Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человечество вступает в эпоху глобальных перемен. В ближайшие несколько лет все сферы жизни сильно изменятся. Они изменят свои форму и содержание. Сам человек станет другим, что повлечет за собой изменение социальных отношений. Проникновение цифровых технологий в жизнь – одна из важнейших характеристик будущего мира. Это связано с прогрессом в области микроэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций.
2
Таким образом, цифровизация - процесс объективный, неизбежный и остановить его невозможно. Поэтому пока что у всех, кто готов к переменам, есть время на подготовку. В несколько отдаленной перспективе «Цифровая» (электронная) экономика может стать тем инструментом, который осуществит многовековую мечту о свободе людей, обреченных сегодня на тяжелый физический труд. Откроются самые большие возможности для творчества, науки и искусства. Однако, чтобы такое оптимистичное будущее стало возможным, сегодня необходимо осознать, описать, утвердить и начать реализацию нового проекта «Цифровой» (электронной) экономики.
1 Теоретические аспекты цифровой экономики
1.1 Концепция цифровой экономики и ее основные характеристики
Цифровая экономика – экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий. Цифровая экономика – одна из наиболее стремительно развивающихся отраслей во всем мире. Это важный двигатель инноваций и развития предприятий. С переходом в век цифровых технологий ее влияние стало ощутимо и в масштабах конкурентоспособности стран. Впервые этот термин был использован в книге «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» от автора Дон Тапскотт в 1995 году. За последние 15 лет рост интернет-экономики особенно заметен. Наблюдается огромный рост цифровых
3
платформ. Именно поэтому цифровая экономика первична, а интернет-экономика вторична. «Интернет-экономикой» принято называть применение современных информационных технологий в бизнесе. «Интернет-экономика» начинает переворачивать бизнес. Те, кто используют современные информационные технологии бизнеса сегодня, преуспевают, кто игнорирует – отстают.
1.2 Стратегия построения цифровой экономики в Российской Федерации
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» декларирует, что развитие «Цифровой» экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене. В развитие этого документа 28 июля 2017 г. было выпущено распоряжение Правительства России, утвердившее программу «Цифровая экономика Российской Федерации» . Основными задачами программы являются: создание условий для развития высокотехнологичных производств и недопущение создания ограничений в традиционных секторах экономики; повышение конкурентоспособности отраслей национальной экономики и укрепление ее на мировом рынке. Утвержденная программа состоит из пяти базовых направлений, что изображено на Рисунке 1. Рисунке 1– Основные направления развития цифровой экономики РФ. Анализ ее текста выделяет ряд интересных показателей. Согласно документу, в 2024 г. ожидается выход на рынок как минимум десять ведущих отечественных компаний (среди экосистемных операторов), которые могли бы конкурировать на мировых рынках. Отмечается, что к тому же году в стране ожидается функционирование 10 цифровых платформ по основным направлениям экономики: в цифровом образовании, цифровом здравоохранении, для
4
создания «умного города». Кроме того, в области цифровых услуг должны успешно функционировать не менее 500 малых и средних бизнесов в области создания цифровых технологий и предоставления цифровых услуг. В программе также указывается, что количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет составит 120 тыс. в год. 2 Оценка состояния онлайн торговли в условиях цифровизации
2.1 Анализ развития онлайн-торговли
Перед тем как перейти к технологиям ритейла, следует произвести оценку объема рынка. Продажи ритейлеров по-прежнему растут как в обычной рознице, так и в e-commerce, хотя темпы роста падают. При этом доля интернет-магазинов в общих розничных продажах увеличивается: в 2019 году она составит 14,1%, а к 2023 году вырастет до 22% (Рис.4). Покупки в Интернете становятся все более обычным делом: по сравнению с 2018 годом доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет выросла на десятую часть, теперь она составляет уже 42% - в два раза больше, чем в 2015 года (Рис. 5); как и другие бытовые дела, онлайн-покупки все чаще делаются «на ходу», со смартфонов и планшетов; даже недорогие товары ежедневного потребления все чаще заказывают онлайн. Об этом говорит очередное исследование Яндекс.Маркета и агентства GfK Rus.
