Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Чувства, которые окрашивают отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфичность их заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания жизнедеятельности ребенка, а удовлетворение потребности в родительской любви – жизненно важно для каждого индивида, на определенном этапе. Бесспорно, роль, отношение и место, как матери, так и отца в формировании личности ребенка невозможно переоценить, особым образом отношения с родителями влияют на построение идентичности личности и, в частности, на построение женской идентичности.
Психология семьи сохраняет своей актуальной задачей исследование особенностей женской идентичности, факторов, детерминирующих особенности этого явления. Не смотря на то, что долгое время в психолого-педагогической науке, детско-родительские отношения рассматривались лишь в рамках диадического взаимодействия матери и ребенка, с точки зрения воздействия матери на развитие ребенка. В настоящее время ситуация несколько изменилась. Все большую актуальность приобретают исследования, в рамках которых влияние отца рассматривается как компонент и условие личностной идентичности женщины, самореализации. В исследованиях отражены проблемы личностного характера, связанные с психологическим компонентом гестационной доминанты (Добряков И.В.) [14], особенности формирования женщины, как матери в онтогенетичнеском развитии и становлении личности (С.Ю.Мещерякова, Г.Г.Филиппова) [24], становление материнско-детских отношений в их прогрессировании (Боулби Дж., Карабанова О.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Мухина В.С., Овчарова Р.В., Реан А.А, Рамих В.А. и др.)[3, 15, 26, 29]. Представлены исследований, в которых рассмотрено влияние эффективного, гармоничного либо деструктивного родительства на раннее развитие ребенка: теория привязанности (Боулби Дж.) [3], теория холдинга (Винникотт Л.В.) [30], исследования, в которых родительство, рассматривается с точки зрения личностного развития, формирования идентичности, экзистенциальной роли материнства для женщины (Гурьянова Т.А., Скоромная Ю.Е., Филиппова Г.Г., Радионова М.С., Сетх Е.С., Шулакова Е.Ю. и др.) [11, 35].
Феномен женской идентичности как предмет исследования не теряет своей актуальности и наряду с исследованиями в рамках медицины, биологии, физиологии, достаточно обширен и круг исследований по данной теме в социологии, культурологии, истории, психологии, религиозных исследованиях. Авторы[25, 32], находят здесь, с одной стороны, влияние общей гумманитаризации науки, с другой стороны, влияние изменений, происходящих в социуме и культуре. Изменения эти, зачастую, носят тревожный характер. В частности, в России отмечается снижение общего уровня здоровья населения репродуктивного возраста, наряду с ростом родового травматизма и нарушений здоровья детей, вследствие наличия заболеваний у родителей. Недостаток социально-экономических оснований, позволяющих гарантировать приемлемый уровень материального благополучия семьи и развития детей. В обществе меняется система традиционных стереотипов нравственного поведения, формирования партнерских отношений, семейных стереотипов и т.д. В частности, существующая на западе практика воспитания детей в гомосексуальных семьях, неконтролируемый рост количества разводов и неполных семей, обуславливают рост исследований особенностей построения идентичности личности. В исследованиях заявлена проблема исчезновения отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка и подростка, что имеет значение и для построения взаимоотношений с матерью и развития материнской идентичности девочки-девушки-женщины в онтогенезе[29, 37]. Современные специалисты указывают на связь обозначенных выше феноменов с психологическими проблемами личностного развития: диффузностью идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональным неблагополучием, ростом девиаций поведения и др. [2, 32, 34].
Все это трансформирует реальность и ставит перед современным обществом и личностью, в нем развивающейся, новые вопросы и формирует новые установки, относительно построения идентичности. Таким образом, проблема исследования обусловлена культурно-нравственным диссонансом, возникающим в результате наличия в обществе следующих тенденций:
- в современном обществе произошла смена полоролевых моделей поведения, стандартов восприятия мужчин и женщин, отцовской и материнской фигур;
- произошло фактически официальное признание гомосексуализма как нормы партнерских и семейных отношений (в некоторых странах и официальное), что сразу отправляет нас к идее о биологическом понятии пола и о психической половой идентичности детей, воспитывающихся в данных диадах и самих участников этих отношений, а соответственно, к проблеме формирования женской идентичности в онтогенезе личности;
- развитие и пропаганда феминистических идей с их активным внедрением женской самостоятельности и независимости, самодостаточности и отсутствием потребности в мужчине, со стиранием границы между «сильным» и «слабым» полом, что требует от женщин новых качеств и проявлений (экономической независимости, смены ролевого социального поведения, иных, относительно прошлого факторов, обуславливающих для личности ее идентичность);
- использование контрацепции дает женщинам возможность не только контролировать рождение детей, но и управлять данным процессом. Так, в случае, если мужчина хочет иметь детей, то только от женщины зависит, будет ли их ребенок зачат и рожден, готовность женщины к материнству становится решающим фактором для семьи и др.
