Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мир все больше становился наполненным ресурсами и средствами организации трудовой деятельности. Отсюда значение труда стало оказывать значительное влияние на человеческое общество, в том числе и на воспитание подрастающего поколения. Не секрет, что мальчики в первобытных племенах получали навыки охоты, девочки, в свою очередь, учились вести домашнее хозяйство. Объединенный труд людей представлял собой прогрессирующую общность все участников этого важного процесса. Люди обогащали свой жизненный опыт, ощущали близость к природе и переход на новую ступень эволюции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Начало XXI века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положено убирать в классе после проведения уроков, то есть: протирать пыль, поливать цветы, мыть доску, следить и ухаживать за живым уголком, собирать мусор. Мнения родителей и педагогов разделились на тех, кто «за» и тех, кто «против». Так все же: стоит ли приучать детей нести ответственность не только за себя, собственные поступки и окружающих людей, а еще и за среду, в котором они проводят треть своего времени?
По требованиям Федерального Государственного стандарта «Стратегия 2020» к результатам освоения основной образовательной программы обозначены личностные, а лишь затем метапредметные и предметные показатели, что нашло отражение в школьных стандартах нового поколения.
Так же если мы посмотрим ФГОС начального общего образования, то можем, заметь, что стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Актуальность исследования. Между тем необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу школьника имеет важное значение для определения трудностей в освоении учебной программы, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем обучения в общем развитии младшего школьника. Младший школьный возраст, как известно, является одним из важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности. Труд является средством достижения гармонии, природно-биологического, социального баланса в развитии человека, а формирование личности в труде - способом естественного, природосообразного, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания. Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания карачаевцев мало изучены.
Для того, чтобы задуматься о значимости трудовой деятельности школьников в учебных заведениях, достаточно посмотреть, сколько внимания этому вопросу уделено великими педагогами. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему: Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский. Они же внесли огромный вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, и подготовку учителя начальных классов к этой работе.
Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и развитие личности детей дано в работах П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, Ф.И. Иващенко, И.Н. Сандитовой, О.А. Тарасовой и др. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания средствами устного народного творчества горцев. Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудовое воспитание как никогда актуально в наше время.
Вышесказанное определило тему исследования – «Значимость трудового воспитания в жизни современного школьника».
Объект исследования – процесс трудового воспитания младших школьников в образовательной организации.
Предмет исследования – содержание трудового воспитания у младших школьников.
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать содержание трудового воспитания у младших школьников в образовательной организации.
Гипотеза–содержание трудового воспитания младших школьников будет обосновано если
• проанализированы понятие и виды трудового воспитания
• изучены формы и методы трудового воспитания младших школьников на практике
• реализовать комплекс мероприятий по трудовому воспитанию у младших школьников
Задачи исследования:
1.Изучить методику воспитательного процесса Макаренко
2.Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3.Изучить формы, методы трудового воспитания у младших школьников в теории и на практике
4.Разработать и реализовать комплекс мероприятий по трудовому воспитанию у младших школьников в БСОШ №1.
Методы исследования:
• теоретические (сравнение, классификация, обобщение)
• эмпирические (наблюдение, тестовая методика, беседа).
База эмпирического исследования: БСОШ №1 г. Екатеринбурга. Ученики третьего и второго классов.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения трудового воспитания у младших школьников
1.1. Методика воспитательного процесса А.С.Макаренко
Современная картина представления труда в педагогической деятельности имеет четкие границы, определенные ФГОС, законом «об Образовании», требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
Чтобы определить роль труда в педагогике, необходимо рассмотреть само понятие относительно этих нормативно-правовых документов.
ФГОС НОО гласит, что целью образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
В нашей образовательной системе высоко оценивают значимость педагогической системы А.С. Макаренко, основанной на уважении к личности воспитанника и его активной трудовой деятельности, и деятельности в коллективе.
В параграфе мы проанализируем основные идеи АС. Макаренко о развитии личности воспитанника, о ведущем приоритете в деятельности школы является личность ученика, интересы ее развития.
Для Макаренко А. С. педагогика – это наука, объединяющая мир взрослых и детей, возводящая детство, юношество и молодежь в ранг относительно самостоятельной социально – педагогической общности. По его мнению, существуют педагогические закономерности, единые для взрослых и детей всех возрастов, что предполагает и специфику, существенное их различие по тому, какое положение они могут и должны занимать в структуре и действии коллектива и общества в целом.
Педагогическая система А.С. Макаренко, основана на уважении к личности воспитанника и его активной деятельности в коллективе. В ней огромную значимость имеют гуманистические составляющие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин - СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985, 448 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980 - 230 с.
4. Бернс, Р. Что такое Я концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах М», 2003. - С. 333393.
5. Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: Кн. Для Учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
6. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
7. Борытко, Н.М. Воспитательная деятельность педагога. Гриф УМО МО РФ / Н.М. Борытко. - М.: Академия (Academia), 2008. - 897 c.
8. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова и др. - М.: Academia, 2008. - 336 c.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 62-76.
10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. – 800 с.
11. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - М.: Каро, 2007. - 160 c.
12. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.Ст.2.Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml. Дата обращения: 18.09.2020.
13. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // RELGA: Научно-культурологический журнал. 2007. №16 [161]. [электронный ресурс] URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2092 (дата обращения: 05.10.2020).
14. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Гриф УМО МО РФ / А.П. Панфилова. - М.: Академия (Academia), 2008. - 741 c.
15. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т. Питерс. - М.: Владос, 2003. - 240 c.
16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - 529 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М. 1993,1999. 608 и 670с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
19. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера. 2002. - 160 с.
20. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
21. Трудовое воспитание против детского труда. Электронный ресурс. Режим доступа: https://n-e-n.ru/labour/. Дата обращения: 18.09.2020.
22. Фролов А.А., Аксенов С.И. Джон Дьюти и Антон Макаренко – две вершины социальной педагогики ХХ века.- Н. Новгород, 2015. 34с.
23. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 16 – 24. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (дата обращения 10.06.2020).
24. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II Славянск н/К, 2000. С.102104.
25. Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: сборник материалов конференции / сост. Зуева Т.П. Челябинск: ЧИППКРО, 2012. 340 с.
26. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10
27. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. - Самара, 2000. - С. 200-202
28. Самореализация потенциала личности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции / сост. Казанцева Д.В. Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. 114 с.
29. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, с. 363 405.