Фрагмент для ознакомления
2
вознаграждения.
7.2. Фирма в рекламном плакате обещала "подарить магнитофон тому, кто соберёт и предоставит до 5 июля 10 наклеек с продуктов фирмы", Петров так и сделал. Фирма отказалась наградить его магнитофоном, на том основании, что уже подарила магнитофон Сазонову. Что вправе сделать Петров?
Задача на внимательность. Ученик прочитывает статью 1055 и обнаруживает часть 5, которая подтверждает права фирмы. Петров, впрочем, вправе удостовериться в том, что фирма действительно наградила Сазонова.
8. Конструирование жизненной ситуации по схемати- ческой цепочке событий.
Например,
8.1. Вообразите ситуации, соответствующие цепочкам событий (1-2-4-5); (1-2-4-6); (1-3-4-7); (1-3-4-8). Цифры в скобках соответствуют номерам событий на схеме.
Смысл заданий такого рода в преодолении разрыва между схемой и реальной ситуацией. Научившись фантазировать в условиях ограничений, наложенных схемой, дети позже сумеют усматривать схемы в реальных ситуациях.
Перебор всех возможных цепочек событий, возможных в данной ситуации.
Особенность таких заданий - перебор разных последо- вательностей событий. При решении конкретной правовой проблемы необходимо представить все возможные законные и юридические пути развития событий, чтобы застраховаться от неожиданностей.
В обсуждении этой задачи присутствуют: анализ структуры ситуации; воображение правдоподобных обстоятельств; зпроверка вымышленных событий на предмет соответствия схеме; изобретение внешних обстоятельств, способных нарушить воплощение схемы.
Выбор соответствующей закону линии поведения с помощью дихотомических ключей.
Например, ученику предлагается подробно письменно рассказать о покупке и каких-либо неприятных послед- ствиях, к которым эта покупка привела. Затем, используя дихотомический ключ (см. ниже) ученики определяют стратегию дальнейших действий. На вопросы, содержщиеся в ключе, ученики отвечают на основании данных содержащихся в их записях. Если запись недостаточно детальна, ученик обнаруживает, что он не может выработать правильную стратегию поведения. Учениек убеждается на деле, что надо обращать на многие детали совершения сделки и запоминает, на какие детали надо обращать внимание в конкретных обстоятельствах ( в нашем примере - при покупке вещи в магазине).
1. Вы купили вещь для использования в предпринимательской деятельности, для перепродажи или для извлечения прибыли?
Да - Закон о правах потребителя к вам не относится
Нет - Читайте пункт 2
2. Вы купили вещь в зарегистрированном предприятии -Читайте пункт 3
- Вы купили вещь на рынке, на толкучке, у прохожего, у незарегистрированного предпринимателя - Закон оправах потребителя вам ничем не поможет
3. Продавец передал вам информацию о своей организации в виде товарного чека, кассового чека?
да - читайте пункт 4
нет - ?
4. Продавец передал вам информацию о названии изготовителя?
Да - читайте пункт 5
Нет - ?
5. Продавец передал вам информацию о правилах пользования вещью, условиях хранения и сроках годности?
Да - читайте пункт 6
Нет - ст. 10
6. Причинён ли вам вред вследствие недостатков товара?
Да - читайте пункт 7
Нет - читайте пункт 8
7. Вред был причинен до истечения гарантийного срока или срока годности?
да - Ст.12 п.3 Возмещение ущерба изготовителем или продавцом
после истечения срока - ст.12 п.3 - Возмещение ущерба изготовителем
и т.д.
Смысл такого задания - обучение ориентации в значительном по объёму разделе законодательства.
