Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
НА СЕГОДНЯ МИР ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНУЮ, ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ, В КОТОРОЙ НИ ОДНО ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА. ЭТО СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ТАК ОЧЕВИДНО, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕДООЦЕНИВАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЪЕДИНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СКЕПТИЧЕСКИЕ ОТНОСИТЬСЯ К ПЕРСПЕКТИВЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННЫХ КУЛЬТУРНЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МАСШТАБЕ ПЛАНЕТЫ. ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО ОБЩНОСТЬ ВСЕЙ СТРУКТУРЫ УЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ХОДОМ РАЗВИТИЯ САМОЙ ИСТОРИИ.
ЦЕНТРОМ ЛЮБОЙ КУЛЬТУРЫ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ. ЧАСТО ОБЩЕСТВА ПРИДАЮТ КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИФИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, НЕПОВТОРИМОСТЬ – ЭТО НАЧИНАЕТ РАЗДЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ И СООБЩЕСТВА. ЗДЕСЬ И НАЧИНАЕТСЯ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ. В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖЕ НАБЛЮДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОБОСОБЛЕНИЕ И ПРОТИВОБОРСТВО, НО И ПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ СООБЩЕСТВ. РЕАЛИЗУЕТСЯ ЭТО НА ОСНОВЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, КОТОРАЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ С ГОСУДАРСТВОМ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИМЕЕТ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ У НАРОДОВ. ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ (ОТ ЛАТ. CIVILIS – ГРАЖДАНСКИЙ, ГОРОДСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) – ЭТО ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ НАЧАЛО В ОТНОШЕНИЯХ В ОБЩЕСТВЕ. ВАЖНО ПРИ ЭТОМ ЕЩЕ СКАЗАТЬ О ТОМ, ЧТО ТЕРМИН «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ФОРМИРУЕТСЯ НАМНОГО ПОЗЖЕ САМОГО ЯВЛЕНИЯ. ОН СОЗДАЕТСЯ ТОЛЬКО В НОВОЕ ВРЕМЯ, КОГДА СОЗДАЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОБОСОБЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ПРАВЕ. АКЦЕНТ ЗДЕСЬ СТАВИТСЯ НА УВАЖЕНИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПРАВАМ. С ФОРМИРОВАНИЕМ ТЕРМИНА «ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛУЧШЕ ИЗУЧАТЬ СОЦИУМ СОГЛАСНО КРИТЕРИЮ ОБУСТРОЕННОСТИ ЖИЗНИ В НЕМ, БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ, СПЕЦИФИКИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ КОНКРЕТНОЙ СИСТЕМЫ В СОЦИУМЕ.
ЗНАЧИТ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОРОТНОЙ СТОРОНОЙ КУЛЬТУРЫ. И ЕСЛИ В ТЕРМИНЕ «КУЛЬТУРА» ОТРАЖАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ, ПРОЦЕССЫ И КОММУНИКАЦИИ В СОЦИУМЕ, ТО ЕСТЬ МЫ ГОВОРИМ О СОСТОЯНИИ, ТО ПОНЯТИЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ НА ОТНОШЕНИЯХ. ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ, КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВНУТРЕННЕЕ СВОЙСТВО СОЦИУМА, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЕТ ЕГО СУЩНОСТЬ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БОЛЬШЕ ФОРМУ, ВНЕШНЮЮ РАМКУ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ СОЦИУМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФОРМ, СВЯЗЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА И ОТНОШЕНИЙ. И «КУЛЬТУРА», И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОБЩИМ ПРЕДМЕТОМ, НО РАЗНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ПОСКОЛЬКУ С РАЗНЫХ ГРАНЕЙ АНАЛИЗИРУЮТ ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ В СОЦИУМЕ. ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ИМЕЕТ ПОСТОЯННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.
