Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое перспективно обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся внешней среде.
Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегический менеджмент как концепция и практика управления современными организациями позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, комплексно реализующее различные управленческие функции, методы прогнозирования и анализа, понять, почему одни организации успешно развиваются, а другие не имеют таких результатов развития.
Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегического плана. Он включает постановку целей, выработку стратегий и обеспечивающих их реализацию мероприятий, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных задач, а также проводить оценку полученных результатов.
Если раньше считалось, что большая фирма имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений во внешней среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Объектом исследования является ООО ГК «Логи-Транс-Сервис».
Предметом исследования является формирование стратегии развития организации.
Цель исследования - Формирование стратегии развития организации на примере ООО ГК «Логи-Транс-Сервис».
Для достижения цели работы решаются следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы формирования стратегии развития организации;
2 провести стратегический анализ ООО ГК «Логи-Транс-Сервис»;
3 разработать стратегию развития организации ООО ГК «Логи-Транс-Сервис».
В процессе проведения исследования использовались такие научные методы, как наблюдение, описание, анализ, синтез, сравнение и др.
Для анализа внешней и внутренней среды ООО ГК «Логи-Транс-Сервис» были использованы методы SWOT- и PEST-анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Стратегическое управление и его роль в развитии организаций
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60--70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея, необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Стратегическое управление - процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев, лет и т.д.?
3. Каким способом достичь желаемого результата?
Для ответа на первый вопрос необходима достоверная информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает важную особенность стратегического управления, как его ориентацию на будущее. Для его ответа необходимо четко определить миссию и цели организации. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии. Важнейшими ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
Стратегическое управление организацией состоит из 5-ти основных этапов планирования:
1. Формирование видения, миссии, целей;
2. Стратегический анализ.
3. Стратегический выбор.
4. Реализация стратегии.
5. Контроль, оценка результатов деятельности и введение корректирующих действий.
Эти процессы логически вытекают друг из друга. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на их совокупность. Это важная особенность структуры стратегического управления.
Непосредственная роль стратегического управления состоит в том, чтобы оказать практическую помощь руководителю организации в адаптации к изменениям внешней среды. Внешняя среда находится в постоянной динамике. Эффективный руководитель для того, чтобы сохранить предприятие, должен своевременно реагировать на внешние и внутренние процессы. Изменения касаются как самого предприятия, его структуры, так и его текущей деятельности.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в долгосрочной перспективе в условиях нестабильной внешней среды.
1.2 Понятия и виды стратегии развития
Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе.
Стратегии развития организации различаются и по их предназначению, по уровню, на котором предполагается их использование.
Существует четыре основных типа стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Обычно принято выделять четыре уровня стратегии, которая разрабатывается и реализуется на всех уровнях стратегического управления:
1. Корпоративная;
2. Деловая;
3. Функциональная;
4. Операционная.
Корпоративная или портфельная стратегия - это стратегия, которая характеризует общее направление развития организации. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются организации в целом. Одной из целей корпоративной стратегии является выбор стратегических зон хозяйствования организации, в которые следует направлять инвестиции.
Деловая (конкурентная) стратегия - это стратегия высшего уровня для узкоспециализированных предприятий или стратегия второго уровня. Деловая стратегия воплощается в основном в бизнес-планах, где определяет методы и формы управления различными видами бизнеса с целью сбалансирования хозяйственного портфеля. На основании ее анализа можно понять, как предприятие будет добиваться успеха в конкурентной борьбе.
Функциональный уровень - структурные подразделения организации, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических зон хозяйствования и предприятия в целом (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, процесс оказания услуг, маркетинг, финансы, персонал и др.).
Оперативный уровень - это региональные отделения, отделы или бюро внутри функциональных подразделений, где ответственными за разработку стратегии являются менеджеры низшего уровня.
В реальной практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Предприятие может проводить и определенную последовательность в реализации стратегий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аакер Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. - М.: Эксмо, 2007.
2. Булах Г.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для студентов направления 080502.65 «Менеджмент»/ Г.В. Булах, Н.В.Исаев – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. – 172 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. – М.: Гардарики, 2016. С. 47.
4. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03369-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433092 (дата
5. Грант Р. Современный стратегический анализ. - М.: Питер, 2008.
6. Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен Основы стратегического менеджмента. - М.: Юнити-Дана, 2008.
7. Джонсон Дж., К. Шоулз, Р. Уиттингтон. Корпоративная стратегия. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2007.
8. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 375 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03013-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432044 (дата обращения: 22.02.2020)
9. Ларионов И.К. Стратегическое управление. Дашков и К, 2015. http://www.iprbookshop.ru/24762
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. – 672 с.
11. Минцберг Г. Менеджмент. Природа и структура организаций. – М.: Эксмо, 2018. С. 62.
12. Портных В.В. Стратегия бизнеса. Дашков и К, 2015.http://www.iprbookshop.ru/10983
13. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент : учеб.пособие / В.Н. Родионова. — 3-е изд., испр. и перераб. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 106 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774157
14. Стратегический менеджмент : учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). —http://znanium.com/catalog/product/952274
15. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. С. 63.
16. Стратегическое планирование информационных систем: учеб. пособие для магистрантов / О.В. Пешкова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. С. 10.
17. Тренев Н.Н. Технологии управления корпорацией. – Москва: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. C 135.
18. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: Бином, 2009.
19. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент. Ай Пи Эр Медиа, 2015. http://www.iprbookshop.ru/24817