Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения и совершенствования знаний в области государственного и муниципального управления связана как с важностью самой проблемы повышения эффективности местной власти, так и с проводимой в России муниципальной реформой процессом сложным и противоречивым.
Изучению вопросов повышения эффективности деятельности органов власти и управления уделено немало места в отечественных и зарубежных исследованиях, данной проблемы касаются многие современные исследователи: экономисты, социологи, политологи, философы. Вместе с тем ведущие специалисты весьма справедливо констатируют, что в современной российской практике данная проблема освоена пока явно недостаточно, хотя и есть ряд авторитетных авторов, последовательно ее разрабатывающих. Исследованию проблем эффективности органов местного самоуправления, критериев и показателей их результативности посвящен ряд научных трудов. Особого внимания заслуживает обсуждение концептуальных подходов к проблеме эффективности муниципального и муниципального управления в работах, вышедших в последние годы и за рубежом, и в России. Данный аспект остается актуальным для современной России, где в рамках административной и муниципальной реформы, вводятся и апробируются различные методики оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образований. Качественное своеобразие государства требует своей шкалы измерения и оценки его рациональности и эффективности.
Объектом изучения является г. Санкт-Петербург.
Предметом изучения оценка эффективности управления деятельности органов местного самоуправления.
Цель работы – изучить особенности муниципального управления в городах федерального значения.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
изучить законодательную базу организации местного самоуправления в городах федерального значения и ее специфика;
раскрыть законодательство и практику муниципального управления ;
представить характеристику г. Санкт-Петербург;
выявить проблемы муниципального управления в г. Санкт-Петербург;
разработать рекомендации по формированию муниципального управления в г. Санкт-Петербург;
разработать пути совершенствования функций местных органов власти в г. Санкт-Петербург.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: исторический метод, сравнительно-правовой анализ и системный анализ.
Работа состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
1.1 Законодательная база организации местного самоуправления в городах федерального значения и ее специфика
Особенности местного самоуправления в городах федерального значения связаны с территориальным делением городов и разграничением полномочий между муниципальными образованиями и органами исполнительной власти на местах.
Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ1 [1] обусловлено реализацией государственной концепции разграничения полномочий между уровнями власти, цель которой - повышение эффективности власти. По своему значению Федеральный закон № 131-ФЗ является одним из базовых в системе законодательных актов, направленных на достижение указанной цели. Он положил начало реформе местного самоуправления, направленной на то, чтобы местная власть имела возможность более качественного оказания общественных услуг населению. В рамках совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти в период с 2004-го по 2006 г. продолжался процесс уточнения полномочий органов местного самоуправления и перечня вопросов местного значения. Необходимость внесения части изменений имела объективный характер и была обусловлена потребностями правоприменительной практики. В частности, к вопросам поселений отнесено создание условий для развития малого предпринимательства. Органы власти в муниципальных районах получили право решать вопросы в сфере оказания услуг учреждениями культуры и спорта. Другие изменения полномочий обусловлены развитием отраслевого законодательства, например, принятием Водного и Лесного кодексов.
Осуществление местного самоуправления в городах федерального значения имеет свои особенности, и поэтому органам государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга предоставлен значительно больший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации объем полномочий в этом вопросе. Города федерального значения сами определяют вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества. Законодательные органы власти Москвы и Санкт-Петербурга индивидуально подошли к установлению объема полномочий органов местного самоуправления. В Санкт-Петербурге перечень вопросов местного значения шире, и эти вопросы более значимы по содержанию. Например, предусмотрено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; к полномочиям органов местного самоуправления отнесены многие работы в области благоустройства территорий, участие в мероприятиях по охране окружающей среды, создание условий для развития физической культуры и спорта [2, с. 46].
Таким образом, особенности муниципального управления в городах федерального значения - это специфический порядок организации местного самоуправления, обусловленный особенностями статуса городов федерального значения.
1.2 Законодательство и практика муниципального управления
Местное самоуправление является организацией власти на местах, которая предполагает самостоятельное решение населением конкретного муниципального образования вопросов местного значения.
Только когда все основы деятельности местного самоуправления будут функционировать должным образом, тогда и местное самоуправление станет эффективным рычагом организации местной власти. Как мы полагаем, правовая основа служит одной из самых важных в регулировании деятельности ОМС.