МЕЖДУ КУЛЬТУРОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ ТАКЖЕ ЕСТЬ ОТЛИЧИЕ. ТАК, ТЕРМИН «ЦИВИЛИЗАЦИЯ», В СИЛУ ЗАКРЕПИВШИХСЯ В НЕМ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ, КАК ПРАВИЛО, ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К СТРАНАМ И НАРОДА В ОБЩЕМ, ОПРЕДЕЛЯЯ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМУ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО УСТРОЙСТВА. ТЕРМИН «КУЛЬТУРА» ОТРАЖАЕТ СТУПЕНЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО НАРОДА, В КОТОРОМ НАХОДИТ ОТРАЖЕНИЕ ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ТАКАЯ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ ГОВОРИТ ОБ АНАЛОГИЯХ. НАПРИМЕР, В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ЧАСТО МОГУТ ГОВОРИТЬ ОБ «УСПЕХАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ». ИЛИ, НАОБОРОТ, КОГДА ГОВОРЯТ О БЛАГАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ЛЮДИ, ТО ИМЕЮТ В ВИДУ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСТЕПЕННОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗНАЧИТ, ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ТЕМА КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КОГДА КУЛЬТУРНАЯ ЧАСТЬ УЖЕ НЕ ОТДЕЛИМА ОТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, И НАОБОРОТ.
ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЗА «МУСУЛЬМАНСКОЙ» АФРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА.
БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ФУНДАМЕНТА ВОСТОКА И ЗАПАДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ КУЛЬТУР ДРУГ ДРУГА. ЭТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫЯСНЕНИЕ ВАЖНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ И ЭТНОСЕ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ, АНАЛИЗ ИХ ПРИРОДЫ И СПЕЦИФИКИ, КОТОРЫЕ ПРИСУЩИ НОСИТЕЛЯМ РАЗНЫХ МАТРИЦ КУЛЬТУРЫ.
ЗАДАЧИ:
- ОПИСАТЬ МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА ДО КОЛОНИЗАЦИИ ФРАНЦИЕЙ И БРИТАНИЕЙ;
- РАССМОТРЕТЬ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КУЛЬТУР МУСУЛЬМАНСКОЙ АФРИКИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX ВЕКЕ;
- ОПИСАТЬ ВОПРОС ИСЛАМА И ХРИСТИАНСТВА КАК РЕШАЮЩИХ ФАКТОРОВ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ АФРИКАНСКОЙ И ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУР;
- ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ;
- ОПИСАТЬ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АФРИКЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – АФРИКА XIX ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА.
ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ИЗУЧЕНИЕМ МЕЖКУЛЬТУРНОГО, МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕДЕЛАХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ИМПЕРИЙ ЗАНИМАЛИСЬ КАК ЗАРУБЕЖНЫЕ, ТАК И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ. ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ ЗАНИМАЛСЯ Э. САИД В СВОЕЙ РАБОТЕ «КУЛЬТУРА И ИМПЕРИЯ», ГДЕ ТЕМА «ДИАЛОГА» ЦИВИЛИЗАЦИЙ СМЕСТИЛАСЬ ОТ ПРОБЛЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА К ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ. УЧЕНЫЕ, ИЗУЧАЮЩИЕ КУЛЬТУРНУЮ ИСТОРИЮ, СТАЛИ ЧАЩЕ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД, ГДЕ ВМЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ БЕРЕТСЯ ЗА ОСНОВУ ТЕКСТ И «ДИСКУРС» . В ИТОГЕ ИСТОРИКИ СТАЛИ ОБРАЩАТЬСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСТОЧНИКА ИСТОРИИ. В 1995 ГОДУ ВЫХОДИ КНИГА АЛЭНА РУССИО (ФРАНЦИЯ) «КРЕДО БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА. ФРАНЦУЗСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ XIX-XX ВВ» . АВТОР ПРИМЕНЯЕТ СОЦИОЛОГИЮ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ, ПРИБЕГАЯ К ЕВРОПЕЙСКИМ РОМАНАМ. АВТОР ПОЛАГАЕТ, ЧТО ИЗУЧЕНИЕ ТОГО, КАК ФРАНЦУЗЫ ИЗУЧАЛИ КОЛОНИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСОМ, КАК АНАЛИЗ КОЛОНИАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ.
ЧЕЛОВЕК ЕВРОПЫ, УВИДЕВ КОЛОНИАЛЬНУЮ ЭПОПЕЮ, СМОГ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕВРОПЕЙСКИМИ СОЦИУМАМИ.
