Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Среди моделей догоняющей модернизации, характерных для России второй половины XIX – начала XXI в., выделяются модель наименьшего сопротивления, мобилизационная, гибридная и трансформационная модели. Им присущи как общие черты, так и качественное своеобразие, обусловленное особенностями протекания модернизационного процесса. Важнейшим фактором их формирования и трансформации были изменения в экономической политике государства, во многом обусловленные изменениями социально-экономической системы и внешними вызовами. Реализация модели догоняющей модернизации возможна и в современной России, однако она должна дополняться мерами экономической политики, обеспечивающими догоняющую постиндустиализацию.
Объект исследования – модель догоняющей модернизации.
Предмет исследования - достоинства и недостатки модели догоняющей модернизации, основное противоречие догоняющего типа модернизации с точки зрения системы государственного управления и способы его решения.
Цель работы – изучить достоинства и недостатки модели догоняющей модернизации, основное противоречие догоняющего типа модернизации с точки зрения системы государственного управления и способы его решения.
Задачи работы:
изучить достоинства и недостатки модели догоняющей модернизации, основное противоречие догоняющего типа модернизации с точки зрения системы государственного управления;
раскрыть особенности использования «догоняющей» модели модернизации экономики в странах с переходной экономикой и пути ее решения.
Теоретико-методологические основы исследования представлены фундаментальными теоретическими концепциями и методологическими подходами, обеспечивающими комплексность изучения проблем модели догоняющей модернизации.
Инструментарно-методический аппарат включает принципы и методы, обеспечивающие возможность исследования проблемы в единстве структурно-уровневого, субъектно-объектного, системно-функционального аспектов: диалектический, историко-логический, статистический, прогнозирования, группировки и др.
1. Достоинства и недостатки модели догоняющей модернизации, основное противоречие догоняющего типа модернизации с точки зрения системы государственного управления
Рассмотрим опыт СССР. Мобилизационная модель экономики возникла в годы Первой мировой войны. Наиболее четкое выражение она приобрела в России и Германии. Институциональное оформление данной модели в России началось с создания военно-промышленных комитетов (май 1915 г.), в функции которых входило снабжение армии и флота путем планового распределения сырья и заказов, контроля за их исполнением и установления цен. Революции и Гражданская война в России предопределили развитие мобилизационной модели. Была угроза целостности государства, голод и крайне ограниченные из-за войны возможности использования ресурсов. В этих условиях возникла острая потребность в направлении всех средств по единому плану на реализацию общей для государства цели, которая осознается обществом. Пока условия развития России были чрезвычайными (1915–1920 гг.), принципы действия мобилизационной модели включали: концентрацию ресурсов на определяющем звене развития, достижение цели любой ценой, централизацию управления, план-приказ, единоначалие в управлении и коллективный характер выполнения заданий .
В истории модернизации важен период конца ХIХ – начала ХХ в., когда проявились противоречия, связанные с объективными условиями развития России. Изучение этих условий позволило ученым в 1920-е гг. выработать оптимальный план социалистической индустриализации, основанный на генетических принципах развития. Объективная основа эволюции российской экономики заключалась в следующих ее чертах:
громадная территория страны, разнообразие природно-климатических условий, богатство недр служили основой индустриализации. Такая территория смягчала аграрные проблемы, позволяя наращивать экспорт хлеба и за этот счет – средства бюджета, направляемые в промышленность;
возможности экстенсивного развития сельского хозяйства тормозили интенсификацию агарного сектора, которая создает рынок труда для промышленности. Обширность территорий удорожала торговые связи между районами, замедляла внутренний товарооборот как источник накопления для промышленного производства. Основным источником накопления капитала выступала внешняя торговля, прежде всего хлебом.
Россия попала в «хлебную ловушку», для выхода из нее необходима была индустриализация. Индустриализация в полной мере могла осуществиться только в условиях интенсификации сельского хозяйства, которая крайне затруднялась текущей потребностью в экстенсивном наращивании экспорта хлеба. Большая протяженность границ требовала роста доли затрат на армию и уменьшала возможности государственного инвестирования индустриализации .
Но потребности перевооружения армии, доставки средств в отдаленные части страны стимулировали развитие железнодорожного строительства и в целом промышленности. Плохая изученность природных ресурсов России в начальный период индустриализации приводила к использованию сырьевых месторождений дорогой добычи, что способствовало росту цен. Доступные в Восточно-Европейской равнине бурый и каменный уголь был малокалорийным, что требовало компенсации качества количеством. Разнообразие национального и конфессионального состава населения позволило использовать инициативную часть населения Польского, ЗападноУкраинского, Центрально-Промышленного районов и Сибири, прошедшую выучку торговым капитализмом, для целей инвестирования
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. – М.: КноРус, 2019. – 128 c.
2. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2018. – 260 с.
3. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2018. – 254 с.
4. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
5. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2018. – 415 с.
6. Васильев, В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: Юстицинформ, 2018. – 680 с.
7. Вещунова, Н.Л. Государственное регулирование экономики / Н.Л. Вещунова. – СПб.: Герда, 2019. – 280 с.
8. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2016. – 630 с.
9. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 255 с.
10. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. – М.: Инфра–М, 2019. – 368 c.
11. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра–М, 2018. – 222 c.
12. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2019. – 364 с.
13. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2019. – 520 с.
14. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 375 с.
15. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. – М.: Норма, 2018. – 96 c.
16. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018. – 399 с.
17. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.