Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Снижение двигательной активности в связи с развитием науки и техники, внедрения наукоемких технологий в учебный и рабочий график людей – это естественное явления. Машины и механизмы значительно облегчили труд и жизнь людей. Благодаря новейшим научным разработкам увеличилась производительность труда на предприятиях и учебных заведениях. Современные информационные технологии вытеснили рутинный не эффективный труд, который выполнял человек простейшими средствами. Однако, благо, – результаты научно-технического прогресса, породили проблему гипокинезии, обусловили проблему снижения показателей здоровья людей, занятых в производстве, научной сфере.
Проблема исследования: каков механизм профилактики и последствий от развития гипокинезии?
Объект исследования: гипокинезия в жизнедеятельности современных школьников
Предмет исследования: методика занятий физическими упражнениями
Цель: раскрыть предпосылки повышения показателей здоровья современных школьников через механизмы влияния двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями
Задачи:
1. Изучить по литературным источникам теоретические основы влияния гипокинезии на снижение показателей здоровья современного школьника
2. Охарактеризовать взаимосвязь гипокинезии с показателями здоровья школьников
3. Представить методику занятий физическими упражнениями
Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, анализ опыта работы учителей физической культуры
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Текст работы изложен на 30 страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ГИПОКИНЕЗИИ НА СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Гипокинезия и ее роль в снижении показателей здоровья
Развитие науки и техники, внедрение наукоемких технологий в учебный и рабочий график людей способствовало развитию социально-экономической сферы общества: выросла производительность труда, труд стал более интересным и качественным, результаты труда приносят пользу обществу.
Бурное развитие научно-технического прогресса пришло в противоречие с биологической сущностью человека, который не способен меняться столь стремительно как наука и техника: биологические процессы меняются значительно медленнее, чем средства производства.
Возникает проблема снижения двигательной активности людей, которая практически нем нужна в выполнении функциональных обязанностей на рабочем месте, учебе, в быту. Однако, без двигательной деятельности человеческий организм не может существовать. По определению физиолога И.П. Павлова: «Тело человека состоит из массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть тела, исторически тренированную, в покое, не дать работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего существа, эмоций» (Павлов И.П., 1951, с. 34).
Резкая смена жизнедеятельности приводит к катастрофическим последствиям для организма, начиная с периода дошкольного детства.
Современные школьники, как замечает Иванова И.В. (2010), не соблюдают нормы здорового образа жизни. По мнению автора работ по проблеме здоровьесбережения школьников Григоренко А.П. (2011) недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, вызывает ряд серьезных изменений в организме детей и подростков.
Термин «гипокинезия» состоит из двух греческих слов «hypo» –понижение, уменьшение, недостаточность и «kinesis» – движение. Интерпретируя понятие «гипокинезия» на современный русский язык, подчеркнем, что это особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности.
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями учебы или работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и другими причинами.
Последствиями гипокинезии становится гиподинамия. Гиподинамия (греч. hypo – понижение; dinamis – сила) – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Длительная гипокинезия приводит к атрофическим изменениям в мышцах, общей физической растренированности сердечно – сосудистой системы, понижению ортостатической устойчивости, изменению водно – солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. (Гаркуша С.В., 2013).
По данным работ А.А. Баранова (2013) гипокинезия наблюдается у 50% школьников в возрасте 6–8 лет, у 60% школьников 9–12 лет, у 75–80% школьников старшего возраста. Прослеживается закономерность: чем старше школьный возраст, тем более распространена гипокинезия в образовательной среде.
Приведем причины распространения гипокинезия в образовательной среде. Во-первых, это статическое положение сидя при выполнении учебных заданий, как привило, выполняемых школьниками за ученическими столами, во-вторых, зависимость современных школьников от компьютерных технологий, которые способствуют развитию познавательного интереса, но снижают двигательную активность.
Например, на уроках в школе учащимся приходится ограничивать природную двигательную активность, длительное время выполнять учебные задания в статической позе сидя. Как указывает Богомолова Е.С. (2006) малоподвижное положение отражается на функционировании систем организма, особенно сердечно - сосудистой и дыхательной. Последствия от длительного положения статистических поз приводит к поверхностному (неглубокому) дыханию. Как правило, снижается обмен веществ, циркуляция крови замедляется с последствиями скопления крови в венах – образуется застой крови в нижних конечностях. Снижается работоспособность не только организма, но и мозга: теряется концентрация внимания, ухудшается память, появляется потеря в координации движений, увеличивается время мыслительных операций (Кучма В.Р., 2009).