ИССЛЕДОВАНИЕМ «АФРИКАНСКОГО» ИСЛАМА ЗАНИМАЛСЯ А. Д. САВАТЕЕВ . АВТОРУ ИЗВЕСТНА ИМЕЮЩАЯСЯ НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ, ПРИСУТСТВУЕТ ОПЫТ ЛИЧНЫХ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. А. Д. САВАТЕЕВ В СВОЕЙ МОНОГРАФИИ ИНТЕГРИРУЕТ ДАННЫЕ АВТОРОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, СОЧИНЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ И СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ, ТРАКТАТЫ ПОЛИТИКОВ И БОГОСЛОВОВ, ДОКУМЕНТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ХАРАКТЕРА, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ЕВРОПЫ XVIII-XIX ВВ.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ – XIX ВЕК.
ГЛАВА 1
1.1 МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА ДО ФРАНЦУЗСКОЙ И БРИТАНСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
СОГЛАСНО А. Д. САВАТЕЕВУ, МУСУЛЬМАНСКАЯ АФРИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ И XIX ВЕКА ИМЕЕТ СВОИ ОТЛИЧИЯ. ДО КОНЦА XIX ВЕКА В ИСЛАМЕ ПРЕОБЛАДАЛИ ПРОЦЕССЫ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ, КОТОРЫЕ ИНИЦИИРОВАЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОГО РЯДА НАПРАВЛЕНИЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ШКОЛ. А УЖЕ С КОНЦА XIX ВЕКА УСИЛИВАЕТСЯ ПРОТИВОСТОЯНИЕ АФРИКИ ЕВРОПЕ, ПРОИСХОДИТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ НА СУГУБО РЕЛИГИОЗНОЙ ОСНОВЕ. НАБЛЮДАЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ОБЩЕЙ «ИСЛАМСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ». ИСЛАМ АДАПТИРУЕТСЯ ПОД ПОЛИТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИУМА. ПОЭТОМУ НАРОДЫ АФРИКИ ЛЕГКО И БЫСТРО ПРИНИМАЛИ ЭТУ РЕЛИГИЮ.
КРОМЕ ТОГО, ВАЖНЫЕ БЫТОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИСЛАМА НЕ ПРОТИВОРЕЧИЛИ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ ТОГО ВРЕМЕНИ В АФРИКЕ. НАПРИМЕР, ОДЕРЖИМОСТЬ СУФИЕВ ПОХОЖА НА РИТУАЛЫ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТОВ, ПОСКОЛЬКУ ПОЛИГАМИЯ И ОБРЕЗАНИЕ ИЗНАЧАЛЬНО ПРИНАДЛЕЖАТ ПОСЛЕДНИМ И ДР. ЭТО ДЕЛАЛО ПРОСТЫМ ПРИНЯТИЕ НАРОДАМИ АФРИКИ ИСЛАМСКИХ НОРМ И ЗАТРУДНЯЛО РАСПРОСТРАНЕНИЕ СРЕДИ НИХ ХРИСТИАНСТВА. НО В ЦЕЛОМ ПРОНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА ПРОИСХОДИЛО МИРНО.
В АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЛИ ТРИ ТИПА ВОЕННЫХ ДЖИХАДОВ: АНТИХРИСТИАНСКИЙ В ЭФИОПИИ; АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЙ МАХДИСТСКИЙ В ВОСТОЧНОМ СУДАНЕ ПОД ЛОЗУНГОМ ЗА ЧИСТОТУ ВЕРЫ; АНТИФРАНЦУЗСКИЙ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ .
1.2 СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КУЛЬТУР МУСУЛЬМАНСКОЙ АФРИКИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX СТОЛЕТИИ
В XIX СТОЛЕТИИ ИСЛАМ СТАНОВИТСЯ ФЛАГОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ, ЧТО ПРИВЕЛО К РОСТУ НЕОФИТОВ. ЭТО ПРОЯВИЛО СЕБЯ В СЕНЕГАЛЕ, ГДЕ ЗА 30-40 ЛЕТ С 1860 ГГ. ИСЛАМ ПРИНИМАЮТ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ВОЛОФ.
