Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из задач, поставленных в настоящее время перед образовательной системой является обеспечение эффективного использования информационных и инновационных технологий в учебном процессе.
Процессы, связанные с информатизацией общества, становятся все более динамичными и выдвигают новые требования к учебному процессу. Задачи образования предполагают обучение детей навыкам самостоятельного мышления с использованием для данной цели знаний из различных областей, обеспечение развития способностей к прогнозированию результатов и возможных последствий при принятии различных вариантов решения, умений установки причинно-следственных связей. Одним из средств достижения указанных целей является проектная деятельность.
Актуальность данной темы связана с наличием противоречий, имеющихся в сфере школьного образования. Данные противоречия между задачами по формированию у школьников комплекса необходимых умений, развивающихся в рамках работы над проектами и недостаточностью уровня использования указанной методики в учебном процессе.
Целью денной работы является анализ использования проектной деятельности в рамках изучения тематического блока «Информационные технологии»
Задачи работы:
- анализ особенностей использования проектной деятельности в учебном процессе;
- разработка плана учебного занятия по курсу информатики с использованием методов проектной деятельности.
Объект исследования: использование методов проектной деятельности в учебном процессе.
Предмет исследования: проектная деятельность учащихся в рамках изучения курса информатики в средней школе.
Глава 1. Роль проектной деятельности в учебном процессе
В настоящее время в школьный учебный процесс включаются новые методики, использующие активные методы обучения, к которым относится метод проектов. Это связано с тем, что традиционные подходы к обучению, в рамках которых учащиеся выступают в качестве объектов обучения, постепенно теряют свою актуальность. Альтернативный подход к обучению связан с технологиями, в которых ученики в максимальной степени проявляют свои индивидуальные особенности, совместно участвуя в учебном процессе.
Проектный подход предполагает, что педагоги должны создать среду, мотивирующую учащихся к самостоятельному добыванию, обработке информации, возможностям поиска необходимых данных по изучаемым тематикам в различных источниках.
По определению проект представляет собой совокупность определенных действий, материалов, предварительных текстов, замыслов, позволяющих создавать реальные объекты, предметы, теоретические продукты, что связано с использованием компонентов творческой деятельности.
Проектный метод в учебном процессе является определенной альтернативой классно-урочной системе. Современные проекты учащихся являются дидактическим средством активизации познавательной деятельности, стимулом к развитию творческого мышления с одновременным формированием определенных личностных качеств.
Метод проектов – представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактологических знаний, а на их использование и получение новых. Активное включение учащихся в работу над проектами дает им возможность освоения новых способов человеческой деятельности в социальной и культурной среде.
В проектных методах как формах педагогической технологии возможно найти воплощение комплекса идей, наиболее четко представленных в работах специалистов, концепция которых предполагает, что период школьного обучения является не подготовкой к жизни, а есть полноценная жизнь. Следовательно, образовательный процесс должен основываться не на том наборе знаний, которые когда-либо в будущем могут пригодятся, а на том, что является необходимым и актуальным для детей в настоящий момент.
Всякая деятельность с учащимися, включая образовательный процесс, должна быть построена с учетом комплекса их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте детей.
Основная задача обучения с использованием метода проектов предполагает необходимость исследования учащимися совместно с учителями окружающей жизни. Вся работа в рамках выполнения проектов выполняется учащимися самостоятельно, либо в группах или под руководством педагога, что включает работы по планированию, выполнению, анализу, оценке и интерпретации полученных результатов.
Программы в проектных методах строятся в форме серии взаимосвязанных моментов, которые следуют из тех или иных задач. Учащиеся самостоятельно или в группах должны иметь навыки планирования своей деятельности, нахождения источников информации, необходимой для выполнения тех или иных проектов, что позволяет разрешать поставленные задачи путем построения взаимоотношений в группе. Преимущества данной технологии включают: стимулирование энтузиазма в работе, заинтересованности учащихся, построение связей учебного материала с реальной жизнью, построение иерархических взаимоотношений при групповых формах работы, стимулирование к изучению научных методов, методов самоконтроля, самодисциплины.
В основу метода проектов положены цели развития познавательной, творческой деятельности учащихся, самостоятельного структурирования полученного материала, умений поиска необходимых данных в информационном пространстве, развития критического мышления.
Проектные методы всегда ориентированы на самостоятельность в работе учащихся, выполняемой на протяжении выделенного временного периода. Данный подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкость планирования действий, определения замысла или гипотезы решения исследуемых проблем, четкости в распределении ролей (если используются групповые формы работы), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема – конкретное ее решение, если практическая – конкретный практический результат, готовый к применению.
Исследовательские предметы могут быть по содержанию [3]:
монопредметными – выполняются на материале конкретных учебных дисциплин;
межпредметными – используются материалы по смежным учебным дисциаплинам;
надпредметными, в которых используются материалы факультативных занятий.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
3. Преимущества проектного метода в обучении
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.
Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:
формированию у учащихся определенного набора знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с использованием информационных технологий;
развитию наглядно-образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
поддержанию мотивации к использованию информационных технологий в учебном процессе;
развитию эстетического восприятия любых объектов;
формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.
Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.
Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Методика обучения информатике [Электронный ресурс]: / Лыскова Вероника Юрьевна. - Тамбов : ТГУ, 2014.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., испр. и лоп. - Москва : Академия, 2016. – 543с.
3. Федорова Г. А. Реализация телекоммуникационных образовательных проектов в среде MOODLE : учебно-методическое пособие / Г. А. Федорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 164с.
4. Федотов, А.А. Информатика: Курс лекций. Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
5. Туманова О. А. Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания> / Туманова Ольга Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2016.
6. Тарасова, Н.В. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.
7. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 260 с.
8. Анашкина Н. А., Шишкин А. И. Мультимедийные технологии в образовании : создание учебного видеофильма : учебное пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 90 с.
9. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2014" : IV всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 23 апреля 2014) : материалы и доклады / сост.: С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2014. - 111 с.
10. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2015" : V всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 8 апреля 2015) : материалы и доклады / сост. С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2015. - 273 с.
11. Андреев В. В. Информатика и ИКТ : мультимедийные средства в образовании : учебник для студентов гуманитарных педагогических специальностей вузов / Андреев Валерий Владимирович. - Рязань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет", 2012. - 125 с.