегиальности процедуре принятия важных правительственных решений.
Подводя итог, полагаем необходимым еще раз отметить, что выдвинутые нами, в том числе с учетом опыта стран СНГ, предложения заметно рационализируют работу Правительства РФ, так как, во-первых, появится возможность более объективно выявлять отношение членов правительства к решениям правительства. Во-вторых, решения по особо важным вопросам должны будут приниматься на заседаниях с максимальной степенью коллегиальности, а решения по не столь важным, текущим вопросам будут приниматься вне рамок заседаний Правительства РФ, причем с возможностью сохранения высокой степени коллегиальности в рамках процедуры письменного опроса членов правительства.
Кроме того, выдвинутые предложения позволят ликвидировать пробелы в российском законодательстве в части права Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
2. Ответственность высшего органа исполнительной власти: Правовое регулирование и проблемные аспекты
2.1. Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ
Конституционно-правовая ответственность формируется и функционирует как весьма противоречивый конституционно-правовой институт. Учеными на протяжении достаточно длительного периода времени анализируются меры конституционно-правовой ответственности, закрепленные в различных нормативно-правовых актах, но при этом непосредственно термин «конституционно-правовая ответственность» в законодательстве обнаружить затруднительно (в отличие от решений Конституционного Суда РФ, в которых рассматриваемый отраслевой вид юридической ответственности обозначается как «конституционно-правовая» и как «конституционная»).
Исключением не является и конституционно-правовая ответственность Правительства РФ, судить о наличии которой становится возможным в силу того, что, во-первых, в Конституции РФ устанавливается возможность отставки Правительства РФ по инициативе Президента РФ, выражения недоверия и отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы. В литературе указанные механизмы называют санкциями именно конституционно-правовой ответственности. Во-вторых, в числе основных принципов деятельности Правительства РФ в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» закреплен и принцип ответственности. Закрепляя данный принцип, законодатель, видимо, подразумевал включение в него совместно с гражданско-правовой, уголовно-правовой ответственностью такого специфического вида юридической ответственности, как конституционно-правовая, которая является важнейшей частью механизма конституционного строя, публичной власти в федеративном государстве. Она должна пронизывать как горизонтальную, так и вертикальную подсистемы публичной власти.
Согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Таким образом, данная конституционная норма устанавливает коллегиальный характер деятельности рассматриваемого федерального органа государственной власти. Тем не менее следует различать коллективную конституционно-правовую ответственность Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти и индивидуальную конституционно-правовую ответственность членов Правительства.
Анализируя коллективную конституционно-правовую ответственность Правительства РФ, следует рассмотреть ее правовые основания, порядок реализации, а также меры, которые законодатель закрепил в качестве возможных для применения в отношении рассматриваемого субъекта, и инстанции, их реализующие.
1. Отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ. В Конституции РФ говорится о том, что Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. В процессе реализации рассматриваемой нормы Президент РФ уполномочен руководствоваться объективными показателями работы Правительства РФ, которые могут послужить основанием для издания указа об отставке Правительства. Но при этом нельзя исключать и возможности отставки Правительства по субъективным причинам, поскольку конкретных правовых оснований для отставки в законодательстве не формулируется, что, по сути, создает простор для политического усмотрения. Вспомнить хотя бы практику, когда в период с 1998 по 1999 г. без серьезных к тому оснований Президент РФ отправил в отставку четыре состава Правительства РФ.
Таким образом, налицо политико-правовая ответственность Правительства РФ, которую можно рассматривать в качестве структурного элемента позитивной конституционно-правовой ответственности. Вопрос о разграничении категорий «политическая» и «конституционно-правовая» ответственность требует самостоятельного анализа, отметим лишь то, что разграничивать необходимо в первую очередь позитивную конституционно-правовую и политическую ответственность, поскольку именно здесь существует наиболее тонкая грань. Ответственность политическая связана с позитивной конституционно-правовой ответственностью в той мере, в какой она закреплена в конституции и иных источниках конституционного права, устанавливая определенные «маяки» для субъектов конституционно-правовых отношений в процессе выбора ими направления своего политико-правового поведения. Данный вид предлагается именовать политико-правовой ответственностью, которая, впрочем, не исчерпывает содержание политической ответственности.
