Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемам содержания правового статуса кандидата в депутаты в современной науке конституционного права последние годы уделяется повышенное внимание. Это обусловлено особой ролью народного представителя в общественно-политической жизни, а также сложностью и противоречивостью развития отдельных парламентских институтов.
Избирательное законодательство, в развитие положений Конституции РФ, политико-правовой потенциал которой еще не реализован в полной мере, старается обеспечить равное положение участников избирательной кампании путем ограничения прав кандидатов, занимающихся определенной деятельностью, воздействовать на избирательный процесс, используя свои профессиональные возможности.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового статуса кандидата в депутаты и его представителей.
Предметом исследования являются правовые акты, регулирующие правовой статус кандидата в депутаты и его представителей.
Целью исследования является анализ правового статуса кандидата в депутаты и его представителей.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть конституционно-правовой статус депутата;
– исследовать требования к лицам, избираемыми депутатами;
– раскрыть порядок выборов депутатов;
– проанализировать гарантии деятельности кандидатов.
Методологическая основа исследования. В рамках методологического поля исследования акцент был сделан на общенаучном диалектическом методе познания, системном подходе и междисциплинарном синтезе. Проведение исследования базировалось на принципах историзма, объективности, системности и комплексности.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов, как: В.Ю. Бабанин, Е.Ю. Золотарёва, Н.А. Макарова, Н.А. Макарова, Г.О. Петрова, А.А. Петров, И.В. Упоров, А.Б. Абазов и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Общие положения правового статуса кандидата в депутаты и его представителей
§ 1. Конституционно-правовой статус депутата
Проблемам содержания правового статуса кандидаты в депутаты в современной науке конституционного права последние годы уделяется повышенное внимание. Это обусловлено особой ролью народного представителя в общественно-политической жизни, а также сложностью и противоречивостью развития отдельных парламентских институтов. В работе рассматриваются такие категории, как конституционно-правовой и административно-правовой статус депутата, а также их соотношение при осуществлении деятельности парламентария.
Проблемам содержания правового статуса депутата в современной науке конституционного права последние годы уделяется повышенное внимание. Это обусловлено особой ролью народного представителя в общественно-политической жизни, а также сложностью и противоречивостью развития отдельных парламентских институтов. Депутат в системе отношений народного представительства занимает особое место, которое в первую очередь определяется основополагающими и руководящими началами устройства государства и общественной жизни, закрепленными в Конституции РФ.
Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента, статуса депутатов Федерального Собрания имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламентариев и имеющиеся у парламента «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту РФ, исполнительной и судебной властям позволяют обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.
Депутаты Госдумы – это представители, избранные гражданами страны, которые осуществляют законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа.
Конституционно-правовой статус депутата определяется Конституцией и федеральными законами. Правовой статус депутата Государственной Думы РФ состоит из конституционных норм, которые закрепляют его положение в государственных органах власти. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ включает в себя: правовые нормы, устанавливающие правовые основы деятельности депутата, его полномочия, гарантии при осуществлении им депутатской деятельности; правовые нормы, регулирующие порядок избрания и прекращения полномочий депутата Госдумы РФ .
Депутат Государственной Думы – это лицо, избранное населением в состав Государственной Думы и призванное участвовать в осуществлении законодательной власти, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа Российской Федерации.
Парламентаризм является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике, и поэтому он вызывает к себе пристальный интерес. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, парламентарий осуществляет законодательные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. В правовом государстве статус парламентариев определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами.
Конституционно-правовой статус депутата закреплен в Конституции РФ , в ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , в ФЗ от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и в иных нормативно-правовых актах РФ и субъектов РФ.
В статье 97 Конституции РФ устанавливаются требования к лицам, которые могут быть избраны депутатами Госдумы: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».
Депутаты ГД РФ, соответственно со своим статусом, осуществляют в парламенте законодательные и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. Действующая Конституция закрепляет принцип взаимоотношений депутата Госдумы с его избирателями по принципу «свободного мандата. Это означает, что юридически депутат не связан поручениями избирателей, а действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании избиратели не могут отозвать депутата, который не оправдал их доверия.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
II. Основная и специальная литература
4. Алиев Д. Понятие и содержание правового статуса депутатов // Государствоведение и права человека. 2017. № 2 (06). С. 38-40.
5. Бабанин В.Ю. Эволюция избирательных систем, применяемых при выборах депутатов Государственной думы федерального собрания России в конце XX – начале XXI века // Вопросы теории и практики избирательного законодательства, посвященные 25-летию избирательной системы Краснодарского края. Материалы межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. А.Д. Черненко; отв. ред. Н.Ю. Турищева. 2019. С. 53-59.
6. Золотарёва Е.Ю. К вопросу о необходимости применения принципа пропорциональности при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты на выборах в российской федерации // Аллея науки. 2020. № 2 (41). С. 404-408.
7. Кондрашов А.А., Бурухин В.В. Правовые проблемы депутатской неприкосновенности // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 5 (21). С. 19-22.
8. Кузнецов А.А., Булавко А.А. Правовые аспекты статуса депутата государственной думы федерального собрания // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 4-3 (62). С. 203-206.
9. Леонов А.П. Основания и условия утраты правового статуса депутата государственной думы в российской империи и российской федерации: история и современность // Актуальные проблемы и перспективы развития научной школы Хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения. Сборник научных трудов по материалам Второй всероссийской научной конференции. Под редакцией А.А. Демичева, К.А. Демичев. 2019. С. 102-115.
10. Макарова Н.А. Проблемы законодательства о выдвижении кандидатов в депутаты муниципального образования // Студенческий вестник. 2020. № 41-3 (139). С. 13-15.
11. Олинов И.И. Особенности правового статуса депутата в Российской Федерации // Студенческий вестник. 2020. № 16-3 (114). С. 81-82.
12. Орищенко В.В., Чирков Д.К. Основания возникновения полномочий депутата // Контекст и рефлексия: сборник статей по итогам проведения III студенческой научно-теоретической конференции Департамента фундаментальной подготовки и Центра гуманитарных исследований РГУТИС. 2018. С. 90-93.
13. Петрова Г.О., Петров А.А. «Игра в выборы» или ликвидация «лишних» кандидатов в депутаты // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2020. С. 108-111.
14. Савченко М.С. К вопросу о правовом регулировании статуса депутатов региональных парламентов // Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения: сборник тезисов по материалам V Национальной конференции. Краснодар, 2020. С. 102.
15. Сухачева К.И. Особенности правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления в субъектах РФ // Конституционный правопорядок: вопросы теории и практики. Сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 2019. С. 269-273.
16. Упоров И.В., Абазов А.Б. Понятие депутата представительного органа местного самоуправления и основные проблемы правового регулирования муниципальных выборов // Векторы развития современной науки. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.Б. Нигматуллин. 2018. С. 199-203.