В результате низкой двигательной активности в организме школьника, как и любого человека, нарушаются нервно–рефлекторные связи, как природные биологические процессы и, которые закреплялись в процессе многовекового тяжелого физического труда предков. Последствия от снижения двигательной деятельности: расстройство регуляции деятельности сердечно – сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие дегенеративных заболеваний (Антонова Е.В., 2009).
Недостаточная активность приводит к дефициту кислорода. Снижение кислорода ухудшает снабжение клеток организма питательными веществами и выводу токсичных веществ из организма. По мнению Баранов А.А (2013) отрицательные последствия гипокинезии способствуют снижению сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Сердечно - сосудистая система без достаточной физической нагрузки формирует слабое и нетренированное сердце, что, в последствие приводит к сердечно - сосудистым заболеваниям. Отсутствие двигательной деятельности с избыточным питанием приводит к изменению антропологических параметров человека – начинается процесс ожирения, увеличения массы тела за счет жирового компонента.
Средством профилактики гипокинезии является умеренная двигательная активность и физические нагрузки (Матвеев Л.П., 2008). Занятия физической культурой и спортом создают предпосылки для развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей индивидов (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2010).
По мнению Иванова И.В. (2010) двигательная активность является фактором, который обусловливает жизнедеятельность структурно–функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития.
Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательные условия сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни современных школьников (Гаркуша С.В., 2013).
Наряду с физическими и функциональными преобразованиями занятия физическими упражнениями вызывает положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение (Антонова Е.В., 2009).
Таким образом, движение, двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом являются необходимыми условиями сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, средством профилактики заболеваний и последствий гипокинезии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Е.В. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту/ Е.В. Антонова, Н.И. Макеев, В.А. Родионов // Педиатрическая фармакологи.- 2009. - Т. 6. - № 4.- С. 120-122.
2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с
3. Бальсевич В.К. Организация непрерывного контроля за двигательной функцией организма спортсмена // Теория и практика физической культуры, 2014, № 5
4. Баранов А.А. Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин. - М., 2009. – 20 с
5. Баранов АА, Альбицкий ВЮ, Модестов АА, Косова СА, Бондарь ВИ, Волков ИМ. Заболеваемость детского населения России. - Москва: ПедиатрЪ; 2013. 280 с.
6. Безопасность и здоровьесберегающие технологии в образовании: монография / А.П. Григоренко, А.Ю. Шерпаева, А.З. Боброва [и др.]; под общ.ред. Н.В. Лалетина, - Красноярск: Центр информации, 2011.- 194с.
7. Гаркуша С.В. Физическое воспитание учеников и студентов: современные проблемы и пути решения / Здоровье для всех. Научно–практический журнал. – Пинск : ПолесГУ, 2013. – №2 – С. 30–33.
8. Губа В.П. Научно–практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В.П. Губа, О.С. Мороз, В.В. Парфененков; под общ. ред. В.П. Губы. – М.: Сов. Спорт, 2008.– 206 с.
9. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М: Советский спорт, 2016. - 200 с.
10. Иванова И.В. Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков – школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально- экономических условиях: автореф. дис.…докт. мед. наук / И.В. Иванова. – Ярославль: ГОУ ВПО «ЯГМА», 2010. – 26 с
11. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. 3-е.изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2006. 208 с.
12. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 200 с.
13. Кучма В.Р. Образовательная программа «Здоровье школьника» / В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова, Ю.Г. Мовшин // Вопросы детской диетологии. – 2009. –Т. 7. - №1. - С. 49-52
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.
15. Мальчевская И.В. Организация деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса: автореф. дис…канд. пед. наук / И.В. Мальчевская. – Москва: НОУ ВПО «Российский Новый Университет»,2006. – 24 с.
16. Модестов А.А, Косова СА, Неволин Ю.С, Фаррахов А. З., Федоткина С.А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013; 31(3)
17. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С. Богомолова [и др.]. - Н.Новгород: НГМА, 2006. - 260 с.
18. Павлов И.П. Лекции по физиологии 1912–1913 гг. – Полн. собр. соч., т.5. – М. – Л., 1951
19. Рубцова И.В. Оптимальная двигательная активность. Учебно–методическое пособие для вузов. – Воронеж: ИПЦ ВГ, 2007. – 23 с.
20. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И.) – М.: Издатель НЦЗД, 2012 – 181 с.
21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 122 с.
22. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 2013, 224 с.
23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. Пособие для студентов высш. учеб заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура». М.: Академия, 2010. 479 с.
24. Цыбиз Г.Г. Морфофункциональные изменения в организме / Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни. Омск, 2016. – С.78-79.
25. Шипилина И.А. Фитнес – спорт / И.А. Шипилина. - М.: ФиС, 2004. - 361с.