Усмотрение в обычных жизненных ситуациях возникновений, переходов и исчезновений прав и отношений по плану:
1) Действующие лица, участвующие в ситуации
2) Собственность, упоминаемая в ситуации
3) Неимущественные права действующих лиц
4) Обязательства, которые добровольно и вынужденно берут на себя действующие лица
5) Возникновение прав и обязанностей
6) Переход прав и обязанностей
7) Утрата прав и обязанностей
8) Договор
9) Ответственность, взятая сторонами по договору
10) Ответственность, возникающая у сторон по закону
11) Сроки исполнения обязательств
12) Конфликты, которые, исходя из соображений здравого смысла, могут возникнуть между сторонами
13) Возможные пути разрешения конфликтов (примире- ние, подача иска в суд, оказание давления, не противоре- чащее закону)
Участники ситуаций: потребитель-юридическое лицо, наёмный работник-работодатель, свободный художник и налоговая инспекция, недееспособный гражданин и злоумышленник, граданин и нотариальная контора, мелкий предприниматель и партнёр, и т.д.
Примеры ситуаций:
Петрова связала свитер для сына.
Николаев купил дачу у Фомина.
Сидорова купила билет на самолёт в кассе.
Сигов купил билет в театр.
12. Творческие задания на осмысление закона.
Статья, не сложная для понимания, предлагается ученику для осмысления. Ему предлагается вообразить ситуации, в которых применение данной статьи может привести к последствиям, желательным для её автора, так и противо- речащим намерениям законодателя. Все рассуждения - в области здравого смысла, доступной ученику. При обсуждении в классе другие ученики вносят свои поправки, предложения, уточнения. Учитель ведёт на доске учёт, записывая утверждения и комментарии в виде дерева.
12.1. Прочтите часть статьи 56 Семейного кодекса Росиии.
Ребенок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам
12.1.1.Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы ребенка.
12.1.2.Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам ребенка.
12.2. Прочтите пункт 1 статьи 502 Гражданского кодекса РФ (Обмен товара).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказа- тельства приобретения его у данного продавца.
12.2.1. Сообразите, каким образом она защищает интересы продавца. Сообразите, каким образом она противоречит интересам продавца.
12.2.2.Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы продавца. Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам продавца.
12.3. Прочтите статью 32 закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
12.3.1. Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы исполнителя.
12.3.2.Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам исполнителя.
12.4. Прочтите статью 177 Кодекса законов о труде РФ.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
12.4.1. Придумайте ситуацию, в которой она будет защищать интересы несовершеннолетнего. Придумайте ситуацию, когда она будет вредить интересам несовершен- нолетнего.
Общие рассуждения о последствиях применения закона
Чтобы лучше понять дух конкретного закона, его следует обдумать в
1) контексте здравого смысла
2) в контексте разных общественно-исторических условий
3) в контексте его возможных последствий его применения, как предусмотренных. так и не предусмотренных законодателем.
13.1. Ситуация. В феодальном государстве А земельный участок после смерти отца переходит в наследство старшему сыну, в государстве Б - делится поровну между всеми сыновьями, в государстве Г - поровну между всеми детьми, а в государстве Д - наследуется младшим сыном. Сообразите, к каким
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балшикеев С. Б., Карасартова М. М. Средства формирования правовой культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 364-367.
2. Глебов А. А. К основаниям построения целостной системы педагогических средств // Известия Волгоградского гос- ударственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 46-49.
3. Гудкова Е. Н. Обоснование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 3. С. 97-102.
4. Ильин В. С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 1. С. 3-8.
5. Корнишина М. М. Особенности формирования правовой культуры молодежи (результаты социологического исследования) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 105-109.
6.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – С. 448.
7. Ляхова О. С. Сущностные характеристики правовой культуры как качества личности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (96). С. 13-16.
8. Ляхова О. С. Уровни сформированности правовой культуры старшеклассника // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). С. 45-49.
9.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педаго- гических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. Серия «Педаго- гическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – С. 336.
10.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 192.
11. Соловьев Н. Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8 (88). С. 75-79.
12. Суртаев В. Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: дисс. ... д. пед. н. СПб., 1995. 332 с.
13. Тен С. К., Маркова А. И. Совершенствование правовых формулировок как средство формирования правовой культуры общества // Rights and Freedoms of People: Problems of Realization, Providing and Protection. Prague, 2014. С. 6-8.
14.Тубельский А.Н. Правовое пространство школы: учебно-методиче- ское пособие. – М.: МИРОС. 2002. – С. 112.