Правовая основа местного самоуправления состоит из ряда нормативно-правовых актов, основным из которых является Конституция РФ; затем можно отметить достаточно важный международный источник – Европейскую хартию местного самоуправления, которая определяет основы местного самоуправления для многих стран, что говорит о схожести моделей местных властей [3, с. 77].
Также, в структуру правовой основы входят федеральные законы, законы субъектов РФ, уставы МО и иные правовые акты, которые могут устанавливать положения, касающиеся вопросов деятельности ОМС.
Однако, не все нормативные акты будут составлять правовую основу, а только те, которые можно назвать базовыми, именно те, которые мы перечисляли выше, включая ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Кроме того, важной составляющей, как уже упоминалось, является Европейская хартия местного самоуправления, так как она является основополагающим актом, на который опираются остальные российские законы о местном самоуправлении.
Таким образом, в структуру правовой основы самоуправления входит нормативно-правовые акты различных уровней властей: федеральные, региональные и муниципальные. При формировании правовой основы необходимо учитывать лишь системный подход, так как при ином подходе невозможно будет охватить такое множество законодательных актов.
Кроме того, среди законов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, можно выделить:
Бюджетный кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ;
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и иные законодательные акты [4, с. 19].
Европейская хартия содержит в себе 18 статей, каждая из которых создает основы местного самоуправления для стран, подписавших её. В ней устанавливается понятие местного самоуправление, сфера компетенции, законодательные основы и все основные положения.
Глава 8 Конституции РФ посвящена именно местному самоуправлению. Она содержит в себе 4 статьи, которые задают основу для всего российского законодательства о местном самоуправлении.
Бюджетный кодекс РФ регулирует составление бюджетного плана для муниципального образования, а налоговый кодекс регулирует порядок сбора и установление видов местных налогов с населения.
Основным законом, который регулирует деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем также происходит разграничение полномочий ОМС и государственных органов власти, которые Конституцией РФ относятся к сфере совместного ведения.
В свое время, принятие данного законодательного акта стало важным шагом к законодательному закреплению демократичного характера российского государства, так как местное самоуправление служит прямым доказательством соблюдения демократического строя, а также на местном уровне российские граждане могут непосредственно реализовывать свое право на участие в государственном управлении.
В тексте Закона происходит разграничение;
полномочий органов государственной власти РФ;
полномочий органов государственной власти субъектов в сфере местного самоуправления;
предметы ведения местного самоуправления [5, с. 40].
Согласно нормам данного закона, государство гарантирует гражданам развитие местного самоуправления. В связи с этим оно должно создавать все необходимые условия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
2. Чиркин, В.Е. Государственное управление: элементарный курс / В.Е. Чиркин. - М.: Инфра-М, 2019. - 165 с.
3. Моисеев, А.Д. Муниципальное управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Моисеев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 159 с.
4. Мухачев, И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / И.В. Мухачев. - М. : ЮНИТИ, 2019. - 399 с.
5. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов. - М.: ИНФРА- М, 2019. - 382 с.
6. Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: Флинта, 2019. - 351 с.
7. Васильев, В.И. Местное самоуправление / В.И. Васильев. - М.: Мысль, 2019. - 266 с.
8. Мищеряков, Ю.Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление / Ю.Н. Мищеряков // Муниципальное право. - 2019. - № 3 (55). - С. 77 - 84.
9. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление / А.И. Радченко. - М.: МарТ, 2018. - 605 с.
10. Сажнева, С.В. Особенности формирования механизма принятия управленческих решений в условиях рыночных отношений / С.В. Сажнева // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - №5. - С. 45 - 66.
11. Холопов, В.А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода к стратегическому планированию / В.А. Холопов // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - №13. - С. 77 - 109.
12. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2019. - 159 с.
13. Смирнов, Э.А. Управленческие решения: учебник для вузов / Э.А. Смтрнов. - М.: РИОР, 2019. - 138 с.
14. Праскова, С.В. Единая местная администрация для поселения и муниципального района: шаг вперед и два назад? / С.В. Праскова // Муниципальное право. - 2018. - № 3 (55). - С. 6 - 19.
15. Шамарова, Г.М. Эффективность принятия управленческих решений в системах муниципального управления / Г.М. Шамарова // Управление персоналом. - 2019. - №1. - С. 98 - 183.