Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характеристика и организация деятельности в детском оздоровительном лагере 6
1.1Возрастные особенности развития младших школьников 6
1.2. Особенности организации досуговой деятельности младших школьников посредством игры 15
Глава 2. Практические аспекты организации досуга младших школьников 25
2.1. Характеристика культурно-досуговой деятельности МАОУ №13 25
2.2. Разработка игр-квеста для досуговой деятельности младших школьников 27
Заключение 50
Список использованных источников 52
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из главных стратегических задач современной государственной политики в области образования является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности. Всё возрастающее значение придаётся досуговой деятельности как форме и средству разноплановой организации жизнедеятельности, проведения свободного времени и фактора разностороннего личностного развития в целом.
Рассматривая проблему досуга в условиях реформирования российского общества, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы организации досуга детей. Возникновение «компьютерного поколения» привело к тому, что из детской жизни вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, моделировать, создать своими руками.
Организация свободного времени детей - важнейшая социально- педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с культурой общения, творческими способностями и возможностями личности, формированием поисково-познавательного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Это период жизни ребёнка от 7 до 11 лет называют «вершиной детства». В эти годы ребенок приобретает первоначальные навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Она расковывает, дает простор и выход лучшим свойствам ребенка. Демократизирует его систему средств, способна любую самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игра увлекает, снимая усталость.
По мнению ученых Л. Н. Ворожбит, Г. А. Неволиной, Г. И. Репринцевой, Н. М. Симоновой, В. П. Шашиной, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Характерные психологические особенности детей младшего школьного возраста – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию определяют основной метод воспитания в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому наиболее популярными формами являются детские утренники, праздники и массовые игры. Метод игры в работе с младшими школьниками занимает ведущее место.
Цель работы - исследовать особенности игры, как ведущего метода досуга младших школьников.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать возрастные особенности развития младших школьников;
2. исследовать роль досуга в развитии младших школьников;
3. рассмотреть характеристику культурно-досуговой деятельности МАОУ №13.
4. разработать игры-квесты для досуговой деятельности младших школьников.
Объект исследования - организация досуга в условиях школы.
Предмет исследования - особенности игры, как ведущего метода досуга младших школьников.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, проектирование.
Степень научной разработанности. Российскими учеными (Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Журавлев, М.И. Рожков, Л.В. Спирин, С.Ю. Степанов, И.И. Фришман и др.) были разработаны различные концепции и подходы к организации досуга, отдыха и деятельности ребенка в условиях школы.
Глава 1. Характеристика и организация деятельности в детском оздоровительном лагере
1.1 Возрастные особенности развития младших школьников
Эффективная организация деятельности в детском оздоровительном лагере требует учета возрастных особенностей развития младших школьников.
Младший школьный возраст приходится на период обучения в начальной школе, а его возрастные границы устанавливаются в настоящее время с шести-семи и до десяти лет. Данный возраст неразрывно связан с переходом к систематическому школьному обучению. Новая деятельность и непосредственно начало обучения ведёт к возникновению различных новообразований, но главным образом изменяет социальную ситуацию развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
В младшем школьном возрасте продолжается активное формирование костной системы-черепа, конечностей, тазовых костей. Перегрузка скелета чревата негативными последствиями для здоровья ребенка, поэтому следует избегать длительной физической нагрузки, однообразных и неправильных поз, например, при письме, рукоделии [13].
Значительно увеличивается мышечная масса. Крупные мышцы развиваются интенсивнее мелких, поэтому дети еще не способны долго сидеть в одной позе и заниматься работой, требующей мелких и точных движений.
При росте физической силы дети быстро устают, хотя очень подвижны и стремятся к играм и занятиям, требующим ловкости, подвижности (игры с мячом, прыжки, бег)-через 20-30 минут таких занятий им необходим отдых.
Работа сердечно-сосудистой системы становится более стабильной, улучшается кровоснабжение всех органов и тканей организма.
Происходит заметный рост массы головного мозга, особенно лобных долей. Это является залогом развития его высших психических функций.
Индивидуальные показатели физического развития существенно отличаются даже у детей одного школьного класса. Они зависят от условий жизни, от генетической наследственности. Младший школьный возраст, кризис 7 лет, является своего рода ступенькой к последующему физическому совершенствованию ребенка.
С 8 лет значительно улучшается двигательная координация, повышается общая выносливость организма.
С 7 до 11 лет мальчики и девочки прибавляют в росте в среднем по 20-25 см, а их вес увеличивается на 10-15 кг.
Особенности физического развития оказывают влияние на развитие личности ребенка в целом. Их непременно надо учитывать при организации его жизни в школе и дома.
Поступающий в первый класс ребенок многого ожидает от школы, она манит его новизной, символизирует шаг во взрослую жизнь. Школьные правила он воспринимает как обязательное условие статуса ученика и подчиняется им. Учебная деятельность приобретает ведущую роль с приходом ребёнка в начальную школу.
В рамках учебной деятельности происходит не только физическое развитие ребёнка, также совершенствуются различные психофизические функции, формируются психологические новообразования возникают сложные личностные новообразования. Эти новообразования характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Известный педагог Л.С.Выготский выдвинул концепцию психологического возраста, согласно которой к числу ключевых, определяющих возрастные особенности развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т. е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальные ситуации развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Ангина, Е.В., Тульская, Н.И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации / Е.В. Ангина, Н.И. Тульская // СИСП. - 2015. - №10 (54). - С. 506-518.
3. Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие / Л.В. Байбородова, И.Е. Харисова; под общ. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯЕПУ, 2014. - 345 с.
