Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, применение английского языка в российских школах становится все интенсивнее с каждым годом. Так, на английском языке ведутся школьные проекты, для которых очень важно правильно использовать англоязычные источники информации.
Во-вторых, современность требует от человека быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умения перестраиваться с одного вида деятельности на другой, эффективно ориентироваться в широком потоке информации, уметь в условиях высокой степени неопределенности оперативным образом принимать необходимые решения, постоянно самообучаться, обладать умением трудится в проектной деятельности, порождать новые оригинальные знания, относиться к действительности максимально творчески. Свойственный настоящему времени рост интеллектуализации труда, обусловленный информатизацией общества, возникновение и активное развитие информационной индустрии, – все это приводит к активному повышению спроса на знания, высокие интеллектуальные способности личности, а также ее способности к творчеству. То есть творческие способности на современном этапе являются неотъемлемым атрибутом личности.
В-третьих, происходящие в обществе изменения свое отражение неизменно находят в изменении стратегии и содержания образования. То есть в качестве одного из приоритетных направлений в образования сегодня становится подготовка будущих активных членов профессиональной и общественной жизни в условиях развития творческого потенциала подростков, учета их способностей к формированию новых знаний, поиска развивающих технологий практически на всех ступенях школьного образования. То есть современная реальность требует всестороннего развития личности человека, обязательной реализации его творческих способностей, создания необходимых условий для дальнейшего творческого совершенствования.
В-четвертых, компьютеризация и автоматизация всех областей общества, внедрение в большинство процессов новых технологий требует от человека активизации его интеллектуальных способностей, рождает новые средства для осуществления творческой деятельности, заметным образом расширяют границы творчества, предоставляет человеку новые формы самовыражения, а также реализации творческих идей. Именно поэтому в рамках школьного обучения все более значимым становится применение интернета и, в том числе, вики технологий.
Таким образом, изменившиеся требования к личности, ставящие на первое место интеллектуальные и творческие способности, возрастающая роль английского языка, расширение возможностей творческого развития личности с помощью информационных технологий, – все это в совокупности делает работу, целью которой является использование вики-технологии в краеведческих проектах школьников на английском языке, актуальной.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся средней школы;
- проанализировать информационные технологии как средство формирования творческих способностей учащихся в школьном проектировании;
- дать определение особенностям википедии и вики технологии;
- определить особенности школьных проектов на английском языке;
- проанализировать конкретный пример применения вики технологии в краеведческих школьных проектах.
Объектом исследования в данной работе являются вики технологии, а предметом – краеведческие школьные проекты на английском языке.
Гипотеза исследования: формирование творческих способностей у школьников в краеведческих проектах будет более успешным, если буду применяться вики технологии;
Методы исследования: 1) теоретические: анализ документных источников, метод сравнения и сопоставления, метод табличного предоставления данных, синтез полученной информации; 2) экспериментальный.
Обзор литературы по да данной теме включает анализ работтаких исследователей, как:
1) И.В. Дубровина, М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова, А.А. Люблинская, Н. Михайлова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Прихожан, С. Юсфин [1-7] и др., объектом исследования которых стали психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
2) Д.Б. Богоявленская, Л.К. Веретенникова, Г. Гиргинов, Н.В. Гончаренко, Б.М. Теплов, Б.А. Титов, В.Д. Шадриков, Е.Л. Яковлева [8-15] и др., особое внимание уделившие творческим способностям личности;
3) М.Б. Алексеева, Е.В. Березина, И.В. Гребенев, В.А. Гусейнов, Г.М. Марданова, Г.М. Коджаспирова, К.А. Курманалиев, Mattison D., LeLouf J.W., Ponterio R. [16-23] и др., в своих работах затрагивавшие вопросы организации уроков, в том числе иностранного языка, с применением интернет технологий.
4) И. П. Топленкина, В. В. Сафонова, П. А. Корниенко, Н. А. Годунова [24-27] и др в работах по использованию краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам.
Однако комплексного исследования по данной теме пока еще проведено не было.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении вопроса использования вики-технологии в краеведческих проектах школьников на английском языке.
Теоретическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования в теории школьного проектирования, а практическая значимость – в возможности применения результатов в проектировании по теме краеведения на иностранном языке.
Экспериментальная база исследования: 20 учеников 6а класса общеобразовательной школы № 134. Период исследования :1-30 мая 2020.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения школьниками вики технологий в школьных проектах
1.1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся средней школы
Творческая деятельность, творческий процесс, творческая личность, творческие способности – все это неизменно выступает в качестве предмета конкретных психолого-педагогических исследований.
Творчество – это особый процесс человеческой деятельности, который направлен на создание качественно новых как материальные, так и духовные ценностей [3, c. 76].
Творчество – это также процесс, в результате которого возникает определенный новый, ранее не существовавший продукт. Конечно же, что в процессе творчества в учебной ситуации создается такой продукт только субъективно (для воспитанника) новый; однако характер самого процесса от этого вовсе не перестает быть творческим.