При этом, нет однозначной сформированности и наполненности понятий «женская идентичность», перечня факторов, однозначно определяющих влияние родительских фигур на построение идентичности женщины. В науке существует потребность в подробном исследовании обозначенных аспектов в меняющихся культурно-социоэкономических условиях.
Вышесказанное, определяет актуальность и выбор темы исследования «Образы родителей в структуре личностной идентичности женщины».
Цель исследования: изучение образов родителей в структуре личностной идентичности женщин.
Объект исследования: образы родителей в структуре личностной идентичности.
Предмет исследования: образы родителей в структуре личностной идентичности женщины.
Гипотеза исследования: образы родителей в структуре личностной идентичности женщин имеют когнитивную, эмоциональную наполненность и оказывают влияние на такие компоненты, как самооценка, базовое доверие, ценность самоактулизации, принятия себя и других.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие личностной идентичности;
- проанализировать влияние отношения родителей на формирование личностной идентичности женщины;
- изучить проблему формирования образов родителей в структуре личностной идентичности женщины;
- реализовать эмпирическое исследование образов родителей в структуре личностной идентичности женщины.
Парадигма исследования: на различных этапах, в исследовании применяется полипарадигмальный подход в рамках разработок концепций психоаналитического направления, экзистенциального направления, поведенческого и др. научных школ.
Методология исследования обусловлена фундаментальными исследованиями отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Бершедова, Л.С.Выготский, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн); культурно-историческая концепция формирования личности (Л.C.Выготский); теории развития личности (Б.Н.Ананьев, B.C. Мухина, Э.Эриксон, И.С.Кон); концепции культурно-исторической обусловленности материнства (Э.Эриксон, М.Мид, В.С.Мухина и др.); работы, посвященные изучению идентичности личности (В.И.Слободчиков, Г.А. Цукерман), саморазвития и самоактуализации (Э.Фромм, В.Франки, Э.Шостром). Женская идентичность рассматривается как многофакторный феномен, обусловленный особенностями онтогенетического, личностного, культурно-исторического социального пространства, и требует изучения на разных уровнях: культурно-историческом, экзистенциально-гуманистическом и субъектно-средовом.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, классификация, систематизация.
Новизна исследования обусловлена представлением теоретического и прикладного анализа образов родителей в структуре личностной идентичности женщин фертильного возраста, которая рассматривается как одно из ресурсных для женщины личностных образований и способ самореализации.
Практическая значимость результатов работы.
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении психологической проблематики роли образов родителей в структуре личностной идентичности женщины, для решения актуальных проблем современных семейных отношений, материнства и т.д. Основные положения и выводы исследования могут считаться существенными для осмысления и практической работы в консультативной и терапевтической работе.
Достоверность результатов обусловлена применением научных методов исследования, стандартизированных, валидных диагностических методик исследования.
Структурно, исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, выводов по исследованию, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ
§ 1. Понятие личностной идентичности
Проблема идентичности занимает важное место в современных исследованиях и психотерапевтических дискуссиях.
Согласно философскому подходу, идентичность (или сходство) состоит в том, что делает объект определимым и распознаваемым с точки зрения обладания рядом качеств или особенностей, которые отличают этот объект от объектов различного типа [1].
В психологической традиции эти положения были сформулированы в представлении идентичности как внутренней сущности, ядра личности, тесно связанного с ценностно-смысловой системой [35]. Стремление к обретению идентичности отражает стремление к целостности, интеграции противоположностей. Следующим шагом в разработке концепции идентичности следует считать тезис Д. Юма о конституировании идентичности не из самости человека, а «извне», т.е. из общества. В такой трактовке идентичность поддерживается за счет имени, репутации, славы через имя, репутацию, славу и т.д., поскольку в представлениях Д. Юма «Я» - это всего лишь «пучок восприятий» и не более того. Фактически в это время впервые были выдвинуты тезисы о формировании идентичности в пространстве культуры и общества. Человек в этой традиции находит себя через внешнее, вне себя самого, в свой деятельности и в этом отношении «создает себя» [Цит. по 15]. Данная философская линия отразилась в психосоциальном понимании личностной идентичности, согласно которому идентичность – это не столько внутренняя целостность, сколько результат согласования, баланса между потенциальной целостностью, личностными смыслами и ценностями общества, представленными в том числе и в признании значимыми Других. Наиболее ярко данную позицию обозначил Э.Эриксон, определив идентичность как «осознание того, что синтезирование Эго обеспечивается тождеством человека самому себе и непрерывностью и что стиль идентичности совпадает с тождеством и непрерывностью того значения, которое представляется значимым другим в непосредственном окружении» [23]. Автор раскрывает психосоциальную сущность, выделяя четыре аспекта: сознательное чувство индивидуальной идентичности, бессознательную борьбу за непрерывность личностного характера, критерий эго синтеза, поддержание внутренней солидарности с идеалами и идентичностью группы.
