Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена усилением тенденции внедрения самоуправления внутри компании и построению доверительных отношений между персоналом. В центре организации становится персонал, его личностные качества, раскрывается потенциал каждого работника.
Модель «бирюзовых» компаний появилась в России относительно недавно, с первого десятилетия двухтысячных, но уже обращает на себя внимание.
Такие организации ближе к человеку, будь то клиент компании или сотрудник. Существуют универсальные стандартные инструменты, или можно сказать принципы, следование которым будет формировать такую организацию.
Степень разработанности темы исследования. Концепцию «бирюзовой» модели управления развивали в своих трудах такие учёные как: Ф. Лалу, И.И. Гизятов, Т.А. Кемхашвили, и др.
Анализ трудов показал что тема изучена недостаточно.
Объект исследования - концепция «бирюзовых организаций» в теоретическом и практическом аспектах.
Предмет исследования - система факторов, определяющих особенности внедрения в систему управления компанией концепции «бирюзовой организации» в России.
Целью данной работы является анализ теории и практики «бирюзовой» модели управления с целью применения данной модели на практике.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к концепции «бирюзовых организаций»;
- провести анализ внедрения «бирюзовой» модели управления на примере ПАО «Сбербанк».
При проведении исследования были использованы такие методы как анализ литературы, сравнение, исторический анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические подходы к концепции «бирюзовых организаций»
1.1 Сущность и история возникновения «бирюзовых компаний»
В данном параграфе мы рассмотрим 5 способов сотрудничества в организации, акцентируя внимание на бирюзовой модели.
В связи с устареванием и ограниченностью современных организационных моделей требует рассмотрения совершенно новая модель организации - бирюзовая организация, которая основана на равноправии коллег, отсутствии иерархической структуры.
Исследователями выделено 4 способа сотрудничества в организации, которые основаны на таких мировоззренческих парадигмах как:
- импульсивно-красная;
- конформистско-янтарная;
- конкурентно оранжевая;
- плюралистически зеленая.
В бирюзовой парадигме путешествие к внутренней правоте начинается с некоторого самоанализа, чтобы понять, кто мы и в чем смысл нашей жизни.
Типы моделей управления в организации рассмотрим в табл. 1
Таблица 1 – Типы моделей управления организации
Типы организаций Характеристики
Красные
(армии) - держатся на злоупотреблении силой и властью в межличностных отношениях;
- лидер окружает себя наиболее лояльными людьми, покупая их преданность;
- формальной иерархии в организации не существует
Янтарные
(государственные учреждения, школы, религиозные учреждения) - могут заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием;
- способны создавать стабильные организационные структуры
Оранжевые
(международные корпорации)
- отличаются новаторством;
- не боятся ответственности;
- придерживаются принципа меритократии (то есть руководящие посты достаются людям за профессиональные заслуги);
- постоянно стремятся к новизне, создавая больше потребностей;
- меряют успех исключительно деньгами и социальным признанием;
- им присуща личная и корпоративная алчность (бонусы руководства, слияния и поглощения, лоббизм, стремление к монополизму и др.).
Зеленые
(Southwest Airlines, e Container Store, Ben & Jerry’s) - сохраняют меритократическую иерархию;
- принятие большинства решений перепоручают сотрудникам на рабочих местах;
- внедряют и развивают корпоративную культуру, которую разделяют все сотрудники;
- в центр ставят общие ценности, а не сухие инструкции и стандарты.
Бирюзовые - организация – это живой организм, живая система;
- основаны на системе взаимодействия равноправных коллег (нет иерархии, есть самоуправление);
- стимулируют сотрудников обращаться к их внутренней целостности
Самоуправление становится полноценной заменой бюрократической организационной модели. На сегодняшний день многие руководители понимают, что административные методы управления становятся пережитком прошлого, и у персонала наступает разочарование в работе.
Ф.Лалу начал изучать новые способы управления компаниями. Результаты своих трудов он резюмировал в книге «Открытие организаций будущего», где представляет читателям новую организационную модель «бирюзовой» организации.
В своем исследовании Ф. Лалу выделил и подробно описал семь уровней развития организаций (от низшего к высшему). Ф. Лалу, не дает ясного ответа на этот вопрос и оставляет его открытым, а без такого инструмента (методики) практическое распространение идеи «бирюзовой организации» имеет принципиальное ограничение.
Бирюзовая компания выстраивается на основе неформальных взаимоотношений. У каждого сотрудника есть социальные роли: менеджер по продажам, курьер, директор. Но «бирюзовую» компанию отличают от обычной именно равные человеческие взаимоотношения. Это и является в первую очередь инструментом компании нового типа.
Мотивация сотрудника в работе и лояльность к компании выстраивается на уровне человеческих ценностей и контактов. Формально у сотрудника есть должность, есть должностные обязанности — он удерживает профессиональную субординацию. Но при этом неформально сотрудник «бирюзовой» компании может брать на себя совершенно разные роли, в зависимости от задачи. В этом большой плюс и сила такой компании.