Отдельные исследователи предлагают разделять субъективные и объективные стороны творчества. Так, например, Г. Гиргинов [10, c. 29] пишет, что с субъективной позиции творчество определяется самим процессом творения, даже в том случае, если конечный результат для общества не обладает новизной. В психолого-педагогическом плане не только изменение внешнего мира, но также и преобразование внутреннего мира отдельно взятой личности, развитие ее способностей к внутреннему диалогу неизменно становится частью субъективного творчества.
В работах таких исследователей, как В. Оконя, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса прослеживается определенная взаимосвязь понятий «личность», «индивидуальность», а также «творчество». В. Оконь подчеркивает, что личность формируется именно в результате воздействия: мира на личность человека в различных фазах его развития и самого человека на окружающий его мир. Индивидуальность личности при этом является в определенном смысле
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2012. – 412 с.
2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. о – во России, 2013. – 488 c.
3. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Академия, 2004. – 376 с.
4. Михайлова, Н. Понимать детство/ Н. Михайлова, С. Юсфин. – М.: Народное образование, 2009. – 188 с.
5. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе/ А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 98 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: «Академия», 2010. – 456 с.
7. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способносте: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 210 с.
9. Веретенникова, JI.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников / Л.К. Веретенникова. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2006. – 198 с.
10. Гиргинов, Г. Наука и творчество/ Г. Гиргинов. – М.: Прогресс, 1999. – 246 с.
11. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке/ Н.В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 42 с.
12. Теплов, Б.M. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 322 с.
13. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: Питер, 2009. – 286 с.
14. Шадриков, В.Д. Теоретические взгляды на природу способностей / В.Д. Шадриков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 окт. 2005 г. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. – С. 12-19.
15. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопр. психологии. –1996. – № 3. – С. 29 - 34.
16. Алексеева, М.Б. Технология использования систем мультимедиа: учеб. пособие / М.Б. Алексеева, С.Н. Балан. – СПб.: Питер, 2014. – 264 с.
17. Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И.В. Гребенев // Педагогика. – 2004. – №5. – С.47 - 50.
18. Гусейнов, В.А. Внедрение ИКТ в систему преподавания дисциплин общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов / В.А. Гусейнов // Междунар. журн. экспериментал. образования. – 2013. – № 4. – С. 101 - 104.
19. Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.М. Марданова. – Ижевск 2005. – 23 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Педгогика, 2005. – 276 с.
21. Курманалиев, К.А. Формирование нового подхода в работе с мультимедийной технологией/ К.А. Курманалиев // Политические институты и процессы. – 2016. – №1. –С.13-18.
22. LeLouf J.W., Ponterio R. On the Net. Wikipedia: A Multilingual Treasure Trove // Language Learning & Technology. – Vol.10, No.2, May. – p.4-7. – 2006. [Электронный ресурс] http://llt.msu.edu/
23. Mattison D. Quickiwiki, Swiki, Twiki, Zwiki and the Plone Wars Wiki as a
PIM and Collaboration Content Tool. Infotoday, 2003. – No.4, Vol.11. – [Электронный ресурс] http://www.infotoday.com/searcher/apr03/mattison.shtml
24. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка / И. П. Топленкина //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3. С. 72 - 74. Библиогр.: с. 126.
25. Сафонова В.В. Культуроведение в современном языковом образовании / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе.- 2001.-№3. С. 34 - 36. Библиогр.: с. 118.
26. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе/ П. А. Корниенко //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6. – С. 34 - 35. Библиогр.: с. 101.
27. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам/ Н. А. Годунова // Иностранные языки в школе. – 2006. – №7. – С. 17-18. Библиогр.: с. 124.
28. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М.: Просвещение, 2004. – 278 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / председат. науч.-ред. совета А. М. Прохоров. – М.: БРЭ, 1999. – Т. 2. С. – 476 с.
30. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общ. ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 196 с.
31. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 232 с.
32. Новикова, А.В. Понятие «мультимедийные технологии» в современной науке / А.В. Новикова // Вестн. магистратуры. – 2015. – №2-2. – С.12 - 5.
33. Юнусова, С.С. Мультимедиа технология: учеб. пособие / С.С. Юнусова. – Челябинск, 2014. – 298 с.
34. Азимов, Л.Б. Активные формы преподавания: учеб. пособие / Л.Б. Азимов, Е.В. Журавская. – М.: Академия, 2010. – 216 с.
35. IGI Global [Электронный ресурс] https://www.igi-global.com/dictionary/wiki-technology/36510
36. Wikipedia at 15: How the Concept of a Wiki Was Invented [Электронный ресурс] https://time.com/4177280/wiki-history-wikipedia/
37. Вики-технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_12892251_33947122.pd
38. Spotlight 6. Английский язык 6 класс [Электронный ресурс] https://gdz.ru/class-6/english/reshebnik-rabochaya-tetrad-angliyskiy-v-fokuse-spotlight/