Рисунок 4 – Динамика розничных продаж ритейла. Рисунок 5 – Рост числа онлайн-покупателей, доля от всех жителей России 16-55 лет
5
2.2 Обзор практик цифровой трансформации ритейла
Согласно исследованию Salesforce, 56% респондентов стремятся покупать у самых инновационных компаний. Ведущие компании в России осознают это: «М.Видео» внедряет дополненную реальность для навигации в магазинах, в августе X5 Retail Group открыл экспериментальный «Перекресток» большого формата с кассами самообслуживания и электронными ценниками. Какие еще технологии используют ритейлеры для привлечения большого количества покупателей? Омниканальная модель: совершаем покупки когда и где угодно. В 2020-е годы магазины превратятся в экосистемы, охватывающие все сферы жизни. Голосовой помощник напомнит о покупке шампанского ко дню рождения, в ленте соцсетей вам покажут рекламный купон с персонализированной скидкой, а интернет-магазин выведет на стартовую страницу предложения специально для вас. С одной стороны, реклама станет более навязчивой и пугающе точной, с другой – процесс шопинга упростится. На передний план выйдет омниканальная модель – подход, объединяющий в одну систему все инструменты коммуникации с клиентом. Вы сможете с легкостью переключаться между онлайном и офлайном, переходить из мобильной версии магазина в десктопную, связываться с поддержкой по телефону или в мессенджере. В приоритете будет удобство. По такой модели уже работает гигант Amazon, косметическая корпорация Sephora и мебельный магазин Crate & Barrel, а также бренды компании LVMH. В России с омниканальностью экспериментируют платформы ecommerce и продуктовые сети X5 Retail Group, «Азбука вкуса» и «ВкусВилл». Границы между физической торговой точкой и онлайн-магазином будут стираться. Например, вы сможете оформить покупку через Instagram, забрать
6
в пункте выдачи в ближайшем супермаркете, а при надобности оформить возврат во флагманском магазине ретейлера. Тренд «Retailnment», B2C - C2B - C2C Появился новый тренд «Retailnment»– сочетание двух слов: розничная торговля и развлечения. Покупатель хочет, чтобы покупка стала событием и участвует в ярких мероприятиях. Активности, инфлюенсеры формируют эмоциональную связь межжду покупателем и брендом. Заключение
Цифровизация экономики, как научное понятие и явление, относительно новые для современной экономической науки и практики функционирования организаций. Розничные цифровые тенденции развиваются в трех больших областях: интеллектуальный маркетинг, цифровизация операций и стратегия must-win. К интеллектуальному маркетингу относятся такие тренды, как динамическое ценообразование, личные рекомендации, предложения на основе геолокации, бесконечные полки, роботы-консультанты. Российские ритейлеры тоже используют искусственный интеллект и машинное обучение, например, Lamoda запустила поиск вещей по фото. Покупатель фотографирует и загружает понравившийся образ, а приложение осуществляет поиск похожих моделей. «X5 Retail Group» (фуд-ритейл) тестирует технологию видеораспознавания лиц для уменьшения длины очередей на кассах (затем отправляется сигнал о необходимости открытия дополнительной кассы) и оптимизации торгового пространства. Есть примеры воплощения концепции магазина будущего с умными полками и отслеживанием покупательской активности.
7
Торговые инновации направлены на управлении потоками покупателей, выстраивании с ними коммуникаций и долговременных отношений, привлечение новых потребителей, сохранению и развитию клиентской базы. Цифровизация ритейла стала одним из главных условий его дальнейшего существования и эффективного развития. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет 40% компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в отрасли, утратят свои позиции, если не проведут цифровую трансформацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.04.2013 N 83 "Об официальном сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет" (вместе с "Порядком формирования и ведения официального сайта Евразийской экономической комиссии в сети Интернет") // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 19.04.2013. 2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" //"Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901. 3. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 07.12.2019) "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации") // В данном виде документ опубликован не был. 4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р.
8
5. "Перечень поручений по вопросам реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 28.02.2019 N Пр-300) //Документ опубликован не был. 6. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // Документ опубликован не был. 7. Приказ Минфина России от 18.07.2019 N 368 "О порядке организации в Министерстве финансов Российской Федерации размещения информации на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вместе с "Положением об организации в Министерстве финансов Российской Федерации размещения информации на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") // Документ опубликован не был. 8. Приказ Минэкономразвития России от 11.03.2016 N 119 (ред. от 02.03.2019) "Об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет" (вместе с "Положением об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет", "Регламентом информационного наполнения официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет") // В данном виде документ опубликован не был. 9. Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2019 N 164 "Об утверждении Порядка ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2019 N 54489) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.04.2019.
9
10. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2019 N 174 "Об утверждении порядка ведения перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2019 N 54490) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.04.2019. 11. Приказ Минкомсвязи России от 11.06.2019 N 278 "Об определении официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и оператора единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2019 N 55176) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.07.2019. 12. Абдуллаева Р.Г. Современное состояние и тенденции развития цифровой экономики в республике узбекистан // В сборнике: цифровая экономика и индустрия 4.0: форсайт россия сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2020. С. 126-132. 13. Апатова Н.В., Сумарокова А.Э. Роль интернета в современной экономике // В сборнике: Проблемы информационной безопасности Труды VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2020. С. 102. 14. Арапова А.Е. Аспекты развития интернет - маркетинга в современной экономике // В сборнике: закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 18-19.
