Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный период управление в правоохранительных органах считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности исполнителей-штатных и внештатных, гласных и негласных сотрудников, достижения успехов различными организационными звеньями – собственно правоохранительными органами, их подразделениями (отделами, отделениями и так далее), первичными звеньями (группами, бригадами штатных сотрудников, аппаратами внештатных сотрудников и так далее).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в решении задач повышения эффективности деятельности правоохранительных органов России велика роль государственного управления ими как составной части государственного управления в целом. Модернизация государственного управления в этой одной из наиболее проблемных сфер выглядит наиболее актуально в современный момент развития России, когда проявления коррупции и нарушения прав и свобод человека и гражданина получают громадный общественный резонанс и негативно отражаются на имидже всего государства.
Вместе с тем социально-правовая действительность, конкретные результаты противодействия преступности свидетельствуют о том, что предпринимаемые меры заметно отстают от общественных реалий, зачастую осуществляются бессистемно и непоследовательно. Подобное положение связано с тем, что в последнее время умаляется значимость управления органами внутренних дел как базового организационного основания стабильности в обществе в целом.
Необходимость государственного управления исходит из потребности обеспечения реализации государственной политики, основным содержанием которой является эффективное использование природных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, гарантирование и обеспечение основных социальных прав, поддержка общественного порядка.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации государственного управления в сфере внутренних дел.
Предметом исследования выступают теоретические концепции, правовые нормы, регулирующие формы и методы управления в органах внутренних дел.
Цель курсовой работы заключается в анализе форм и методов управления в органах внутренних дел.
Достижение указанной цели обеспечивается путем постановки и решения следующих задач:
– рассмотреть общую характеристику управления;
– проанализировать понятие и значение форм и методов управления;
– раскрыть формы управления в органах внутренних дел;
– исследовать методы управления в органах внутренних.
Методологическую основу работы составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Наряду с общенаучным диалектическим методом познания, в ходе исследования были применены такие методы, как историко-правовой и сравнительно-правовой; сравнительный; нормативный и формально-логический; правового моделирования; статистический.
Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как: Н.А. Агафонов, Г.В. Атаманчук, И.Г. Бавсун, Е.С. Березина, А.О. Ростова, В.С. Бялт, Х.Х. Лойт, С.В. Грибкова, В.Н. Кострова и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ
В решении задач повышения эффективности деятельности правоохранительных органов России велика роль управления ими как составной части государственного управления в целом. Модернизация управления в этой одной из наиболее проблемных сфер выглядит наиболее актуально в современный момент развития России, когда проявления коррупции и нарушения прав и свобод человека и гражданина получают громадный общественный резонанс и негативно отражаются на имидже всего государства.
Управление в правоохранительных органах, так же, как и управление в других сферах и отраслях, является целенаправленной организационной деятельностью. Деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами, формирует содержание управления.
В качестве основной цели управленческой деятельности правоохранительных органов является охрана прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и других формирований. Управление в правоохранительных органах обладает своей спецификой, которая выражается в защитном характере управления [11, с. 403].
Это сложная многоуровневая система, состоящая из многочисленных отделов и подразделений, а также иных учреждений, которые осуществляют свою деятельность во взаимосвязи и непрерывном взаимодействии. Структура правоохранительных органов является отраслью государственного аппарата
На примере функционирования органов внутренних дел можно рассмотреть особенность структуры управления в правоохранительных органах. Управление всей системой внутренних дел и в масштабе всего государства определяет основные направления и формы деятельности аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, который выполняет функции стратегического управления.
МВД России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Территориальные отделы внутренних дел - это низовые структуры, которые подчиняются региональным управлениям Министерства внутренних дел. Но они занимают центральное звено системы - являются органом тактического управления, обеспечивающим непосредственное осуществление функций - задач системы.
Промежуточное положение в иерархии системы занимают аппараты управления внутренних дел как органы оперативного управления. Хотя в их деятельности в равной доле присутствуют все три уровня.
Система органов внутренних дел включает в себя также и различные отраслевые подразделения, реализующие основные задачи и функции, связанные с управленческой деятельностью. В целях обеспечения эффективного управления в структуре органов внутренних дел имеются органы, реализующие функции общего руководства - штабные подразделения. Предназначение штабной организации управления заключается в обеспечении руководства органами внутренних дел. При этом главным условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого труда по функциям управления: сбор информации, учет, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация и контроль.
Деятельность штабов неразрывно связана осуществлением полномочий по организации общего руководства органом внутренних дел. При этом данные отделения не относятся к субъектам управления, в их полномочия не входит руководство, данные функции отнесены к компетенции начальников органов внутренних дел, руководителей территориальных отделов.
Таким образом, штаб выполняет функции по обеспечению выполнения управленческих полномочий руководства правоохранительных органов, создания условий для разработки и принятия управленческих решений, их исполнение и осуществление контрольных мероприятий.