Сотрудник может брать на себя различные неформальные роли: координатор, критик, вдохновитель, даже лидерская роль может включаться в тот или иной момент. Человек за счет неформальных взаимоотношений может ходить по различным уровням и должностям в компании. Главный момент — это уровень зрелости и осознанности человека, можно сказать духовный уровень, так как здесь необходимо удерживать диалектические противоположности. Как «человек-человек» быть на равных, как «руководитель-подчиненный» — удерживать субординацию.
Мир живет образами, любые действия идут за образами. Сначала появляется импульс в чувствах — желания. Потом появляются образы и дальше уже — действия. Руководитель «бирюзовой» компании обязан уметь сотворять образы. Хороший пример из жизни описывал основатель компании Nike Фил Найт. У него было любимое кресло в доме, в котором он удобно располагался по вечерам и мысленно осматривал свою компанию. Сотворял живые образы, мечтал, обдумывал.
Бирюзовая компания «живет двумя полушариями мозга». Левым — логическим и правым — творческим. Руководитель новой модели бизнеса умеет пользоваться обоими полушариями мозга. Думать как практик,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ари де Гиус. Живая компания / Ари де Гиус. – СПб. : Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2012
3. Бокова, А. В. Индустриализация культуры: от критики к построению сети // Международный журнал исследований культуры. – М.: Эйдос, 2017. – С. 58-64
4. Владимиров А.П. Управление творческим процессом / А.П. Владимиров. – 2017. - № 1. – С. 10-15
5. Казакова, А. Про управляемый бардак и внутреннюю конкуренцию, или как сделать счастливыми 90 человек (беседа с С. Куксом) // Официальный сайт компании JetBrains [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jetbrains.ru/ professionals/intervyu-s-sergeem-kuksom-rukovoditelem-otdela-net-razrabotok/ (дата обращения: 07.10.2020)
6. Кемхашвили Т.А. Управление фирмой из внешней среды, Социальноэкономические науки и гуманитарные исследования: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 20 с.
7. Кемхашвили Т.А., Управление бизнес-процессами в процессе модернизации предприятий / Т.А. Кемхашвили // Российский экономический журнал. - №4. - 2017
8. Кемхашвили Т.А. Владелец фирмы и контроллинг / Т.А. Кемхашвили// Российский экономический журнал. - №4. - 2016
9. Коллинз Дж. Как гибнут великие. И почему некоторые компании не сдаются / Дж. Коллинз. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
10. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / М.М. Купцов. - М. РИОР, ИНФРА-М, 2011, 184 с.
11. Лалу Ф. Открывая организации будущего / Ф. Лалу. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 430 с.
12. Люка Ф. Де Начни с малого. Правила ведения бизнеса от основателя Subway / Ф. Люка, Дж.Хейз– М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
13. Ляндау Ю.В. Построение бизнес-модели франчайзинга с целью повышения эффективности деятельности ее участников / Ю.В. Ляндау, К.С.Бармашов // Наука и бизнес: пути развития. - № 11 (77). - 2017
14. Ляндау Ю.В. Бармашов К.С. Управление взаимоотношениями с партнерами / Ю.В. Ляндау, К.С.Бармашов // Инновации и инвестиции. - №10. - 2017
15. Макиавелли Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М. : Художественная литература, 1982.
16. Масленников В.В. Технологии организации проектной деятельности по направлению подготовки "Менеджмент» / В.В. Масленников, И.А. Калинина. –М. : Дрофа, 2016
17. Масленников В.В.Построение системы управления организациями сферы услуг / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, И.А. Калинина // Экономика и предпринимательство.- 2017. - № 3-2 (80-2).- С. 562-564.
18. Масленников В.В. Методические рекомендации по выполнению учебно-исследовательской работы студентов / В.В. Масленников, И.А. Калинина.– М.: Кнорус, 2017.
19. Масленников В.В.Социально-педагогическое сопровождение обучающихся / В.В. Масленников, И.А. Калинина // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 4 (4). - С. 26-28
20. Масленников В.В. Бакалавриат по специальности «менеджмент» в контексте перехода к инновационной экономике / В.В. Масленников // Управленческие науки.- 2013.- № 1.- С. 41-43
21. Масленников В.В. Менеджмент. Базовый учебник / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, И.А. Калинина. - М.: Кнорус, 2018
22. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2010
23. Проект Хабрахабр [Электронный ресурс]. - Бирюзовые организации: примеры и общие ответы. Режим доступа: https://habrahabr.ru/, свободный. (Дата обращения 07.10.2020г.)
24. Трифонов, Е. «Не KPI, а здравый смысл»: интервью с вице-президентом по управлению персоналом Натальей Числер. // Официальный сайт компании JetBrains [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jetbrains.ru/professionals/ne-kpia-zdravyj-smysl-intervyu-s-vice-prezidentom-po-upravleniyu-personalom-natalej-chisler/ (дата обращения: 07.10.2020)
25. Шумаев В.А. Развитие Арктики, логистики, транспорта и инфраструктуры / В.А. Шумаев, А.П. Манушина, А.П. Владимиров // Экономика и предпринимательство. -2016. -№ 5. - С. 966-969.