В Конституции РФ закреплено право Президента России на представление кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думе, которая, по сути, «обречена» на согласование предложенной кандидатуры. Должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров замещаются также де-факто по усмотрению главы государства. В литературе высказывается мнение о том, что «Президент РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ». Как отмечалось выше, Президент РФ обладает широким спектром полномочий по формированию состава Правительства, но, по существу, остается фигурой «безответственной» и в том случае, когда отставка Правительства РФ обусловлена несовершенством кадровой и организационной работы.
2. Выражение недоверия и отказ в доверии Правительству РФ Государственной Думой.
В Конституции РФ закрепляется механизм конституционно-правовой ответственности Правительства РФ, реализуемый Государственной Думой в форме выражения недоверия (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).
В соответствии с Регламентом Государственной Думы отправной точкой в реализации права Государственной Думы на выражение недоверия Правительству РФ следует считать внесение мотивированного предложения в письменной форме в Совет Государственной Думы (с приложением проекта постановления и списка депутатов-инициаторов) группой численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов. В заседании Государственной Думы, на котором рассматривается вопрос о недоверии Правительству РФ, принимают участие Председатель Правительства РФ либо заместитель Председателя, исполняющий его обязанности, а также другие члены Правительства РФ, которые отвечают на вопросы депутатов. Таким образом, Регламент закрепляет определенные гарантии стабильного функционирования Правительства РФ.
Конкретные правовые основания для выражения недоверия Правительству РФ, аналогично с отставкой Правительства РФ по инициативе Президента РФ, в Конституции РФ не закреплены. При этом ученые указывают на то, что правовые основания для думского вотума недоверия содержатся в нормах Бюджетного кодекса РФ. Так, в частности, в ст. 202 БК РФ установлено, что в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Вместе с тем Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) закрепляет исключительное право Председателя Правительства РФ на постановку вопроса о доверии Правительству перед Государственной Думой. Таким образом, прослеживается несогласованность норм текущего законодательства с нормами Конституции РФ, поскольку вопрос о доверии ставится перед Государственной Думой Председателем Правительства РФ, а
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, N 245, 23.12.1997.
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, N 50, 12.03.2004.
5. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2313.
6. Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 801.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Российская газета, N 25, 10.02.1999.
8. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.
9. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2.
10. Авдеев Д.А. Дихотомические особенности федеральной исполнительной власти в России // Современное право. 2012. N 10.
11. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2012.
12. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
13. Дзидзоев Р.М. Институт ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах своей деятельности и вопросы парламентской ответственности Правительства // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 21.
14. Добрынин Н.М. К вопросу о территориальном измерении конституционализма // Государство и право. 2012. N 1.
15. Петров М.П. Исполнительная власть на этапе модернизации Российского государства: опыт правового исследования: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012.
16. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1.
17. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.
18. Круглый стол «20 лет Конституции РФ: вопросы эффективности и перспективного реформирования» // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7.
19. Крысанов А.В. Юридическая природа и значение конституционно-правовой ответственности в системе конституционно-правового регулирования // Проблемы права. 2012. N 6.
20. Нечкин А.В. Коллегиальность в работе правительства на примере Российской Федерации и других стран Содружества Независимых Государств // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5.
21. Постников А. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2012.
22. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005.
23. Тангиев З.А. Федеральные министерства в условиях совершенствования системы и структуры органов исполнительной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
24. Ткач А. Н. Административное право. Курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2012.
25. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ: основные деликты // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 2.
26. Хорьков В.Н. Правительство Российской Федерации в зеркале административной реформы // Современное право. 2012. N 3.
27. Четвериков В. С. Административное право Российской Федерации. М.: Юнити-Дана, 2012.
28. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017.