В аналитической традиции сходное содержание отражено в понимании Персоны [12]. Э. Эриксон интересовался идеями К.Г. Юнга и развил его представления об отношениях Эго – Персона. В отечественной литературе данная точка зрения поддержана, например, Е.Т. Соколовой, которая определяет самоидентичность как «устойчиво переживаемую тождественность Я во времени и пространстве; она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамических и противоречивых образов Я в единую связанную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивым, обобщенным и целостным индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других» [32, с. 4].
Таким образом, сама концепция личностной идентичности поднимает проблему противостояния и возможности сосуществования целостного «Я» и идеалов требований социума. социальная взаимозависимость рассматривается как условие здоровой идентичности [Цит.по 16], утверждается необходимость социального признания и объединения с окружающим миром и людьми, отмечается роль значимого Другого в формировании идентичности.
Эти данные позволяют нам говорить, что противоположности «внутренняя согласованность – соответствие социальным ожиданиям» обрели жизнь в едином пространстве. В таком контексте, понятным становится постановка проблемы данного исследования – образы родителей и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абушенко, В.Л. Идентичность [Электронный ресурс] / Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. Режим доступа: http://opredelenie1.ru/noveyshiy-filosofskiy-slovar/i/identity/, свободный.
2. Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на главный этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов [Текст] / Л.И.Бершедова. – Автореф. дис... на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. - М., 1999. - 26 с.
3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
4. Боровикова, Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины [Текст] / Н.В.Боровикова // Сборник материалов первой научно-практической конференции по перинатальной психологии. Спб., 1998. – С.70-74.
5. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] // Вопросы психологии, 2002, №2, с. 28-39.
6. Буякас, Т.М. Феноменология смысла: смысл как зов души [Текст] / МПЖ, 2009, №2, с. 94-109
7. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я.Варга. – Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
8. Винникотт, Л.В. Маленькие дети и их матери [Текст] /Л.В. Винникотт. – М.: Класс, 1998. - 123 с.
9. Ворошнина, О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства [Текст] /О.Р. Ворошнина: Дис...канд. психол. наук. - М., 1998. -202 с.
10. Гурьянова, Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадиипланирования беременности, во время беременности и после родов [Текст] / Т.А.Гурьянова. – дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2004.
11. Демина, А.С. Психологическая готовность к материнству в период ранней взрослости[Текст] / А.С.Демина // Психология. Вестник КемГУ, №4(56), 2013. – Т.2. – С.88-92
12. Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты [Текст] // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конф. / Под ред. И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко. - СПб.: НИИ акуш и гин. им. Д.О. Отта, Межрег. ассоц. перинатальной психологии и медицины России, 2001. - С. 39-48.
13. Добряков, И.В. Тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты [Текст] / И.В.Добряков // Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов: Материалы V ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. (8-9.02. 2003 г.).- СПб.: Изд. СПбГУ, 2003. - С. 52-56.
14. Калина, О.Г., Роль отца в психическом развитии ребенка : монография [Текст] / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. – 112 с.
15. Кон, И.С. Социологическая психология: монография [Текст] / И.С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 c.
16. Кон, И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе[Текст] / И.С.Кон // Советская этнография. — № 6. — С. 26–33. 1987.
17. Лангмейер, Й. Психологическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й.Лангмейер, З. Матейчик. – Прага: Авиценум, 1984.
18. Махмутова, Р.К. Материнство как психологический феномен / Р.К.Махмутова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2007, №9, С.159-162
19. Мид, М. Культура и мир детства: Избранные произведения[Текст] / М.Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
20. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие[Текст] /Р.ЖМухамедрахимов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
21. Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности [Текст] /В.С.Мухина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. - 640 с.
22. Мухина, B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы [Текст] /В.С.Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 1. - С. 141-153.
23. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
24. Психология человека от рождения до смерти [Текст] /Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
25. Пелячик, A.B. Ранняя беременность как фактор личностного развития [Текст] / А.В.Пелячик // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. - 2004. - № 2. - С. 104-106.
26. Прихожан, А.М. Дети без семьи [Текст] / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. – М.: Педагогика, 1990.
27. Селюгина, П.Б. Внутренний образ прародителей в структуре личностной идентичности [Текст] / П.Б.Селюгина. – Дисс. канд. психологических наук. – ВШЭ. – Москва-2013. – 170 с.
28. Скоромная, Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен [Текст] / Ю.Е.Скоромная. – дисс.канд.психол.наук. – М., 2006
29. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3–17.
30. Трушкина, С.В. Нормативные модели материнства у женщин с социально приемлемым и девиантным родительским поведением: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2012 28 с.
31. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
32. Филиппова, Г.Г. О нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. - 2003. - № 4-5. - С. 83-109.
33. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере [Текст] / В.Франкл. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. – 186 с.
34. Хуриева, М.Ю. Роль отца в гендерной социализации ребенка в современной семье / М.Ю. Хуриева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19429 (дата обращения: 09.10.2020).
35. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] /Г.Т.Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
36. Badinter, E. Mother love. Myth and reality.-N.Y.:Macmillan, 1981.-241 p.
37. Winnicott, D.W. The family and individual development.! - Penguin, 1968. - 389 p.