Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что для института административной ответственности юридических лиц характерно постоянное активное развитие.1
Указанное развитие сопровождается непрекращающимися спорами о правовой природе административной ответственности юридических лиц, определении вины,2 обоснованности постоянного увеличения числа составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность юридических лиц,3 и т.п.
Согласно ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4 (далее - КоАП РФ) субъектом административной ответственности может быть юридическое лицо, в случае если им совершено административное правонарушение.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с административной ответственностью юридических лиц.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие административную ответственность юридических лиц, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение административной ответственности юридических лиц.
Задачами работы ставится:
исследовать юридическое лицо как субъекта административной ответственности;
проанализировать спорные аспекты административной ответственности юридических лиц;
выявить проблемные аспекты административной ответственности юридических лиц;
рассмотреть тенденции развития админитсративной ответственности юридических лиц
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Административная ответственность и ее особенность для юридических лиц
1.1. Юридическое лицо как субъект административной ответственности
Институт административной ответственности юридических лиц, сформировавшийся в нынешнем виде с принятием действующего КоАП РФ, уже многие годы остается объектом научных исследований и дискуссий юристов (и не только их). Предметами полемики являются вопросы юридической обоснованности, социальной необходимости и эффективности его существования. Как противники, так и сторонники сохранения этого института отмечают его ярко выраженный фискальный характер. По мнению первых, этим фактически в основном и ограничивается его предназначение, а сам он является фактором снижения предпринимательской активности.5 Сторонники существования административной ответственности юридических лиц утверждают, что помимо пополнения бюджета этот институт играет важную роль в развитии социально-экономических процессов в стране, является мощным рычагом государственного регулирования функционирования организаций с целью развития их предпринимательской и иной деятельности.6
Признание административным правонарушением противоправного деяния не только физического, однако и юридического лица (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) изменило сформировавшееся в административно-правовой науке представление о субъекте административного правонарушения, а сформулированное в ч. 2 этой статьи определение вины этого субъекта деформировало господствующее в юриспруденции представление о содержании вины как психическом отношении лица к совершенному им деянию и его последствиям. По мнению известных административистов, определение вины юридического лица как непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения, фактически закрепило принцип объективного вменения.7 Действительно, такое определение вины юридического лица не содержит ответов на вопросы о том, кем именно не приняты меры по соблюдению правил (продавцом, нарушившим их, директором магазина, учредителем юридического лица), сознавало ли виновное лицо реальную возможность в конкретной обстановке принять конкретные меры по их соблюдению, должно ли оно было в силу занимаемого в организации положения принять такие меры.
Другими представителями административно-правовой науки предприняты попытки теоретического обоснования этой законодательной новеллы. Появилась не свойственная публично-правовой ответственности «поведенческая концепция» вины. Вина, будучи признаком субъективной стороны состава административного правонарушения, стала рассматриваться в «объективном смысле» как некая вина с точки зрения правоприменителя, которая обусловлена объективной стороной правонарушения. Некоторые сторонники такого понимания вины не отказываются и от признания вины как отношения представителей юридического лица к противоправному деянию и предлагают «поведенческо-психологическую» концепцию вины.8 Однако вопрос о том, как именно руководствоваться этой концепцией в правоприменении, убедительного ответа у ее авторов не находит. Не более ценной для правоприменительной практики представляется авторское суждение о том, что юридическое лицо может проявлять собственную волю и действовать независимо от виновности или невиновности его работников.9 Большинство же исследователей связывают вину юридического лица с виной его представителя (должностного лица, работника).10 Такой же позиции нередко придерживаются и суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях.11 И это вполне оправданно. Административное
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
9. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4346.
11. Ренер Н.А. Криминалистическая характеристика незаконного оборота янтаря // Российский следователь. 2016. № 12. С. 5 - 7.
12. Федеральный закон от 30.12.2015 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть I), ст. 59.
13. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
14. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П // Собрание законодательства РФ, 10.03.2014, № 10, ст. 1087.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П // Собрание законодательства РФ, 08.02.2010, № 6, ст. 699 (Постановление).
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 № 15-П // Собрание законодательства РФ, 19.07.2010, № 29, ст. 3983.
18. Бондарь Е.О., Фадеева И.В. Проблемы определения вины юридического лица по законодательству об административных правонарушениях // Современное право. 2016. № 2. С. 105.
19. Жданова Е.И. Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 16, 18.
20. Зырянов С.М. Еще раз об общественной опасности административного правонарушения // Административное право и процесс. 2017. № 6. С. 43 - 46.
21. Каплунов А.И., Лебедева О.О. Производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения как структурный элемент административного процесса // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 73.
22. Никитин С.В. Проблемы реформирования законодательства об административной ответственности юридических лиц в сфере экономической деятельности // Закон. 2016. № 3. С. 102 - 108.
23. Попугаев Ю.И. О внутриотраслевой коллизии норм, предусматривающих административную и уголовную ответственность, способы ее разрешения // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 10 - 15.
24. Россинский Б.В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной ответственности // Административное право и процесс. 2017. № 6. С. 38.
25. Россинский Б.В. Почему в Российской Федерации утвердился институт административной ответственности юридических лиц и пришло ли время его ликвидировать? // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 5 - 13.
26. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012. С. 9.
27. Солдатов А.П. К вопросу об административной ответственности юридических лиц // Общество и право. 2012. № 5(42). С. 223.
28. Соловей Ю.П. Законы Мерфи в творчестве Б.В. Россинского // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 2. С. 74.
29. Соловей Ю.П. К вопросу о реформе законодательных основ административной ответственности // Законодательство об административных правонарушениях: современное состояние и пути совершенствования: материалы заседания круглого стола (3 марта 2014 г.). Тула: Аквариус, 2014. С. 38.
30. Соловей Ю.П. Рецензия на монографию П.П. Серкова «Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы» // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 50.
31. Смирнов Н.Н. Юридическое лицо как субъект ответственности: общие вопросы права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2014. С. 18, 20.
32. Стахов А.И. Степень вины как специальный критерий индивидуализации административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 4. С. 89.