4. Волгунов, В. В. Организация детского отдыха в оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект / В.В. Волгунов // Вестник ВятЕУ. - 2009. - №4. - С. 16-19.
5. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 235 с.
6. Ворожбит, Л. Н. Методические разработки различных форм досуговых мероприятий [Текст] / метод. Пособие / Л. Н. Ворожбит. – Тамбов. : МБУДО ЦДОД, 2016. – 52 с.
7. Дворцова, Н.Б. Инновационные идеи в моделировании воспитательной системы образовательного учреждения : учебно-методическое пособие / Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов : Научная книга, 2005. - 32 с.
8. Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый, 2015. №7. С. 1109-1111.
9. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка: сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. – Минск: МОИРО, 2010. 50 с.
10. Досуговая работа с младшими школьниками [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Н.М. Симонова. – Киров : ВКК, 2018. – 22 с.
11. Ежкова, Н.С., Брындикова, А.В. Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства / Н.С. Ежкова, А.В. Брындикова // Еуманитарные ведомости ТЕПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7). - С. 149152.
12. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: 2009.
13. Жарков А. Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. статей. Вып. 16. Москва: МГИК, 2016. C. 9 – 23.
14. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: изд. дом МГУКИ, 2010. 396 с.
15. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: 2011. 64 с.
16. Зоричева, Н.М. Детский отдых как приоритетный вид социальной политики государства / Н.М. Зоричева // Российский экономический интернет - журнал. - 2013. - №1. - С.1-6.
17. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 246 с. 50
18. Киселева Т.К., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2012. 143–174 с.
19. Колодяжная Т.П. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Т.П. Колодяжная, Т.В. Рубан // Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сб. материалов 3 междунар. науч.-практ. конф. – Махачкала, 2013. – С. 171-175.
20. Колчеев, Ю. В., Колчеева, Н. М. Театрализованные игры в школе [Текст] / М.: Школьная пресса, 2000. – «Воспитание школьников». Библиотека журнал. – Вып. 14. – 96 с.
21. Коннова Т.В. Игры по формированию навыков рассказывания у старших дошкольников // Современный детский сад. – 2019. – № 1. – С. 49-51.
22. Культурно-досуговая деятельность. Статьи [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mirznanii.com/a/129143/kulturno-dosugovaya-deyatelnost
23. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kniga.seluk.ru/k-kulturologiya/
24. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/152068.html
25. Моделирование деятельности ДОЛ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.summercampo.ru (дата обращения: 08.06.2019).
26. Неволина, Г.А. Игра на обретение [Текст] / учеб. пособие для педагогов дополнительного образования и режиссеров / гл. ред. Ж.Смелова //Сценарии и репертуар. М.: Эксмо, 2012. – 49 с.
27. Опарина, Н.А. Школьные праздники и зрелища [Текст] / репертуарно-методический сборник / Н. Опарина. – Москва : ВЦХТ, 2012. – «Я вхожу в мир искусств» : репертуарно-методическая библиотечка; 2012). – 121 с.
28. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере: метод. пособие / авт.-сост. Н. П. Царёв. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 91 с.
29. Организация и проведения игр и конкурсов для младших школьников [Электронный ресурс] / URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/organizacija-i-provedenie-igr-i-konkursov-v-nachalnoi-shkole.html
30. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник / С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева, Асанова И. М. 2014.
31. Панфилов, В.В. Режиссеру праздника – об игре [Текст] / праздник, игра и игровые принципы, праздник для каждого: подходы, радуга – игра / В. Панфилов. – М. : ВЦХТ, 2004. – «Я вхожу в мир искусств» : Репертуар. –метод. б-чка; 3(79)`. – 175 с.
32. Панфилова, Н.С. Игровые технологии в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-v-mladshem-shkolnom-vozraste-1739749.html
33. Плеханова, А.В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время / А.В. Плеханова // Вестник ТГУ. - 2009. - №10. - С. 313-317.
34. Репринцева, Г. И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром [Текст] / Методическое пособие / Г.И. Репринцева. - М.: Форум, 2008. – 240 с.
35. Самовик О.А. Детские музыкальные школы и детские школы искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования / О.А. Самовик // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - №2. 2013.
36. Словарь-справочник организатора культурно-досуговой деятельности. /сост. Н.В. Кравченко. – Нижний Тагил: 2015. 44 с.
37. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru/
38. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / под общей редакцией Н.П. Гончаровой / 2-е изд., Москва-Тверь: ИП Монастырская М.В. – 2014. – 222с.
39. Сраджев В.П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ (на примере детских школ искусств) / В.П. Сраджев, Е.П. Кондакова, И.П. Мандебура // Наука. Искусство. Культура. 2013. - №2. - С. 129-136.
40. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании [Текст] / Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 3. 1983. – 233 с.
41. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучкова, Е.А. Пенцова. – М.: изд. центр «Академия», 2009. 288 с.
42. Шамсутдинова Д. В, Турханова Р. И. Теории игровой деятельности как концепция личностного развития детей и подростков. [Текст] /материалы международной научно-практической конференции, 15 апреля 2016г./ КазГИК; науч.ред.: П.П.Терехов, Д.В. Шамсутдинова,Л.Ф. Мустафина. –Казань: Изд-во «Бриг», 2016. – 452с
43. Шашина, В. П. Методика игрового общения [Текст] / учеб. пособие / В. П. Шашина – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288 с.
44. Шевчук, И.В., Еурнак, М.А. Игра как форма досуга младших школьников / И.В. Шевчук, М.А. Еурнак // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 567-569.
45. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 226 с.
46. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека / Д.Б. Эльконин. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.