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ИСЛАМА В АФРИКЕ ЯВЛЯЛАСЬ ОСОБАЯ ВАЖНОСТЬ ОРДЕНОВ СУФИЗМА: КАДИРИЙЯ, ТИДЖАНИЙЯ И ДР. ГОВОРЯ О РАВЕНСТВЕ В ВЕРЕ, АСКЕТИЗМЕ, СУФИЙСКИЕ ОРДЕНА ЯВЛЯЛИСЬ АКТИВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ, ПРОДОЛЖАЯ «МИССИОНЕРСКУЮ» И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РАБОТУ И МИРСКИЕ ЦЕЛИ. В ИТОГЕ ФОРМИРОВАЛСЯ НОВЫЙ ХАРАКТЕР СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ, КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ ФУНДАМЕНТОМ ЕДИНСТВА СОЦИУМА, ЗАМЕНЯЛИСЬ ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТЬЮ И ОТНОШЕНИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ТАРИКАТОВ. ПРИМЕРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАРИКАТОВ В СЕНЕГАЛЕ, ГАНЕ, МАЛИ, КОТ Д’ИВУАРЕ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИЛИ АРАХИС, КАКАО-БОБЫ, КОФЕ И ДР. ФУНДАМЕНТОМ ЭТОГО БЫЛО ПРОСЛАВЛЕНИЕ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КАК ДЕЛА, КОТОРОЕ БЫ ДАВАЛО «ДОРОГУ В РАЙ» И СВЯТОСТЬ ТОГО, КТО ЭТИМ ЗАНИМАЛСЯ. ЗНАТОКАМИ КОРАНА ЯВЛЯЛИСЬ МАРАБУТЫ, КОТОРЫМ БЫЛА ПРИСУЩА ХАРИЗМА И БЛАГОДАТЬ. НО МАРАБУТЫ ЯВЛЯЛИСЬ И УСПЕШНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ. И ЕСЛИ СНАЧАЛА ФОРМИРОВАЛИСЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВЫ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ КУЛЬТУР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ ПРОДАЖИ, ТО ПОСТЕПЕННО ПРИМЕНЕНИЕ ТРУД МЮРИДОВ СТАЛ МАСШТАБИРОВАТЬСЯ.
МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ТАРИКАТОВ (ТАРИКА - АРАБ. «ПУТЬ, СПОСОБ», НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ВОЗРАСТАЛА СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — ОРДЕН, БРАТСТВО) ДЕЛАЛО ВОЗМОЖНЫМ ПРОСТОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСЛАМА АФРИКАНЦАМИ, ИХ УЧЕНИЙ, НЕ ТРЕБОВАЛО ЖЕСТКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, КРОМЕ ТОГО, ЧТО ВАЖНО БЫЛО СОБЛЮДАТЬ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ. ПОДЧЕРКНУТАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, НА КОТОРУЮ БЫЛА НАПРАВЛЕНА КОНЦЕПЦИЯ ТАРИКАТОВ, НРАВИЛАСЬ НАРОДАМ АФРИКИ, ФОРМИРОВАЛА АТМОСФЕРУ БРАТСТВА, КОТОРАЯ БЫЛА БЛИЗКА К ЖИЗНИ АФРИКИ. ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ, ДУХОВНЫЕ ОРДЕНЫ, ЯВЛЯВШИЕСЯ В ИСЛАМЕ ЦЕНТРОМ ЛИТЕРАТУРЫ, ТЕОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ – ПРИНЕСЛИ В АФРИКУ ИСЛАМСКИЙ ДУХ .
В РАЙОНЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ ОПЫТ ТАРИКАТОВ ПРЕДСТАВЛЕН НАИБОЛЕЕ УДАЧНО, КОТОРЫЕ СТАЛИ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ИМЕННО В АФРИКЕ. МУРИДИЙА И ТИДЖАНИЙА — ПРОДУКТ НЕ ТОЛЬКО ИСЛАМСКОЙ МИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, НО И АФРИКАНСКОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ ФИЛОСОФИИ, ПЕДАГОГИКИ И ТЕОЛОГИИ. НО ЗНАНИЕ УПИРАЛОСЬ В ГРАНИЦЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ВЛАСТЬЮ ЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬ ЕГО ПРИБЛИЖЕННЫЕ ИСПОВЕДОВАЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ АФРИКИ, ИЛИ КОГДА ПРАВИТЕЛЬ АДАПТИРОВАЛ ИСЛАМСКИЕ ЗАКОНЫ ПОД СВОИ ПОТРЕБНОСТИ. «ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!» — БУКВАЛЬНО ИЗРЕК ОСМАН ДАН ФОДИО (1754–1817), ОБРАТИВШИСЬ К СВОИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ СПЛОТИЛИСЬ В БРАТСТВЕ КАДИРИЙА, АРГУМЕНТИРУЯ ПРАВО ИСТИННО СЛЕДУЮЩИХ ПУТЕМ АЛЛАХА НА ВОССТАНИЕ И СВЕРЖЕНИЕ НЕПРАВЕДНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ. ДАННОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ МОГ БЫ СКАЗАТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ АЛ-ХАДЖ ОМАРА (1794–1864), КОТОРЫЙ ВОСПРИНЯЛ ВОЗНИКШИЙ В КОНЦЕ XVIII В. В МАГРИБЕ МИСТИЦИЗМ ТАРИКАТА ТИДЖАНИЙА И С ВОСТОРГОМ ПРИНЯТЫЙ ПОЗДНЕЕ НЕГРОАФРИКАНЦАМИ ВСЛЕД ЗА АРАБАМИ.
ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ (КАДИРИЙА), РЕГИОНАЛЬНЫЕ (ТИДЖАНИЙА, МУХАММАДИЙА, РАШИДИЙА — САЛИХИЙА) И ЛОКАЛЬНЫЕ (МУРИДИЙА) ОРДЕНЫ ЯВЛЯЛИСЬ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИУМА АФРИКИ, СПОСОБОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЛИДАРНОСТИ, ИДЕАЛЬНЫМ СПОСОБОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ МАСС, ЧТО МОГЛИ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИТЕЛИ В БОРЬБЕ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТИННО ИСЛАМСКОГО ПОРЯДКА.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Богомолов С. А. Имперская идея в Великобритании в 70-80-е гг. XIX века: автореф. дис. ... канд. истор. наук: Саратов, 1993. - 17 с.
2) Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: (очерки теории и истории). — М.: Наука, 1981. — 390 с.
3) Бромлей Ю. В. Создано человечеством. — М.: Издательство политической литературы (Политиздат), 1984. — 272 с.
4) Бромлей Ю. В. Человечество - это народы. — М.: Мысль, 1990. — 392 с.
5) Готье Теофиль. Путешествие на Восток / Теофиль Готье. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000. - 344 с.
6) Горохов М.Ю. Автор или соавтор? (Свое и чужое в публицистическом творчестве) // Вестник ВГУ, 2004. - Серия: Филология. Журналистика. - № 2. - С. 134 - 138.
7) Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). - М., 1988.
8) Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.
9) Креленко Н. С., Никитин М. Д., Парфенов И. Д. Колониальное взаимодействие Востока и Запада: проблема трансляции культур//Новая и новейшая история. Вып. 17. – Издание Саратовского университета, 1998.
10) Куда движется век глобализации? Сб. ст. / под ред. А. Н. Чумакова, Л. Е. Гринина. - Волгоград : Учитель, 2016.
11) Лоти П. Брак Лоти – Рараю. Собрание сочинений. Т. VII. – М., 1910.
12) Нерваль Ж. Путешествие на Восток. – М., 1986.
13) Саватеев А.Д. Мусульманские духовные ордена в Тропической Африке / Ученые записки Институт Африки РАН, выпуск 13. М.: Издательский дом XXI век - Согласие, 199. - 152 с.
14) Саватеев А.Д. Исламская цивилизация в Тропической Африке. М.: Институт Африки, 2006.
15) Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Изд-во политической литературы, 1992 . -544 с.
16) Хаггард Г.Р. Последняя бурская война / пер. В.Синелобова. - М.: Терра, 1998. - 52 с. // URL: http://www.litmir.net/bd/?b= 11473/ (дата обращения 05.08.2020).
17) Этнология/ под ред. Т.А. Титовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 404 с
18) Ruscio A. Le credo de l'homme blanc. Regards coloniaux français, XIXe- XXe siècles // Cahiers d'études africaines. 1998. V. 38. №149. pp. 194-195.
19) Trimingham J.S. The Influence of Islam Upon Africa (2nd ed). L.: Longman Group, 1980.
20) Willis J.R. Jihad fi Sabil Allah — its Doctrinal Basis in Islam and Some Aspects of its Evolution in Nineteenth Century West Africa // Journal of African History. 1967. Vol. VIII. No. 3.
21) Willis J.R. Introduction: Reflections on the Diffusion of Islam in West Africa // Studies in West African Islamic History. Vol. 1. The Cultivators of Islam. L.: Frank Cass, 1979