Важным свойством управления является его целенаправленность, стремление к достижению определенных целей. Цели управления различаются в зависимости от уровней его осуществления. Достижение целей управления происходит при реализации таких его общих функций, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль.
Принципами управления в органах внутренних дел являются основы управленческой деятельности, осуществляя которые начальники могут формировать, поддерживать и развивать нужные внутренние факторы, необходимые для плодотворной служебной деятельности сотрудников, функционирования различных организационных звеньев [23, с. 283].
Для анализа управленческой деятельности применяются статистические и социологические методы исследования, включающие в себя рассмотрение документов, проведение опросов и социальных экспериментов. При оценке состояния управленческой деятельности применяются: базовый метод (сопоставление имеющегося состояния с базовым, исходным состоянием); метод сопоставления различных вариантов управленческих действий с целью выбора лучшего; метод сопоставления результатов управленческих акций различных органов внутренних дел; нормативный метод, т.е. сопоставление на основе нормативов; метод изучения общественного мнения: балльный метод.
Управленческое решение в правоохранительных органах представляет собой волеизъявление руководителя, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами и установленным порядком, обладающее организационными, властно-распорядительным характером и направленное
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонов, Н. А. Государственное управление в правоохранительных органах: проблемы и задачи / Н. А. Агафонов // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор В.И. Спирина. – М., 2019. – С. 196-200.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – 9-е изд. – М., 2019. – 579 с.
3. Бавсун, И. Г. Основы управления в органах внутренних дел / И. Г. Бавсун: учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2017. – 152 с.
4. Батурин, В. К. Общая теория управления / В. К. Батурин: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 487 c.
5. Березина, Е. С. Особенности системы управления служебно-профессиональным продвижением в правоохранительных органах / Е. С. Березина, А. О. Ростова // Парадигма. – 2019. – № 3. – С. 3-8.
6. Бялт, В. С. К вопросу о механизме государства и месте в нем органов внутренних дел / В. С. Бялт, Х. Х. Лойт // Вопросы эволюции правовой мысли человечества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 48-53.
7. Грибкова, С. В. Формы государственного управления: понятие и их общие признаки / С. В. Грибкова // Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. Сборник статей I международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 178-179.
8. Жулябин, Д. Ю. О формах и методах в сфере государственного и муниципального управления / Д. Ю. Жулябин // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. – 2019. – С. 112-115.
9. Иванова, С. В. Основы управления в правоохранительных органах: учебно-методическое пособие / С. В. Иванова. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. – 112 с.
10. Кострова, В. Н. О классификации форм и методов государственного и муниципального управления / В. Н. Кострова // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Юго-Западный государственный университет Кафедра международных отношений и государственного управления. – 2019. – С. 184-187.
11. Кунижева, В. М. Система функций, формы и методы государственного управления / В. М. Кунижева // Университетская наука – региону. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых / Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. – 2019. – С. 403-405.
12. Моргунов, Г. Н. Методы и формы управления. Их суть и назначение / Г. Н. Моргунов // Вестник МИРБИС. – 2018. – № 3 (15). – С. 154-158.
13. Новичкова, Е. Е. Организация деятельности сотрудников органов внутренних дел / Е. Е. Новичкова // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 1 (12). – С. 16-20.
14. Попов, Л. Л. Административное право России / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров: учебник. – М., 2016. – 359 с.
15. Правовые и организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел: учебное пособие / И. Ю. Захватов и др. – М.: Академия управления МВД России, 2019. – 56 с.
16. Редкоус, В. М. Формы и методы государственного управления в области обеспечения экономической безопасности / В. М. Редкоус // 25 лет гражданскому кодексу российской федерации: традиции и новации частноправового развития. Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого). – 2019. – С. 34-47.
17. Романько, И. Е. Теория управления: учебное пособие / И. Е. Романько. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 190 c.
18. Селиванова, Е. И. Система управления в органах внутренних дел как фактор общественной безопасности / Е. И. Селиванова // Академическая публицистика. – 2018. – № 9. – С. 90-98.
19. Сивова, С. А. Принципы государственного управления / С. А. Сивова// Приоритетные направления развития науки и образования / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза, 2018. – С. 140 – 152.
20. Тарбахова, А. Г. Методы управления в ОВД / А. Г. Тарбахова // Научные исследования и современное образование. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2019. – С. 186-188.
21. Успанов, Ж. Т. Основы организации управленческого построения правоохранительных органов / Ж. Т. Успанов // Судебная экспертиза Беларуси. – 2017. – № 2 (5). – С. 14-17.
22. Черкасов, Д. С. Теоретические основы системы управления в правоохранительных органах / Д. С. Черкасов // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 283-286.
23. Яськов, Е. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей / Е. Ф. Яковлев. – М., 1971. – 372 с.