Фрагмент для ознакомления
2
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас¬пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рас¬сматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози¬ции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире, прежде всего, при¬знавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила по¬ведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формирова¬нии логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписа¬ние «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкрет¬ного действия - съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили вы¬ступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание яв¬ляются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обосно¬вана тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом во¬левых действий.
Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной про¬блемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми фи¬лософами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встреча¬ются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась са¬мостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.
Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, а на¬бор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «лич¬ность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом - человеком, которому под¬властна сила огня и металла, или за разбойником - человеком-преступником, про¬тивопоставившим себя данному обществу, и т. д.
Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало гос¬подствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление про¬блемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей со¬вестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следо¬вать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб¬солюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению миро¬воззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны¬ми обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны¬ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо¬жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан¬ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д.
Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представи¬теля вида Homo sapiens от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь¬ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.
Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непо¬нимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непре¬менно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание превращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем - в безумие.
Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Пав¬лову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно¬сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту¬пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержа¬ние его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трак-товке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трак¬товка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиориз¬ма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних усло¬вий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.
В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторон¬ников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепля¬ется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований кон¬цепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего пове-дения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрей¬да до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является не¬кая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организ¬ма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.
Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. А. Ад¬лер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма - стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсо¬лютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников че¬ловеческих действий. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, направленных, по мнению привержен¬цев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого индивида. На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности челове¬ческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремаль-ных условиях с реальной угрозой для жизни.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в ре¬зультате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую оче¬редь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов приро¬ды и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как:
- сила воли;
- энергичность;
- настойчивость;
- выдержка и др.
Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают:
- решительность;
- смелость;
- самообладание;
- уверенность в себе
Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.