10
15. Архипов А.В. Автоматизация сбора потребностей как одиниз факторов цифровизации экономики // В сборнике: Управление изменениями в сфере закупок в условиях цифровой трансформации экономики Сборник научных докладов магистрантов кафедры управления государственными и муниципальными закупами ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». Москва, 2019. С. 21-24. 16. Борисова Н.А., Кузнецов В.П. Цифровая экономика в россии: состояние и перспективы её развития // Теоретическая экономика. 2019. № 3 (51). С. 102-107. 17. Брызгалов Д.В., Цыганов А.А. Особенности развития и цифровизации страхования жизни в российской федерации // Информационное общество. 2019. № 6. С. 20-33. 18. Евдокимова О.С. Роль и место интернет-технологий в современной экономике // В сборнике: современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей X Международной научнопрактической конференции: в 2 частях. 2020. С. 40-42. 19. Едронова В.Н. Цифровая экономика: анализ статистики объемов интернет-рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 9 (492). С. 1596-1612. 20. Еприкян А.П., Милохова А.В. Влияние интернет-пиратства на экономику России // В сборнике: Управление организационно-экономическими системами Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления. В 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Павлова. 2020. С. 438-442. 21. Загуменнов Ю.Л. От интернет экономики к цифровой: вызовы для образования // В сборнике: Цифровая экономика - экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект Сборник статей международной научно-практической конференции. Редколлегия: А.Б. Елисеев, И.А. Маньковский [и др.]. 2019. С. 157-159.
11
22. Злоказова Ю.В. Финансовая грамотность как условие рационального потребительского поведения // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 2 (27). С. 105-113. 23. Концептуальные подходы к определению термина «информационная экономика» / Квилинский А.С., Трушкина Н.В., Рынкевич Н.С. // Проблемы экономики (Харьков). 2019. № 3 (41). С. 147-155. 24. Корнилова А.С., Дмитриев А.Е. Цифровая экономика России и ее основные тренды / В книге: студенческая наука - первый шаг в академическую науку Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с участием школьников 10-11 классов. 2019. С. 378-381. 25. Кочнева А.К. Цифровая экономика как способ выхода России в топ-5 крупнейших экономик мира: реалии и перспективы // В сборнике: Управление экономикой региона: создание системы «Умный город» Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 60-63. 26. Мартынова М.Д. Влияние виртуальной реальности на формирование современного поколения молодежи: проблемы самореализации молодежи в ситуации глокализации // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 30. 27. Платформа «Цифровой» экономики – это цифровая среда (программно-аппаратный комплекс) с набором функций и сервисов, обеспечивающая потребности потребителей и производителей, а также реализующая возможности прямого взаимодействия между ними. 28. Се Синьюй Стратегическое мышление о цифровом экономическом развитии китая // Интернаука. 2020. № 20-3 (149). С. 53-54. 29. Строгонова Е.И., Бурда А.Г. Внедрение криптовалюты в национальную платежную банковскую систему страны в условиях цифровизации экономики // Вестник Академии знаний. 2019. № 1 (30). С. 294-296. 30. Строгонова Е.И., Койвистойнен А.А. Внедрение криптовалюты в в банковскую платежную систему страны // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 27-2. С. 49-51.
12
31. Строгонова Е.И., Койвистойнен А.А. Реалии внедрения нового банковского продукта в платежную систему страны // Школа Науки. 2019. № 3 (14). С. 14-16. 32. Цифровизация экономики россии как стратегическая задача ее прорывного развития / Модебадзе Н. П., Культурбаева Д. С., Шогенова Л. А. // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2020. № 1 (27). С. 128-134. 33. Шайдуллина В.К. Правовое регулирование электронной торговли: опыт БРИКС // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 393397. 34. Швайко А.А. Цифровая экономика и институциональный капитал фирмы // Modern Economy Success. 2019. № 6. С. 117-123. 35. The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society// Portulans Institute (2019): Network Readiness Index 2019, Washington D.C., USA. – 292p. - https://networkreadinessindex.org/wp-content/uploads/2019/12/The-Network-Readiness-Index-2019_Full_draft-V2.pdf, P 141. 36. отчёт emarketer.com 37. https://yastat.net/s3/milab/2019/gfk/market_gfk_2019.pdf